Все музыканты // Список оперных певцов и певиц XVIIXIX веков
23 января 2011В настоящий список включены оперные артисты разных стран, чья активная творческая деятельность продолжалась в период с 1601 по 1900 год.
Исполнитель | Певческий голос | Годы жизни | Страна проживания | Театры, где преимущественно выступал | Портрет | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
А |
||||||
Антонина Абаринова | контральто меццо-сопрано |
1842—1901 | Российская империя | Мариинский театр | Первая исполнительница партии Хозяйки корчмы в опере «Борис Годунов» Мусоргского Была также драматической актрисой |
|
Ирена Абендрот | сопрано | 1872—1932 | Австро-Венгрия Австрия |
Венская государственная опера Опера Земпера |
Первая исполнительница в Германии заглавной партии в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Была также музыкальным педагогом |
|
Валентин Адамбергер | тенор | 1743—1804 | Германия | Венская придворная опера | Выступал также под псевдонимом Адамонти | |
Чарльз Адамс | тенор | 1834—1900 | США | Венская придворная опера | Первый исполнитель в США заглавной роли в опере Вагнера «Риенци» | |
Лукреция Агуяри | сопрано | 1741—1783 | Италия | Известна также под прозванием «Бастарделла» | ||
Айно Акте | сопрано | 1876—1944 | Финляндия | Ковент Гарден | Одна из создателей Финской национальной оперы и Савонлиннского оперного фестиваля | |
Мариетта Альбони | контральто | 1826—1894 | Италия | Ученица Джоаккино Россини. Исполнила на его похоронах дуэт с Аделиной Патти и написанный Россини гимн «Stabat Mater». | ||
Макс Альвари | тенор | 1856—1898 | Германия | Ученик Юлиуса Штокхаузена | ||
Паскуале Амато | баритон | 1878—1942 | Италия | Ла Скала Метрополитен Опера |
Первый исполнитель партии Джека Ренса в «Девушке с Запада» Пуччини | |
Доменико Аннибали | кастрат-сопранист | 1705—1779 | Италия | |||
Джузеппе Ансельми | тенор | 1876—1929 | Италия | Также пробовал себя в качестве композитора, написал симфоническую поэму для оркестра и нескольких фортепианных пьес. | ||
Софи Арну | сопрано | 1740—1802 | Франция | |||
Б |
||||||
Бриджида Банти | сопрано | 1757―1806 | Италия | Участвовала в мировых премьерах опер «Пирам и Фисба» Франческо Бьянки, «Атолл» Джузеппе Сарти, «Орфей и Эвридика» Фердинандо Бертони. Первая исполнительница партии Зенобии в опере «Зенобия в Пальмире» Анфосси. Принимала участие в торжественном открытии венецианского театра «Ла Фениче» в премьерной постановке оперы Джованни Паизиелло «Агригентские игры». |
||
Александр Бантышев | тенор | 1804―1860 | Российская империя | Большой театр | Первый исполнитель партии Торопки («Аскольдова могила» А. Верстовского, написанной специально для него. Один из первых исполнителей гимна «Боже, царя храни!». Сочинял романсы и песни. А. А. Алябьев посвятил ему песню «Кудри». Был также драматическим актёром. | |
Антон Барцал | тенор | 1856―1927 | Австро-Венгрия Российская империя |
Киевская опера Большой театр |
Заслуженный артист Императорских театров В 1882—1903 годах главный режиссёр Большого театра Среди его учеников Василий Петров |
|
Маттиа Баттистини | баритон | 1856―1928 | Италия | |||
Джемма Беллинчони | сопрано | 1864—1950 | Италия | Пела на мировой премьере оперы «Сельская честь» Масканьи вместе с мужем тенором Роберто Станьо. Первая исполнительница заглавной партии в «Федоре» Джордано и в «Саломее» Штрауса | ||
Антонио Бернакки | кастрат-сопранист | 1685—1756 | Италия | Первый исполнитель ряда партий в операх Генделя «Ринальдо», «Лотарь» и «Партенопа» Ученик Франческо Пистокки и Джованни Антонио Ричьери. Среди его учеников были Томазо Гвардуччи, Антон Рааф, и некоторое время Фаринелли. |
||
Франческо Бернарди | кастрат-сопранист | конец XVII века —1759 | Италия | Точная дата рождения неизвестна | ||
Тереза Бертинотти | сопрано | 1776—1854 | Италия | Ла Скала Ла Фениче |
Первая исполнительница ряда партий в операх Николини, Майра, Тарки и других композиторов. | |
Франц Бетц | бас-баритон | 1835―1900 | Германия | Берлинская государственная опера | Первый исполнитель партии Ганса Сакса в опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» и Вотана в «Золоте Рейна» и «Валькирии» на премьере полного цикла «Кольцо Нибелунга» | |
Дэвид Биспем | баритон | 1857—1921 | США | Ковент Гарден Метрополитен Опера |
В память о нём американским оперным композиторам присуждается Мемориальная медаль Биспема | |
Джон Бирд | тенор | 1717—1797 | Великобритания | Был первым исполнителем многих партий в операх и других вокальных сочинениях Генделя | ||
Анджелина Бозио | сопрано | 1824—1859 | Италия | Упоминается в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в стихах Н. А. Некрасова и О. Э. Мандельштама. | ||
Карло Бокарде | тенор | 1825—1883 | Италия | Первый исполнитель партии Манрико в опере Верди «Трубадур» и заглавной роли в «Полиевкте» Доницетти | ||
Аделина Больска | сопрано | 1863—1930 | Российская империя | Большой театр Мариинский театр |
Имела звание «Солистка Его Величества» Первая исполнительница партий Маши в опере «Капитанская дочка» Кюи, Зиглинды, Эльзы, Евы и «Царская невеста» Римского-Корсакова Инициатор установки памятника Фридерику Шопену в Варшаве |
|
Челестина Бонинсенья | сопрано | 1877—1947 | Италия | |||
Алессандро Бончи | тенор | 1870—1940 | Италия | |||
Фаустина Бордони | меццо-сопрано | 1697—1781 | Италия | |||
