Все музыканты // Такэмицу, Тору - Влияние на творчество

22 января 2011


Оглавление:
1. Такэмицу, Тору
2. Биография
3. Влияние на творчество
4. Киномузыка
5. Литература о композиторе



Как и любой композитор, Такэмицу испытывал влияние со стороны музыкальных тенденций своего времени. Однако стоит отметить, что формирование Такэмицу как композитора было в то же время уникальным по ряду причин. Во-первых, он был самоучкой, и, не имея классического музыкального образования, сам изучал музыку, ноты, таким образом сформировав свои собственные предпочтения и представление о творчестве, композиции. Такэмицу по-особому воспринимал музыку, и позже его понимание музыки развилось концепцию «музыки как части природы и вселенной, которая постоянно окружает нас». И сочинять музыку он начал уже в 16 лет, не имея даже первичных представлений о композиции, гармонии и т. д. Во-вторых, в начале творческого пути Такэмицу был сильно увлечен западной музыкой, не уделяя внимания традиционной японской, и только через некоторое время, в 1956 году, он сильно заинтересовался ею и использованием в своих произведениях традиционных японских инструментов для оркестра, бивы и сякухати).

И в то же время Такэмицу не был оторван от музыкальной жизни того времени: он общался с композиторами, музыкантами, состоял в объединении Jikken-kōbō, где формировались взгляды на творчество и молодые композиторы и музыканты обменивались идеями, взглядами и т. д. Он был знаком с западной прогрессивной современной классической музыкой, её тенденциями и деятелями, сам сочинял произведения в стиле конкретной музыки. Естественно, это повлияло на его творчество и развитие, где-то не сильно, а где-то и вызвало серьезные изменения в его взглядах и творчестве.

Влияние западной музыки

Западная музыка оказала большое влияние на творчество Такэмицу. Среди композиторов, сформировавших его творчество, называют К. Дебюсси, Джона Кейджа, О. Мессиана, А. Веберна, А. Шёнберга. Такэмицу не только был знаком с их творчеством, но и непосредственно общался и сотрудничал с многими из ведущих композиторов и музыкантов США и Европы: Кейджем, Мессианом, К. Штокхаузеном, Я. Ксенакисом и других. Среди многих композиторов особо выделяют Клода Дебюсси. Говоря о нём, Такэмицу называл его «великим учителем». Он был в курсе того, что и сам Дебюсси, в свою очередь, испытал сильное влияние со стороны восточного, и, в частности, японского искусства. В музыке Такэмицу и Дебюсси можно наблюдать схожие черты, , в фортепианной музыке Такэмицу, как и Дебюсси, использует фрагментарную мелодию, свободную педаль, иногда их музыка сходна в «эфирном», плывущем характере звучания.

Влияние О. Мессиана

Такэмицу довольно рано познакомился с музыкой Мессиана, и его влияние можно видеть уже в ранних работах Такэмицу — к примеру, к тому времени, когда он сочинил Lento in Due Movimenti, он уже услышал Восемь Прелюдий Мессиана. Такэмицу сам писал в книге «Confronting Silence: Selected Writings» о влиянии творчества Оливье Мессиана следующее:

Среди многих вещей, которым я научился, слушая его музыку, наиболее важными являются концепция и понимание цвета, а также ощущение формы времени <…> Прежде всего это чувственное изобилие, касающееся цветового восприятия музыки и звучности. И я подумал: «Вот, это то, что я так долго искал».

Такэмицу и Мессиан сотрудничали и при жизни между ними установилась тесная связь. Сам Мессиан так объяснял свое влечение к японскому искусству: «Японское искусство статично, и я, в свою очередь, сочиняю статическую, неподвижную музыку, потому что я верю в невидимое, в сокрытое. Я верю в бесконечность. И сейчас восток и его жители намного ближе к этому „сокрытому“, и поэтому-то их музыка неподвижна. Музыка, написанная мной, верующим человеком, тоже статична. Это без сомнения объясняет мою тягу к Японии». И музыке Мессиана, и музыке Такэмицу присущи такие характеристики, как статичность, медитативность, отсутствие ощущения развития в каком-то определенном направлении.

Среди работ Такэмицу Quatrain характеризуется наиболее сильным влиянием Мессиана. Такэмицу даже посетил Мессиана в Нью-Йорке и попросил разрешение использовать для своего произведения те же инструменты, которые используются в Quartet for the End of Time Мессиана.

Не последнюю роль играет и восхищение Такэмицу перед духом Мессиана, который не потерял своей страсти к музыке и занимался сочинением даже когда попал в немецкий лагерь во время второй мировой войны. Сам Такэмицу, который лишь и сам испытал ужасы жизни в военных условиях, мог понять трудности, с которыми столкнулся Мессиан и его глубокое желание сочинять музыку. Когда в 1992 году Мессиана не стало, Такэмицу выразил своё сожаление об этой утрате; Оливье Мессиану посвящены некоторые его работы, к примеру, Rain Tree Sketch II, последняя работа композитора для фортепиано.



Просмотров: 9900


<<<