Все музыканты // Вальдеррабано, Энрикес де

23 января 2011





Энрикес де Вальдеррабано — испанский композитор и виуэлист эпохи Возрождения. Родился в 1500 году, предположительно в Пеньяранда-де-Дуэро. Упоминания о нём теряются в 1557 году, и этот год считается годом его смерти.

Творчество

Творчество Вальдеррабано относится к периоду расцвета игры на виуэле в Испании. Он славился искусством сочинения вариаций — так называемых диференсиас. В частности, ему принадлежат сто двадцать вариаций на известный романс «Конде Кларос» — выдающийся образец этого жанра. Также представление о мастерстве композитора в этом жанре могут дать вариации на тему «Королевской паваны», придворного танца, каждая из которых, не нарушая церемонный характер паваны, раскрывает с иной стороны его мелодический и ритмический облик.

Обложка сборника «Лес сирен»

В сборнике «Книга музыки для виуэлы», записанном линейно-цифровой табулатурой и названном «Лес сирен», Вальдеррабано использовал различные песенные и танцевальные жанры. Этот сборник вышел двенадцатью годами позже «Маэстро» Луиса Милана, и он свидетельствует как о том, что Вальдеррабано был хорошо знаком с музыкой Милана, так и о том, что произведения самого Вальдеррабано во многих аспектах являются шагом вперед по сравнению с фантазиями валенсийского мастера. «Лес сирен» состоит из семи книг и включает в общей сложности сто шестьдесят девять различных произведений: первые две книги содержат религиозные сочинения, третья — обработки песен и вильянсико для голоса и виуэлы, четвертая — пьесы для двух виуэл, пятая — фантазии, шестая — переложения для виуэлы полифонических вокальных произведений Жоскена Депре, Жана Мутона и других авторов, а также инструментальные сонеты. В седьмую книгу входят вариации.

Инструментальный сонет — жанр, созданный Вальдеррабано. Девятнадцать его сонетов — это характерные пьесы, типа будущих «Листков из альбома» Роберта Шумана или «Песен без слов» Феликса Мендельсона. В некоторых сонетах господствует атмосфера танца. Сонет XV впечатляет рельефностью контрапунктирующих друг другу мелодических линий.

В своих фантазиях Вальдеррабано следовал образцам, созданным Луисом Миланом. В отношении контрапунктической техники фантазии Вальдеррабано нередко выигрывают по сравнению с милановскими, хотя и не превосходят их глубиной поэтического чувства и чистотой стиля.



Просмотров: 7601


<<< Бласко де Небра, Мануэль
Виктория, Томас Луис де >>>