Антонио Борозини | тенор | 1655—1721 | Италия | Имеются разночтения по годам жизни | ||
Франческо Борозини | тенор | 1690—1747 | Италия | Имеются разночтения по годам жизни | ||
Михаил Бочаров | бас-баритон | 1872—1936 | Российская империя СССР |
Первый исполнитель на русской сцене партии Воццека в одноимённой опере Берга | ||
Софи Брайнин | сопрано | 1861—1937 | Российская империя Австро-Венгрия Германская империя |
Берлинская придворная опера | ||
Марианна Брандт | контральто | 1842—1921 | Австрийская империя Австро-Венгрия |
Берлинская придворная опера | Была близким другом Рихарда Вагнера и Ференца Листа. | |
Александр Бреви | бас | 1863 ? | Российская империя | Различные оперные театры России | Участвовал в первом представлении оперы «Садко» Римского-Корсакова Ученик Фёдора Комиссаржевского и Елизаветы Лавровской |
|
Карло Броски | кастрат-сопранист | 1705—1782 | Италия | |||
Джон Брэм | тенор | 1774—1856 | Великобритания | |||
Карел Буриан | тенор | 1870—1924 | Австро-Венгрия | Дрезденская придворная опера Венская придворная опера |
||
Эуджения Бурцио | сопрано | 1872—1922 | Италия | Ла Скала | Исполнила партию Минни на итальянской премьере «Девушки с Запада» Пуччини. Первая исполнительница партии Делии Терцаги в опере «Гоффредо Мамели» Леонкавалло | |
Бьянка Бьянки | сопрано | 1855—1947 | Австрия | Венская придворная опера | Для её выступления Иоганн Штраус-сын написал вальс «Голоса весны» | |
В |
||||||
Феличе Варези | баритон | 1813—1889 | Италия | Первый исполнитель заглавных партий в операх «Риголетто» и «Макбет» Верди, партии Жоржа Жермона в его же «Травиате» | ||
Пьер Франсуа Вартель | тенор | 1806—1882 | Франция | Парижская опера | Первый исполнитель партии Дона Гаспара в «Фаворитке» Доницетти, ряда произведений Берлиоза | |
Василий Васильев | тенор | 1837—1891 | Российская империя | Мариинский театр | Участвовал в мировой премьере оперы «Борис Годунов» На илл. слева. |
|
Владимир Васильев | бас | 1828—1900 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партии Пимена. А. Даргомыжский специально для него написал вставную арию Квазимодо | |
Михаил Васильев | тенор | 1850—1897 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партий Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» Бородина, Карла VII в «Орлеанской деве» и Княжича Юрия в «Чародейке» Чайковского, Царя Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Русского пленника в «Кавказском пленнике» Кюи | |
Николай Веков | баритон | 1870 конец 1930-х | Российская империя | Точная дата смерти неизвестна. | ||
Джованни Веллути | кастрат-сопранист | 1780—1861 | Италия | |||
Елена Верни | сопрано | 1855— ? | Российская империя | Большой театр Мариинский театр |
Точная дата смерти неизвестна. Исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского на первом представлении в Большом театре | |
Полина Виардо | меццо-сопрано | 1821—1910 | Франция | Дочь тенора Мануэля Гарсиа, сестра Марии Малибран, близкий друг И. С. Тургенева | ||
Герман Винкельман | тенор | 1849—1912 | Германия | Первый исполнитель партий Парсифаля и Тристана в операх Вагнера | ||
Анна Петрова-Воробьёва | контральто | 1817—1901 | Российская империя | Петербургский оперный театр | первая исполнительница партий Вани в «Иване Сусанине» и Ратмира в «Руслане и Людмиле» Глинки, жена баса Осипа Петрова |
|
Г |
||||||
Пьер Гаво | тенор | 1761—1825 | Франция | |||
Иоганна Гадски | сопрано | 1872—1932 | Германия | |||
Филиппо Галли | бас | 1783—1853 | Италия | Ла Скала | Начинал карьеру как тенор. Первый исполнитель партии Генриха VIII в «Анне Болейн» Доницетти, Мустафы в «Итальянке в Алжире» Россини, а также написанных специально для него партий Селима, Фернандо, Ассура, Магомета II в операх Россини, и некоторых других партий. | |
Амелита Галли-Курчи | сопрано | 1882—1963 | Италия | Метрополитен Опера | ||
Селестина Галли-Марье | меццо-сопрано | 1840—1905 | Франция | Опера-Комик | Первая исполнительница партии Кармен в опере Бизе | |
Мануэль Гарсиа | тенор | 1775—1832 | Испания | Первый исполнитель партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» и Норфолка в «Елизавете, королеве Английской» Россини. Отец певиц Марии Малибран, Полины Виардо и баса Мануэля Гарсиа-младшего | ||
Мануэль Гарсиа-младший | бас | 1805—1906 | Испания | Сын Мануэля Гарсиа-старшего. Больше известен как педагог, теоретик вокального искусства и медик, изобретатель ларингоскопа | ||
Луи Гемар | тенор | 1822—1880 | Франция | Первый исполнитель партий Ионы в «Пророке» Мейербера, Фаона в «Сапфо» Гуно, Анри в «Сицилианской вечерне» Верди | ||
Георг Геншель | баритон | 1850—1934 | Германия Великобритания |
Был также композитором | ||
Вильгельм Герольд | тенор | 1865—1937 | Дания | Королевский датский театр | Первый исполнитель партии Давида в опере Карла Нильсена «Саул и Давид» | |
Анна Готлиб | сопрано | 1822—1880 | Австрийская империя | Первая исполнительница партии Памины в «Волшебной флейте» и Барбарины в «Свадьбе Фигаро» Моцарта | ||
Луиза Гранжан | сопрано | 1870—1934 | Франция | |||
Джузеппина Грассини | контральто | 1773—1850 | Италия | Ла Скала | Первая исполнительница партий в операх «Смерть Семирамиды» Назолини, «Ромео и Джульетта» Дзингарелли, «Пигмалион» Керубини. Считается, что у Грассини был роман с Наполеоном. Тётка певицы-сопрано Джулии Гризи. | |
