Все музыканты // Вьерн, Луи Виктор Жюль - Творчество
22 января 2011Оглавление:
1. Вьерн, Луи Виктор Жюль
2. Творчество
3. Дискография
Музыкальный талант Л. Вьерна был весьма многогранным. Выдающийся органист, он в течение 37 лет занимал должность титулярного органиста Собора Парижской Богоматери одного из престижнейших постов Франции. Вьерн был блестящим виртуозом и славился своими импровизациями, три из которых были записаны в 1928 году и впоследствии транскрибированы Морисом Дюрюфле. Кроме того, Л. Вьерн оставил после себя множество композиций в самых различных музыкальных жанрах. Это музыка для органа, хоровые и вокальные произведения, несколько симфонических сочинений, а также фортепианная и камерная музыка.
Музыкальный язык Вьерна в своем становлении прошёл через различные стили: драматизм и эмоциональный пафос романтизма, нежные «пастельные» краски импрессионизма, крайности модернизма и беспристрастность абстракционизма. А в поздних своих работах композитор обнаружил даже влияние современной музыки и джаза .
Особенности органного языка Л. Вьерна в значительной степени обусловлены богатством звуковой палитры симфонического органа, который постепенно получил признание как концертный инструмент. Этот тип органа обязан своим появлением А. Кавайе-Коллю, который кардинально изменил диспозицию органа, сохранявшуюся в течение нескольких предшествующих столетий, и ввёл дополнительные регистры, имитирующие человеческий голос, явления природы и различные музыкальные инструменты симфонического оркестра. Два главных органа, на которых играл мастер были в XIX веке реставрированы А. Кавайе-Коллем.
Органные произведения
В органном наследии композитора выделяются два основных жанра: симфония и программная пьеса. Его перу принадлежат шесть органных симфоний и уже в самой первой из них проявился собственный стиль композитора: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора, в которых он ищет свои формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей Франка, Видора и Гильмана. Четвёртая симфония, написанная 1914 году после нескольких тяжелых потерь, выделяется своей трагедийной концепцией, раскрываемой через колоссальные звуковые и смысловые возможности органа, чего не удавалось достичь ни одному из предшествующих Вьерну органистов. Две последних симфонии композитора, пятая и шестая, были написаны под впечатлением от гигантских американских органов. В них проявляются новые выразительные средства, наблюдается уход в атональную сферу, отказ от академических традиций и обращение к эстетическим формам XX века.
Среди программных произведений для органа наиболее значительными являются Двадцать четыре пьесы в свободном стиле и четыре сюиты, объединённые общим названием Двадцать четыре фантастические пьесы. Одна из этих пьес, Колокола Вестминстера, является весьма известным произведением и часто исполняется на концертах. Пьесы в свободном стиле, судя по их прозрачной и несложной фактуре, были созданы с педагогическими целями и вполне доступны начинающему органисту.
Фортепианная, симфоническая и камерная музыка
Несмотря на то, что наибольшую известность получили органные сочинения Л. Вьерна, его фортепианные и камерные произведения также весьма многочисленны, хотя и более традиционны. Благодаря своему учителю Ш.-М. Видору, уделявшему много внимания фортепианной подготовке будущих органистов, Луи Вьерн в совершенстве владел этим инструментом, хотя и не считал его «своим». И хотя он отказывался давать сольные фортепианные концерты, в приватной обстановке он исполнял такие виртуозные произведения как «Венский карнавал» Шумана, «Трансцендентные этюды» Листа, сочинения Шопена. Его фортепианное наследие включает несколько ранних опусов, написанную в счастливое время знакомства с будущей женой Бургундскую сюиту, Три ноктюрна, Двенадцать прелюдий, изящные и очень поэтичные Детские силуэты и Одиночество, появившееся после двух тяжелых утрат.
Л. Вьерном написана всего одна Симфония, но его оркестровые произведения включают также Симфоническую поэму для фортепиано и оркестра, Балладу для скрипки и оркестра и Симфонические пьесы для органа и оркестра, представляющие собой авторскую переработку первых трёх органных симфоний.
К жанру камерной музыки Вьерн обращался ещё в юности, создав три произведения в 1894 году, включая Струнный квартет, начатый во время летних каникул и завершённый в сентябре. После более чем десятилетнего перерыва Вьерн вновь обратился к этому жанру, написав Сонату для скрипки и фортепиано, а ещё через несколько лет появились изумительная Рапсодия для арфы и соната для фортепиано и виолончели. Квинтет для фортепиано и струнных был написан в 1917—1918 году и посвящён памяти старшего сына Вьерна, погибшего на фронте во время Первой мировой войны. Завершают список камерных произведений композитора пять программных пьес, объединённых общим названием «Вечера за границей» для фортепиано и виолончели.
Вьерном также создан ряд хоровых и несколько вокальных произведений.
Научная и педагогическая деятельность
В течение почти всей своей жизни Вьерн вёл дневник, который помогали записывать сначала его брат Рене, а после его гибели одна из учениц. В этом дневнике был подробно описан ход его музыкального обучения, сначала в семье, а потом в школе для слепых, включая занятия на фортепиано и сведения об исполняемом репертуаре. Эти дневники были частично опубликованы ещё при жизни Вьерна в 1934 году, а в 1970 году они вышли во Франции целиком.
Луи Вьерн оставил после себя «Органную методику», где изложен опыт всей его работы педагога и концертирующего органиста, встречавшегося с самыми различными инструментами. В ней раскрыты особенности преподавания, представлены взгляды профессионального органиста на инструменты разного времени, изложен проект глобальной реставрации органа собора Парижской Богоматери.
Просмотров: 8711
|