Все музыканты // Трезвинский, Степан Евтропьевич

22 января 2011





Степан Евтропьевич Трезвинский.1860, село Семигорье Каневского уезда Киевской губернии, ныне Богуславского района Киевской области — 21 марта 1942, Москва) — оперный певец. Герой Труда. Заслуженный артист Республики.

Муж оперной певицы Е. Г. Азерской.

Архивные материалы певца хранятся в РГАЛИ, ф. 911, 30 ед. хр., 1893—1944.

Родился в семье священника. Пел в Нижегородском церковном хоре п/у Городецкого. Окончил Киевскую духовную семинарию. В 1885 был принят на работу учителем Нижегородского начального училища. Однако долго в этой должности не продержался — уехал в Москву поступать в консерваторию.

В 1885—1889 — в Московской консерватории, педагоги: по вокалу — К. Эверарди и Дж. Гальвани; преподаватель оперного класса — Ф. П. Комиссаржевского. В 1891, 1894 и 1903 совершенствовался в Италии.

Некоторые оперные партии готовил под руководством режиссера Малого театра А. П. Ленского, позднее с К. И. Кржижановским.

В 1889—1928 гг. — солист московского Большого театра . В труппе Большого театра гастролировал в Одессе, Н. Новгороде, Новочеркасске, Екатеринодаре, Казани, Ростове-н/Д.

Большую часть творчества занимала концертная деятельность. С 1902 года певец участвовал в работе Кружка любителей русской музыки. В годы Первой мировой войны 1914—1918 стал инициатором создания фонда «Помощь бедным, обращающимся за содействием к артистам». Только за эти военные он организовал свыше 100 благотворительных концертов.

Среди его концертного репертуара: «Сотворение мира» Й. Гайдна, Мессе C-Dur и финал 9-й симфонии Л. Бетховена. Исполнял романсы. Пел п/у У. И. Авранека, И. К. Альтани, А. С. Аренского, Д. И. Похитонова, В. И. Сука, С. Танеева, Н. Фёдорова, П. Фельдта.

После 1917 года остался в Большом театре и принимал активное участие в организации концертов корпорации артистов-солистов Большого театра, шефских концертов для красноармейцев и рабочих, провёл свыше 60 тематических концертов в Большом зале Московской консерватории.

Пружанский А. М. пишет: «Обладал мощным голосом красивого тембра» .

Покинув профессиональную сцену как певец, продолжил еще некоторое время свою работу там: в 1922—1924 — инспектор хора и комендант сцены Большого театра.

1929 — 31 — инспектор труппы Государственного оперного театра им. К. С. Станиславского и заведующий оперной студией.

Кроме того, С.Трезвинский много занимался общественной работой: был членом Музыкального совета московского Дома ученых, оказывал помощь участникам самодеятельности.

Оперный репертуар певца включал свыше 65 партий.

  • 1890 — «Африканка» Дж. Мейербера — Брамин
  • 1890 — «Сон на Волге» А. С. Аренского — Ближний боярин
  • 1891 — «Отелло» Дж. Верди — Лодовико
  • 1892 — «Ролла» А. Симона — Микельанджело
  • 1893 — «Иоланта» П. Чайковского — Рене
  • 1893 — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова — Бермята
  • 1894 — «Зигфрид» Р. Вагнера — Фафнер
  • 1895 — «Дубровский» Э. Направника — Андрей Дубровский
  • 1895 — «Мелузина» И. Трубецкого — Даниил
  • 1895 — «Гугеноты» Дж. Мейербера — Марсель
  • 1895 — «Тушинцы» П. Бларамберга — Степан Редриков
  • 1896 — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно — Отец Лоренцо
  • 1897 — «Генрих VIII» К. Сен-Санса — Кранмер
  • 1897 — «Песнь торжествующей любви» А. Симона — Отец Лоренцо
  • 1898 — «Князь Игорь» А. Бородина — Кончак
  • 1898 — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова — Чуб
  • 1899 — «Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза — Нарбал
  • 1899 — «Забава Путятишна» М. Иванова — Илья Муромец
  • 1900 — «Принцесса Греза» Ю. Блейхмана — Трофимий
  • 1900 — «Ледяной дом» А. Корещенко — Хрущов
  • 1901 — «Анджело» Ц. Кюи, 2-я ред. — Анджело Малипьери
  • 1901 — «Псковитянка» с включением «Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова, 3 ред. — Князь Юрий Иванович Токмаков
  • 1901 — «Сын мандарина» Ц. Кюи — Кау-Цинг
  • 1902 — «Валькирия» Р. Вагнера — Хундинг
  • 1902 — «Вражья сила» А. Серова — Илья
  • 1903 — «Рафаэль» А. С. Аренского — Кардинал Бибиена
  • 1903 — «Добрыня Никитич» А. Гречанинова — Владимир Красное солнышко
  • 1904 — «Наль и Дамаянти» А. Аренского — Бима
  • 1904 — «Опричник» П. Чайковского — Жемчужный
  • 1906 — «Каменный гость» А. Даргомыжского; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова — Статуя Командора
  • 1906 — «Садко» Н. Римского-Корсакова — Лука Зиновьич
  • 1907 — «Нерон» А. Рубинштейна — Балбил
  • 1908 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова — Бедяй
  • 1909 — «Кавказский пленник» Ц. Кюи — Фехердин
  • «Жизнь за царя» М. Глинки — Иван Сусанин
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки — Фарлаф
  • «Борис Годунов» М. Мусоргского — Пимен
  • «Рогнеда» А. Серова — Старик-странник
  • «Юдифь» А. Серова — Озия
  • «Евгений Онегин» П. Чайковского — Гремин
  • «Иоланта» П. Чайковского — Рене
  • «Пиковая дама» П. Чайковского — Сурин
  • «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова — Полкан
  • «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова — Григорий Малюта Скуратов
  • «Алеко» С. В. Рахманинова — Старый цыган
  • «Волшебная флейта» В. А. Моцарта — Зарастро
  • «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера — Бертрам
  • «Жидовка» Ж. Ф. Галеви — Кардинал де Броньи
  • «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Раймонд Бидебенд
  • «Аида» Дж. Верди — Рамфис
  • «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Генрих-Птицелов
  • «Летучий голландец» Р. Вагнера — Даланд


Просмотров: 7642


<<< Сторожев, Никита Леонидович
Тютюнник, Василий Саввич >>>