Джулия Гризи | сопрано | 1811—1869 | Италия | Ла Скала | Первая исполнительница партии Адальжизы в опере Беллини «Норма» и Норины в опере Доницетти «Дон Паскуале». Племянница певицы-контральто Джузеппины Грассини, жена тенора Джованни Марио. | |
Николо Гримальди | кастрат-сопранист | 1673—1732 | Италия | |||
Джованни Гросси | кастрат-сопранист | 1657—1697 | Италия | |||
Гаэтано Гуаданьи | кастрат-сопранист | 1729—1792 | Италия | Первый исполнитель партии Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика» | ||
Генрих Гудехус | тенор | 1845—1909 | Германия | |||
Ойген Гура | баритон | 1842—1906 | Германия | Лейпцигская опера | Первый исполнитель партии Гюнтера в опере «Гибель богов» Вагнера | |
Евгений Гушалевич | тенор | 1864—1907 | Российская империя | различные оперные театры Германии и Австрии | ||
Д |
||||||
Анри-Бернар Дабади | баритон | 1797—1853 | Франция | Королевская академия музыки | Первый исполнитель партий Фараона в «Моисее и Фараоне» и Рэмбо в «Графе Ори» Россини, написанных специально для него, заглавной партии в «Вильгельме Телле» того же автора, а также партий Пьетро в «Немой из Портичи» Д. Обера, Белькоре в «Любовном напитке» Доницетти. | |
Джованни Давиде | тенор | 1790—1864 | Италия | Первый исполнитель партии Нарцисо в опере «Турок в Италии» Россини | ||
Исай Дворищин | тенор | 1876—1942 | Российская империя СССР |
различные оперные театры России | Заслуженный артист РСФСР Известен более как режиссёр, впервые в России поставил оперу Р. Штрауса «Кавалер розы» Ученик Л. В. Собинова |
|
Эрнест ван Дейк | тенор | 1861—1923 | Бельгия | Первый исполнитель партии Вертера в одноимённой опере Массне | ||
Джузеппе Де Лука | баритон | 1876—1950 | Италия | Первый исполнитель партий Шарплеса в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, Джанни Скикки в одноимённой опере Пуччини, Мишонне в «Адриенне Лекуврёр» Чилеа, Глеби в «Сибири» Джордано, Маркиза в «Гризельде» Массне. | ||
Джованни Дзенателло | тенор | 1876—1949 | Италия | Первый исполнитель партий Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, Василия в «Сибири» Джордано. Инициатор создания фестиваля «Арена ди Верона». Среди его учеников сопрано Лили Понс. |
||
Адам Дидур | бас | 1874—1946 | Польша США |
Метрополитен Опера | В Польше проводится конкурс вокалистов имени Адама Дидура | |
Андреас Диппель | тенор | 1866—1932 | Германия США |
Метрополитен Опера | ||
Александр Додонов | тенор | 1837—1914 | Российская империя | Большой театр | Участвовал в мировых премьерах опер «Опричник», «Мазепа», «Черевички», «Ундина» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского Среди учеников Александра Додонова Леонид Собинов |
|
Мария Долина | контральто | 1868—1919 | Российская империя | Мариинский театр | Имела звание «Солистка его Величества» Первая исполнительница партий Ненилы, Полины, Лауры в операх Чайковского, Половецкой девушки, Лумиры, а также партии Мэг Пэдж на российской премьере «Фальстафа» Верди |
|
Доменико Донцелли | тенор | 1790—1873 | Италия | Ла Скала | Первый исполнитель партии Поллиона в «Норме» Беллини и ряда партий в операх Доницетти | |
Жюли Дорюс-Гра | сопрано | 1805—1896 | Франция | Парижская опера | Первая исполнительница партий Эльвиры в опере Ф. Обера «Немая из Портичи», Алисы в «Роберте-дьяволе» и Маргариты Валуа в «Гугенотах» Мейербера, Евдокии в «Жидовке» Галеви, Терезы в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, а также Полины во второй редакции «Полиевкта» Доницетти Имеются разночтения по дате рождения |
|
Мария Дулова | сопрано | 1873—1967 | Российская империя СССР |
Первая исполнительница на сцене Мариинского театра партии Гретель в опере «Гензель и Гретель» Гумпердинка | ||
Луиза Дюгазон | меццо-сопрано | 1755—1821 | Франция | мать композитора Гюстава Дюгазона | ||
Жильбер Дюпре | тенор | 1806—1896 | Франция | Парижская опера | Первый иполнитель партии Эдгара Равенсвуда в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и Бенвенуто Челлини в одноимённой опере Берлиоза | |
Гектор Дюфранн | бас-баритон | 1870—1951 | Бельгия Франция |
Опера-Комик | Первый исполнитель партии Голо в опере Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда» | |
Е |
||||||
Иван Ершов | тенор | 1867―1943 | Российская империя СССР |
Мариинский театр | Народный артист СССР. Среди его учеников меццо-сопрано Софья Преображенская | |
Ж |
||||||
Пьер де Желиотт | тенор | 1713—1797 | Франция | Среди его учеников Софи Арну | ||
Прасковья Жемчугова | сопрано | 1768—1803 | Российская империя | Крепостной театр графов Шереметевых | Крепостная актриса, впоследствии графиня Шереметева | |
Марсель Журне | бас | 1867—1933 | Франция | Парижская опера Метрополитен Опера |
||
З |
||||||
Надежда Забела-Врубель | сопрано | 1867—1913 | Российская империя | Мариинский театр | жена художника Михаила Врубеля | |
Лидия Звягина | контральто | 1861—1943 | Российская империя | Большой театр | Ученица Камилло Эверарди, cреди учеников Лидии Звягиной Никандр Ханаев | |
Пётр Злов | бас | 1774—1823 | Российская империя | Императорские театры в Москве и Петербурге | Во время Отечественной войны 1812 года выступал с исполнением патриотических песен С. Давыдова, Д. Кашина, написавшего специально для певца куплеты в честь М. Кутузова и П. Витгенштейна в дивертисменте «Праздник в стане союзных армий» | |
