Все музыканты // Струнный квартет
22 января 2011Оглавление:
1. Струнный квартет
2. Наиболее важные авторы струнных квартетов
3. Наиболее значительные коллективы
жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов, а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы.
История формы
Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна на основе популярных во второй половине XVIII века жанров камерной музыки, генетически восходивших к танцевальной сюите. Гайдн кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть медленная часть менуэт быстрый финал.
Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен. Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме, однако на рубеже XX века этот интерес возродился в частности, в творчестве авторов Второй венской школы. В русской музыке основы квартетной традиции были заложены А. П. Бородиным и П. И. Чайковским, а в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах Д. Д. Шостаковича.
Струнные квартеты композиторов второй половины ХХ века в подавляющем большинстве отходят от классической четырёхчастной структуры, которая сохраняется ещё в квартетах Арнольда Шёнберга. Теперь квартет может иметь любое количество частей, причём среди них может не быть ни одной сонатной. Очень распространяются одночастные формы, или многочастные с плавным переходом частей друг в друга. Ещё более радикально обновляется материал, в том числе благодаря штрихам. Уже в квартетных пьесах Веберна совершенно свободно и разнообразно используются такие приёмы звукоизвлечения, как флажолеты, col legno, sul ponticello; необычные для более ранней музыки быстрые пассажи, исполняемые пиццикато. В предельно сжатых веберновских пьесах такие штрихи могут чередоваться чуть ли не каждый такт, если не внутри одного такта. К началу 1970-х годов эта тенденция развивается до того, что целые сочинения могут состоять почти только из нетрадиционных приёмов звукоизвлечения, которых стало гораздо больше. Но даже наиболее радикальные сочинения в плане материала часто зиждились на совершенно академической, иногда даже школьной логике работы.
В противоположность этому имеется и ряд радикальных решений в области формообразования квартета при сохранении традиционного звуковысотного материала. Так, второй квартет Мортона Фелдмана может длиться более пяти часов. Израильский композитор Борис Йоффе, родившийся в Ленинграде и ныне проживающий в Германии, каждый день уже в течение многих лет пишет по одной пьесе для квартета, и каждая пьеса имеет свою логику развёртывания, диктуемую изначальной мыслью. Все эти тысячи коротеньких пьес становятся часть огромной «Книги квартетов». С другой стороны, учитель последнего, знаменитый немецкий композитор Вольфганг Рим, автор двенадцати струнных квартетов, мыслит в более ортодоксальных традициях этого жанра.
Следует упомянуть такие выдающиеся квартетные сочинения Витольда Лютославского и Луиджи Ноно, пять струнных квартетов Брайана Фернихоу, исключительно сложные для исполнителя, но чрезвычайно привлекательные для слушателя. Эллиотт Картер, продолжающий писать и после своего столетия, в пяти струнных квартетах в той или иной степени сумел выразить какие-то фазы развития этого жанра в музыке второй половины ХХ века.
Просмотров: 9344
|