Все музыканты // Страхова, Варвара Ивановна

23 января 2011


Оглавление:
1. Страхова, Варвара Ивановна
2. Оперные партии



Варвара Ивановна Страхова — русская оперная певица.

Муж: Константин Эрманс.

С юных лет и в течение жизни поддерживала дружеские отношения с Сергеем Рахманиновым, с которым в молодые годы у неё был серьёзный роман, потом их отношения переросли в дружеские; была дружна также со многими художниками, в том числе с Константином Коровиным.

Биография

Варвара Страхова родилась в Тифлисе и там же начала обучаться пению и впервые дебютировала на сцене. В 1895—1897 гг. продолжила обучение в Петербургской консерватории, брала уроки пения у К. Эверарди.

В родном Тифлисе с 1893 года выступала на оперной сцене с Ф. И. Шаляпиным. В 1898—1900 гг. — оперная певица в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, в 1902 г. — в частном театре Г. Г. Солодовникова, сезон 1906/07 — в московской Опере С. Зимина.

После революции 1917 года эмигрировала. Жила в Париже, вместе с семьей Шаляпиных.

Из воспоминаний дочери Фёдора Ивановича Шаляпина Марины:

Вниз вела паркетная лестница с большим ковром. В нижнем этаже напротив лестницы жила Варвара Ивановна Страхова, которая с папой когда-то пела у Мамонтова В молодости у нее был роман с Рахманиновым, но потом она вышла замуж за очень хорошего человека, который стал большим папиным другом. Своих детей у них не было, и Варвара Ивановна давала другим детям уроки пения. Ее сестра, Анна Ивановна, тоже жила с нами, мы ее называли Аннуля. Она за нами смотрела, как вторая мама, когда мама с папой путешествовали. Это после революции. Она была золотой человек, наша Аннуля. И не только как пианистка, как наша учительница музыки, — они с сестрой друзья папины были испокон веков. Так вот, я бегала вниз к Варваре Ивановне петь, потому что хотела развить свой голос. У меня был очень некрепкий вокал. Когда же я сломала коленку, то стала думать, кем я буду. Актрисой, певицей? Папа говорил: «Тебя на первом ряду не услышат». И я старалась развить голос, бегала учиться петь. Было у меня колоратурное сопрано, и я распевалась: пела какие-то испанские песенки, неаполитанские песенки, даже Розину из «Севильского цирюльника». А папа-то не знал, даже не обращал внимания, чем я занята. Вот раз он спустился по лестнице вниз и, проходя мимо двери Варвары Ивановны, приостановился послушать, как её ученики поют. Прислушался и думает: «Господи, какой-то комар пищит». А позже увидел Вареньку и говорит: «Моя дорогая Варварушка, кто тот комар, что у тебя пищал?» «Это твоя дочь, Феденька!» — улыбнулась она. Но я распевала колоратуру, чем папу очень забавляла.

В Париже певица давала частные уроки и преподавала в Парижской консерватории; там же в Парижской консерватории преподавали другие русские музыканты-эмигранты, в том числе её неоднокрартные партнёры по сцене в России С. Н. Гладкая, Н. Н. Кедров, Е. И. Терьян-Корганова и др.

Там же в Париже она написала и издала книгу: Пение. — Париж, 1946.

Партнёрами Варвары Страховой были: В. Антонова, А. К. Бедлевич, А. И. Бреви, С. Н. Гладкая, Н. И. Забела-Врубель, П. И. Иноземцев, В. С. Клопотовская, Н. В. Мутин, А. М. Пасхалова, А. Е. Ростовцева, А. В. Секар-Рожанский, С. Ф. Селюк-Рознатовская, Н. И. Сперанский, Е. В. Стефанович, Н. И. Тарасов, Е. Я. Цветкова, М. Д. Черненко, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелев, В. П. Шкафер.

Варвара Ивановна обладала небольшим голосом красивого тембра, ярким сценическим дарованием. Один из критиков писал: «Какую редкую оперную артистку имели бы мы, если бы вокальные средства Страховой соответствовали её художественному темпераменту, её красивой внешности. Стоит вспомнить, что с этим слабым, неблагодарным голосом она заслонила на время даже могучую фигуру Досифея и в последнем акте произвела такое потрясающее впечатление, которому позавидовали бы даже прославленные драматические артисты. Да! драма — настоящее место для этого богатого таланта».



Просмотров: 7989


<<< Созе, Эжен