Генриетта Зонтаг | сопрано | 1806—1854 | Германский союз | |||
И |
||||||
Николай Иванов | тенор | 1810—1880 | Российская империя Швейцария |
Был другом Россини и близким другом Доницетти, который специально для него написал оперу «Любовный напиток». Верди написал для Иванова вставные арии в операх «Эрнани» и «Атилла». | ||
Александра Иванова | сопрано | 1804—1830 | Российская империя | Большой театр | Первая исполнительница ряда партий в операх Катерино Кавоса, исполняла также партию Агаты на российской премьере оперы «Вольный стрелок» Вебера | |
Адель Изаак | сопрано | 1854—1915 | Франция | Опера-комик | Первая исполнительница партий Олимпии, Антонии, Джульетты, Стеллы в «Сказках Гофмана» Оффенбаха Ученица Жильбера Дюпре |
|
Чарльз Инклдон | тенор | 1763—1826 | Великобритания | Ковент-Гарден | ||
Й |
||||||
Йегер, Франц | тенор | 1796—1852 | Германский союз | Берлинская опера | Был также композитором | |
К |
||||||
Винченцо Кальвези | тенор | 1777—1811 | Италия | Первый исполнитель партии Феррандо в опере Моцарта «Так поступают все» | ||
Энрико Кальцолари | тенор | 1823—1888 | Италия Российская империя |
Ла Скала Императорская итальянская опера в Санкт-Петербурге |
||
Мария Каменская | меццо-сопрано | 1854—1925 | Российская империя | Императорская русская опера | Имела звание «Солистка его Величества» Первая исполнительница партий Иоанны д’Арк и Марты в операх Чайковского, Весны-красны и Солохи («Ночь перед Рождеством» в операх Римского-Корсакова, а также Егоровны в опере «Дубровский» Направника |
|
Оскар Камионский | баритон | 1869—1917 | Российская империя | Преимущественно провинциальные оперные сцены России | ||
Жюли Кандей | 1767—1834 | Франция | Больше известна как актриса, композитор и драматург. | |||
Жозеф Капуль | тенор | 1839—1924 | Франция | В подражание ему петербургские модники носили прическу a la Capoul, упоминаемую, в частности, в произведениях А. П. Чехова | ||
Джованни Карестини | кастрат-сопранист | 1704—1760 | Италия | |||
Кристофер Кристиан Карстен | тенор | 1756—1827 | Швеция | Стокгольмская королевская опера | Член и секретарь Шведской королевской Академии музыки | |
Энрико Карузо | тенор | 1873—1921 | Италия США |
|||
Анаис Кастель | сопрано | 1819—1858 | Франция | Первая исполнительница партии Берты в опере Джакомо Мейербера «Пророк» Вместе с Полиной Виардо и Луиджи Лаблашем пела Реквием Моцарта на похоронах Фридерика Шопена |
||
Владимир Касторский | бас | 1870—1948 | Российская империя СССР |
Мариинский театр | Заслуженный артист РСФСР Первый исполнитель партий Капеллана в «Сарацине» и Андрея Гринёва в «Капитанской дочке» Ц. Кюи, Гусляра в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, а также Вотана в «Золоте Рейна» и Хагена в опере «Гибель богов» Р. Вагнера, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта |
|
Анджелика Каталани | сопрано | 1780—1849 | Италия | |||
Майкл Келли | тенор | 1762—1826 | Ирландия | Первый исполнитель партии Базилио в «Свадьбе Фигаро» Моцарта | ||
Клара Луиза Келлог | сопрано | 1842—1916 | США | |||
Август Киндерман | бас-баритон | 1817—1891 | Германия | Лейпцигская опера Баварская придворная опера |
Первый исполнитель партии Вотана в «Золоте Рейна» и «Валькирии», Титуреля в «Парсифале» Вагнера. Каммерзенгер Баварской придворной оперы. Был также оперным режиссёром. | |
Лев Клементьев | тенор | 1868—1910 | Российская империя | |||
Изабелла Кольбран | сопрано | 1785—1845 | Италия | Оперный театр при королевском дворе в Неаполе | Жена композитора Джоакино Россини, пела на мировых премьерах его опер «Елизавета, королева Английская», «Отелло», «Армида», «Магомет II», «Семирамида» | |
Екатерина Коляновская-Богорио | сопрано | 1863—? | Российская империя | |||
Фёдор Комиссаржевский | тенор | 1838—1905 | Российская империя | |||
Геннадий Кондратьев | бас-баритон | 1834—1905 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партий Старика-странника в «Рогнеде» и Петра во «Вражьей силе» Серова, Мисаила в опере «Борис Годунов» Мусоргского, а также партий Тельрамунда в «Лоэнгрине» Вагнера и Мефистофеля в «Фаусте» Гуно. Известен также как режиссёр, первый постановщик опер «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Пиковая дама» Чайковского, также впервые поставил в России оперы «Африканка» Мейербера, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Манон» Массне. | |
Флоренсио Константино | тенор | 1869—1919 | Испания Аргентина |
|||
Богомир Корсов | баритон | 1845―1920 | Российская империя | Туринский оперный театр Большой театр |
Первый исполнитель заглавной партии в «Мазепе» и партии Чёрта в «Черевичках» Чайковского, Алеко в одноимённой опере Рахманинова, а также первый исполнитель в Москве партий Бориса Годунова в опере Мусоргского и Демона в опере Рубинштейна Муж певицы-контральто Александры Крутиковой |
|
Михаил Корякин | бас | 1850—1897 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партии хана Кончака в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина | |
Елизавета Коссецкая | сопрано | ?—1910 | Российская империя | Мариинский театр Киевская опера |
||
Зоя Кочетова | сопрано | 1857—1892 | Российская империя | Большой театр | ||
Александра Крутикова | контральто | 1851—1919 | Российская империя | Мариинский театр Большой театр |
Первая исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» Чайковского на премьере в Большом театре. Жена баритона Богомира Корсова | |
Саломея Крушельницкая | сопрано | 1872—1952 | Российская империя Италия |
|||
Л |
||||||
Андрей Лабинский | тенор | 1871—1941 | Российская империя СССР |
Большой театр | Заслуженный артист Республики | |
Луиджи Лаблаш | бас | 1794—1858 | Италия | Ла Скала | Исполнял реквием Моцарта на похоронах Бетховена и Шопена. Первый исполнитель заглавной партии в опере Доницетти «Дон Паскуале», Джорджа Уолтона в «Пуританах» и Оросмана в «Заире» Беллини |
|
Елизавета Лавровская | контральто | 1845—1919 | Российская империя | Мариинский театр | По воспоминаниям П. И. Чайковского, именно Е. Лавровская подсказала ему мысль о создании оперы «Евгений Онегин» | |
Анриет Лаланд-Мерик | сопрано | 1798—1867 | Франция | Первая исполнительница заглавной партии в опере «Лукреция Борджиа» Доницетти, партий Имоджене в «Пирате» и Алаиды в «Чужестранке» Беллини | ||
Жоржетта Леблан | сопрано | 1875—1941 | Франция | Опера-комик | Известна также как актриса и писательница. Сестра писателя-беллетриста Мориса Леблана, гражданская жена драматурга Мориса Метерлинка | |
Франческа Лебрен | сопрано | 1756—1791 | Пруссия | Пела на премьере оперы Сальери «Признанная Европа». Была также пианисткой и композитором. | ||
Николя Левассёр | бас | 1791—1881 | Франция | |||
Жозеф Легро | контратенор | 1739—1793 | Франция | Первый исполнитель партии Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика» | ||
Лилли Леман | сопрано | 1848—1929 | Германия | Участвовала в мировой премьере полного цикла «Кольцо Нибелунга» Вагнера | ||
Луиджи Леньяни | тенор | 1790—1877 | Италия | Был также известен как композитор и музыкальный мастер, но более всего как гитарист-виртуоз. | ||
Леон Леонов | тенор | 1813—около 1872 | Российская империя | Петербургский Большой театр | Сын Джона Фильда, первый исполнитель партий Собинина и Финна | |
Дарья Леонова | контральто | 1835—1896 | Российская империя | Мариинский театр Большой театр |
Первая исполнительница партии шинкарки в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» | |
Мария Леонова | сопрано | 1818—1912 | Российская империя | Большой театр | Жена тенора Леона Леонова | |
Поль Лери | тенор баритон |
1844—1937 | Франция | Опера-Комик | Первый исполнитель партий дона Хозе в «Кармен» Бизе, маркиза Позы на премьере второй редакции оперы Верди «Дон Карлос», Карла II в опере «Дон Сезар де Базан» Массне, рабби Давида в опере «Друг Фриц» Масканьи и других партий в произведениях Сен-Санса и Делиба | |
Дженни Линд | сопрано | 1820—1887 | Швеция | Ученица Мануэля Гарсиа-младшего | ||
Фелия Литвин | сопрано | 1860—1936 | Российская империя Франция |
|||
Андрей Лодий | тенор | 1812—1870 | Российская империя | Большой театр | Отец тенора Петра Лодия, дед певицы-сопрано Зои Лодий | |
Пётр Лодий | тенор | 1855—1920 | Российская империя | Первый исполнитель партии Левко в опере «Майская ночь» Римского-Корсакова. Сын тенора Андрея Лодия, отец певицы-сопрано Зои Лодий | ||
Владимир Лосский | бас | 1874—1946 | Российская империя | Большой театр | Народный артист Республики Известен также как оперный режиссёр, создал более 50 постановок |
|
Томас Лоу | тенор | 1719―1783 | Великобритания | Ковент Гарден | Первый исполнитель партии Альфреда в одноимённой опере Томаса Арна. Был также и драматическим актёром | |
М |
||||||
Анджело Мазини | тенор | 1844—1926 | Италия | Императорская итальянская опера | ||
Гаэтано Майорано | кастрат-сопранист | 1710—1783 | Италия | |||
Мария Малибран | меццо-сопрано | 1808—1836 | Испания | Парижская опера | Первая исполнительница заглавной партии в «Марии Стюарт» Доницетти Дочь и ученица Мануэля Гарсиа, сестра Полины Виардо и Мануэля Гарсиа-младшего |
|
Матильда Маллингер | сопрано | 1847—1920 | Австрия | Берлинская придворная опера | Среди её учеников Ксения Держинская | |
Тереза Мальтен | сопрано | 1853—1930 | Германия | Первая исполнительница партии Кундри в «Парсифале» Вагнера в Байройте | ||
Джованни Манчини | кастрат-сопранист | 1714—1800 | Италия | |||
Хосе Мардонес | бас | 1869—1932 | Испания | Бостонская опера Метрополитен Опера |
||
Джованни Марио | тенор | 1810—1883 | Италия | Первый исполнитель партии Эрнесто в опере Доницетти «Дон Паскуале» Муж певицы-сопрано Джулии Гризи |
||
Бланш Маркези | меццо-сопрано | 1821—1913 | Франция | Дочь Матильды Маркези, среди её учеников Нелли Мельба | ||
Матильда Маркези | меццо-сопрано | 1821—1913 | Германия | Больше известна как музыкальный педагог, среди её учеников Надежда Забела-Врубель, Зельма Курц, Роза Папир, Майкки Ярнефельт. Мать певицы и вокального педагога Бланш Маркези. | ||
Ванни Марку | бас-баритон | 1877—1962 | Франция Италия |
Ковент Гарден Парижская опера |
Первый исполнитель во Франции партии Джанни Скикки в одноимённой опере Пуччини | |
Жан-Блез Мартен | баритон | 1768—1837 | Франция | |||
Амалия Матерна | сопрано | 1844—1918 | Австрия | Первая исполнительница партий Кундри в «Парсифале» и Брюнгильды в «Гибели богов» Вагнера, а также Брюнгильды в «Валькирии» на премьере полного цикла «Кольцо Нибелунга» | ||
Иван Матчинский | бас | 1847 не ранее 1909 | Российская империя | Заслуженный артист Императорских театров Точная дата смерти неизвестна |
||
Михаил Медведев | тенор | 1852―1925 | Российская империя | Различные оперные театры и антрепризы | Первый исполнитель партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Германа в опере «Пиковая дама» того же автора. Чайковский подарил певцу клавир оперы, надписав: «Лучшему Герману» | |
Нелли Мельба | сопрано | 1861—1931 | Австралия | |||
Иван Мельников | бас-баритон | 1831―1906 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партий Бориса Годунова в опере Мусоргского и князя Игоря в опере Бородина | |
Антон Миттервурцер | тенор | 1818—1876 | Австрийская империя | Первый исполнитель партии Вольфрама в опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» и партии Курвенала в его же «Тристане и Изольде» | ||
Михаил Михайлов | тенор | 1858―1929 | Российская империя | Мариинский театр Большой театр |
Первый исполнитель партии Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского и партии Германа в его же опере «Пиковая дама» | |
Виктор Морель | баритон | 1848—1923 | Франция | Первый исполнитель партии Яго в опере Верди «Отелло», Фальстафа в одноимённой опере того же автора и Тонио в «Паяцах» Леонкавалло | ||
Алессандро Морески | кастрат-сопранист | 1858—1921 | Италия | Единственный певец-кастрат, чей голос записан на фонограф | ||
Гавриил Морской | тенор | 1862—1914 | Российская империя | Мариинский театр | ||
Евгения Мравина | сопрано | 1864—1914 | Российская империя | Мариинский театр | Первая исполнительница партии Оксаны в опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Тётка дирижёра Евгения Мравинского | |
Н |
||||||
Франц Нахбаур | тенор | 1835—1902 | Германия | Первый исполнитель партии Вальтера в «Нюрнбергских майстерзингерах» и Фро в «Золоте Рейна» Вагнера | ||
Антонина Нежданова | сопрано | 1873—1950 | Российская империя СССР |
Большой театр | Одна из первых Народных артистов СССР Первая исполнительница партий Марфы в «Царской невесте» и Шемаханской царицы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова |
|
Кристина Нильсон | сопрано | 1843—1921 | Швеция | Первая исполнительница партии Офелии в «Гамлете» Тома | ||
Альберт Ниман | тенор | 1831—1917 | Германия | Первый исполнитель партии Зигмунда в «Валькирии» Вагнера на представлении полного цикла «Кольцо Нибелунга» | ||
Клара Новелло | сопрано | 1818—1908 | Великобритания | Дочь органиста и музыкального издателя Винсента Новелло. Ей посвящены стихи Чарльза Лэма и Н. П. Огарёва | ||
Андреа Нодзари | тенор | 1775—1832 | Италия | различные театры импресарио Доменико Барбайя | Первый исполнитель партий Герцога Лестера, Отелло, Ринальдо, Аменофиса, Родриго, Паоло Эриссо в операх Россини, а также заглавной партии в «Альфреде Великом» Доницетти и некоторых других партий. | |
Николай Нолле | баритон | 1862—1908 | Российская империя | |||
Адольф Нурри | тенор | 1802—1839 | Франция | Парижская опера | Первый исполнитель партий Робера в опере «Роберт-Дьявол» и Рауля в «Гугенотах» Мейербера, Арнольда в «Вильгельме Телле» и Аменофиса в «Моисее в Египте» Россини, Элеазара в «Жидовке» Галеви | |
О |
||||||
Лев Образцов | баритон | 1865—1942 | Российская империя | |||
Пётр Оленин | тенор | 1870—1922 | Российская империя | Большой театр Частная опера Зимина |
Известен также как оперный режиссёр, в 1907—1915 годах главный режиссёр оперы Зимина | |
Ольга Ольгина | драматическое сопрано | 1867—1925 | Российская империя | Мариинский театр | Первая исполнительница партии Ярославны в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина | |
П |
||||||
Гаспаро Паккьеротти | кастрат-сопранист | 1740—1821 | Италия | |||
Сандра Панаева | сопрано | 1853—1942 | Российская империя | Ей посвящено стихотворение А. Н. Апухтина «К поэзии» | ||
Роза Папир | меццо-сопрано | 1859—1932 | Австро-Венгрия | Венская придворная опера | ||
Маркантонио Паскуалини | кастрат-сопранист | 1614—1691 | Италия | |||
Джудитта Паста | сопрано | 1797—1865 | Италия | Ла Скала | Первая исполнительница партий Нормы в одноимённой опере Беллини, Амины в «Сомнамбуле» того же автора, Анны Болейн в опере Доницетти | |
Аделина Патти | сопрано | 1843—1919 | Италия | |||
Карл Перрон | баритон | 1858—1928 | Германия | |||
Аурелиано Пертиле | тенор | 1885―1952 | Италия | |||
Василий Петров | бас | 1875—1937 | Российская империя СССР |
Большой театр | Народный артист Республики Ученик Антона Барцала. Дед пианиста Николая Петрова |
|
Осип Петров | бас | 1806—1878 | Российская империя | Большой театр | Первый исполнитель партии Сусанина в опере М.Глинки и Варлаама в «Борисе Годунове» Мусоргского муж певицы-контральто Анны Воробьёвой |
|
Франческо Пистокки | кастрат-альт | 1659—1726 | Италия | Основатель школы пения в Болонье. Известен также как композитор. | ||
Гарри Планкет Грин | баритон | 1865—1936 | Великобритания | |||
Поль Плансон | бас | 1851—1914 | Франция | Парижская опера Ковент Гарден Метрополитен Опера |
Первый исполнитель партии графа Гормаса в опере «Сид» Массне | |
Юлия Платонова | сопрано | 1841—1892 | Российская империя | Мариинский театр | Популяризатор русской оперы. По её инициативе возобновлена «Русалка» А. Даргомыжского и поставлен «Борис Годунов» М. Мусоргского, где она стала первой исполнительницей партии Марины. Специально для неё А. Cеров написал партию Даши в опере «Вражья сила» | |
Ксения Прохорова-Маурелли | сопрано | 1836—1902 | Российская империя | Мариинский театр | ||
Ипполит Прянишников | баритон | 1847―1921 | Российская империя | |||
Р |
||||||
Вильгельмина Рааб | сопрано | 1848—1917 | Австро-Венгрия Российская империя |
Мариинский театр | ||
Антон Рааф | тенор | 1714—1797 | Германия | Первый исполнитель партии Идоменея в опере Моцарта | ||
Платон Радонежский | бас | 1826—1879 | Российская империя | Большой театр | ||
Морис Рено | баритон | 1861—1933 | Франция | Парижская опера Метрополитен Опера |
Кавалер ордена Почётного легиона | |
Жан де Решке | баритон тенор |
1850—1925 | Российская империя | Парижская опера Ковент Гарден Метрополитен Опера |
Первый исполнитель партии Родриго в опере «Сид» Массне. Брат баса Эдуарда де Решке и сопрано Жозефины де Решке |
|
Жозефина де Решке | сопрано | 1855—1891 | Российская империя | Сестра певцов Жана де Решке и Эдуарда де Решке | ||
Эдуард де Решке | бас | 1853—1917 | Российская империя | Парижская опера Ковент Гарден Метрополитен Опера |
Брат тенора Жана де Решке и сопрано Жозефины де Решке | |
Мари Розе | сопрано | 1846—1926 | Франция | |||
Антон ван Рой | баритон | 1870—1932 | Нидерланды | |||
Доменико Ронкони | тенор | 1772—1839 | Италия | |||
Мари ле Рошуа | сопрано | 1658—1728 | Италия | |||
Джованни Рубини | тенор | 1794—1854 | Италия | Первый исполнитель партии Гуальтьеро в «Пуританах», Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Лорда Перси в «Анне Болейн» Доницетти | ||
Титта Руффо | баритон | 1877—1953 | Италия | |||
С |
||||||
Марио Саммарко | баритон | 1868—1930 | Италия | Первый исполнитель партии Карло Жерара в опере «Андреа Шенье» У. Джордано | ||
Михаил Сариотти | бас | 1830—1878 | Российская империя | Мариинский театр | Первый исполнитель партии Олоферна в опере «Юдифь» А. Серова | |
Семён Семёнов-Самарский | бас-баритон | ? —1911 | Российская империя | В его антрепризе юный хорист Фёдор Шаляпин заменил заболевшего певца, с чего и началась его всемирная карьера | ||
Нимфодора Семёнова | сопрано | 1788—1876 | Российская империя | |||
Сюзанна Мария Сиббер | меццо-сопрано | 1714—1766 | Великобритания | Ковент Гарден | Сестра композитора Томаса Арне. Специально для неё Гендель написал ряд фрагментов ораторий «Мессия», «Саул», «Самсон» и оперы «Геркулес» | |
Мария Славина | меццо-сопрано | 1858—1951 | Российская империя | Мариинский театр | Имела звание «солистка Его Величества» Первая исполнительница партии Кончаковны в опере «Князь Игорь» А.Бородина. Ей посвятили романсы Э. Направник и А. Глазунов |
|
Лео Слезак | тенор | 1873—1946 | Австро-Венгрия Чехословакия |
|||
Дмитрий Смирнов | тенор | 1882—1944 | Российская империя СССР |
|||
Леонид Собинов | тенор | 1872—1934 | Российская империя СССР |
Большой театр | В 1917 году управляющий Большим театром | |
Роберто Станьо | тенор | 1840—1897 | Италия | Пел на мировой премьере оперы «Сельская честь» Масканьи вместе с женой сопрано Джеммой Беллинчони. | ||
Мария Степанова | сопрано | 1815—1903 | Российская империя | первая исполнительница партий Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки | ||
Нэнси Сторас | сопрано | 1765—1817 | Великобритания | Первая исполнительница партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта | ||
Фёдор Стравинский | бас | 1843—1902 | Российская империя | Мариинский театр | Исполнял партию Скулы на мировой премьере оперы «Князь Игорь» А.Бородина. Отец композитора Игоря Стравинского | |
Рикардо Страччари | баритон | 1875—1955 | Италия | Ковент Гарден Чикагская опера |
В течение шести сезонов выступал в разных театрах России и девять сезонов в Южной Америке. Среди его учеников Борис Христов | |
Джузеппина Стреппони | сопрано | 1815—1897 | Италия | Ла Скала | вторая жена Джузеппе Верди | |
Чарльз Сэнтли | баритон | 1834—1922 | Великобритания | различные оперные театры Великобритании | Рыцарь Британской империи | |
Т |
||||||
Евгения Тадолини | сопрано | 1809—1851 | Италия | |||
Фанни Таккинарди-Персиани | сопрано | 1812—1867 | Италия | Первая исполнительница партии Лючии ди Ламмермур в одноимённой опере Доницетти | ||
Жан-Александр Талазак | тенор | 1853—1902 | Франция | Опера-Комик | Первый исполнитель партий де Грие в опере «Манон» Массне, Джеральда в «Лакме» Делиба, Гофмана в «Сказках Гофмана» Оффенбаха | |
Франческо Таманьо | тенор | 1850—1905 | Италия | Первый исполнитель партии Отелло в одноимённой опере Верди | ||
Антонио Тамбурини | бас | 1800—1876 | Италия | Первый исполнитель партий доктора Малатесты в опере Доницетти «Дон Паскуале», Эрнесто в «Пирате» и Ричарда Форта в «Пуританах» Беллини и ряда других. | ||
Иоаким Тартаков | баритон | 1860—1923 | Российская империя РСФСР |
Мариинский театр Киевская опера |
Заслуженный артист императорских театров, Заслуженный артист Республики Первый исполнитель в России заглавной партии в опере Тома «Гамлет», а также первый исполнитель в Мариинском театре партий Григория Грязного, Зурги, Дон-Карлоса |
|
Эмиль-Александр Таскин | баритон | 1853—1897 | Франция | Опера-Комик | Первый исполнитель партий Леско в опере «Манон» Массне и императора Фоки в опере «Эсклармонда» того же композитора, партий Линдорфа, Коппелиуса, Миракля в «Сказках Гофмана» Оффенбаха | |
Йозеф Тихачек | тенор | 1807—1886 | Богемия | Первый исполнитель заглавных партий в операх Вагнера «Риенци» и «Тангейзер» | ||
Пьер Франческо Този | кастрат-сопранист | 1654—1732 | Италия | |||
Луиза Тоди | меццо-сопрано | 1753—1853 | Португалия | |||
У |
||||||
Георг Унгер | тенор | 1837—1887 | Германия | Первый исполнитель партии Зигфрида в «Зигфриде» и «Гибели богов» Вагнера | ||
Жак Урлюс | тенор | 1867—1935 | Нидерланды | Голландская национальная опера Лейпцигская опера |
||
Ф |
||||||
Аннибале Фабри | тенор | 1697—1760 | Италия | |||
Корнелия Фалькон | сопрано | 1812—1897 | Франция | Первая исполнительница партии Валентины в опере Мейербера «Гугеноты» и Рахили в «Жидовке» Галеви | ||
Мари Фель | сопрано | 1713—1794 | Франция | Парижская Опера | ||
Николай Фигнер | тенор | 1857—1918 | Российская империя | Имел звание «Солист его Величества» Первый исполнитель партии Германа в «Пиковой даме» и Водемона в «Иоланте» Чайковского Муж певицы-сопрано Медеи Фигнер |
||
Медея Фигнер | сопрано | 1860—1952 | Италия Российская империя Франция |
Имела звание «Солистка его Величества» Первая исполнительница партии Лизы в «Пиковой даме» и Иоланты в одноимённой опере Чайковского Жена тенора Николая Фигнера |
||
Генрих Фогль | тенор | 1845—1900 | Германия | Первый исполнитель партий Логе и Зигмунда в операх Вагнера | ||
Иоганн Фогль | баритон | 1768—1840 | Австрия | Первый исполнитель партии Дона Пизарро в финальной версии оперы Бетховена «Фиделио» | ||
Жан-Батист Фор | баритон | 1830―1914 | Франция | Первый исполнитель партий маркиза Позы в опере Верди «Дон Карлос», Гамлета в одноимённой опере А. Тома, Гоэля в опере Дж. Мейербера «Динора» и Нелюско в его же «Африканке» | ||
Карл Формс | бас | 1810―1889 | Германия | различные оперные театры Европы | Специально для него Флотов написал партию Плумкетта в опере «Марта», а Николаи партию Фальстафа в «Виндзорских насмешницах». Брат тенора Теодора Формса |
|
Теодор Формс | тенор | 1826―1874 | Германия | Кернтнертор-театр | Брат баса Карла Формса | |
Поль Франц | тенор | 1876―1950 | Франция | Парижская опера Ковент Гарден |
||
Эрминия Фреццолини | сопрано | 1818—1884 | Италия | Первая исполнительница партии Жанны д’Арк в опере Верди | ||
Х |
||||||
Кэтрин Хайес | сопрано | 1818―1861 | Ирландия | Ла Скала | Получила прозвище «Лебедь Ирландии» | |
Мария Ханфштенгль | сопрано | 1848―1917 | Пруссия Германская империя |
|||
Павел Хохлов | баритон | 1854―1919 | Российская империя | Исполнитель заглавной партии в опере «Евгений Онегин» на премьере в Большом театре | ||
Ц |
||||||
Елена Цветкова | сопрано | 1872―1929 | Российская империя | Частная опера Зимина | ||
Ч |
||||||
Лаура Чинти-Даморо | сопрано | 1801―1863 | Франция | Комеди-Итальен Парижская опера |
Первая исполнительница ряда партий в операх Россини, Д. Обера, Мейербера. Специально для неё были написаны партии в операх «Моисей в Египте», «Осада Коринфа» Россини, «Чёрное домино», «Занетта» Обера | |
Ш |
||||||
Карл Шайдемантель | баритон | 1859—1923 | Германия | |||
Фёдор Шаляпин | бас | 1873—1938 | Россия США |
Частная опера Зимина Большой театр Мариинский театр Метрополитен Опера |
Имел звание «Солист его Величества». Первый народный артист Республики Первый исполнитель заглавной партии в «Дон Кихоте» Массне В 1918—1921 годах художественный руководитель Мариинского театра |
|
Эмануэль Шиканедер | баритон | 1751—1812 | Священная Римская империя | Кернтнертор-театр | Больше известен как импресарио и драматург. Автор либретто к опере Моцарта «Волшебная флейта» и первый исполнитель в ней партии Папагено | |
Макс Шлоссер | тенор | 1835—1916 | Германия | |||
Людвиг Шнорр фон Карольсфельд | тенор | 1836—1865 | Германия | Первый исполнитель партии Тристана в «Тристане и Изольде» Вагнера. Муж певицы-сопрано Мальвины Шнорр фон Карольсфельд. |
||
Мальвина Шнорр фон Карольсфельд | сопрано | 1825—1904 | Дания Германия |
Первая исполнительница партии Изольды в «Тристане и Изольде» Вагнера. Жена тенора Людвига Шнорр фон Карольсфельда. |
||
Жан-Батист Шолле | баритон тенор |
1798—1892 | Франция | |||
Антон Шотт | тенор | 1846—1913 | Германия | |||
Ольга Шредер | меццо-сопрано контральто |
1844—1902 | Российская империя | Жена композитора и дирижёра Эдуарда Направника | ||
Вильгельмина Шрёдер-Девриент | сопрано | 1804—1860 | Германия | Первая исполнительница партий Адриано в «Риенци», Сенты в «Летучем голландце», Венеры в «Тангейзере» Вагнера. | ||
Юлиус Штокхаузен | баритон | 1826—1906 | Германия | Среди его учеников - Макс Альвари. | ||
Эрнестина Шуман-Хайнк | контральто | 1861—1936 | Австро-Венгрия Германия США |
|||
Густав Шютцендорф | баритон | 1883—1937 | Германия | |||
Э |
||||||
Эмма Эбботт | сопрано | 1850—1891 | США | |||
Камилло Эверарди | баритон | 1825—1899 | Бельгия Российская империя |
Петербургская итальянская опера | Был известнейшим вокальным педагогом. Среди его учеников Н. Веков, М. Горяинов, А. М. Давыдов, М. Дейша-Сионицкая, О. Камионский, П. Лодий, В. Лосский, В. Майборода, Г. Морской, Л. Образцов, Э. Павловская, M. Славина, Ф. Стравинский, И. Тартаков. | |
Ричард Элфорд | контратенор | 1677—1714 | Великобритания | |||
Карл Эрб | тенор | 1877—1958 | Германия | Придворный каммерзенгер Королевства Бавария На иллюстрации его сценические туфли, находящиеся в музее Равенсбурга |
||
Я |
||||||
Каролина Ягеманн | сопрано | 1777—1844 | Германский союз | |||
Герман Ядловкер | тенор | 1877—1953 | Российская империя | |||
Леонид Яковлев | баритон | 1858—1919 | Российская империя | Мариинский театр | Был также режиссёром, организовал ряд оперных трупп |
Просмотров: 9427
|