Все музыканты // Soft Machine
02 мая 2011Оглавление:
1. Soft Machine
2. Награды
- «Soft Machine» также название романа Уильяма Берроуза
английская группа, пионеры кентербери, джаз-фьюжна, психоделического и прогрессивного рока. Названа в честь книги Уильяма Берроуза «Мягкая машина». Основана в 1966 году Робертом Уайеттом и Кевином Эйерсом, игравшими ранее в группе Wilde Flowers, а также Дэвидом Алленом и Майком Рэтледжем игравшими в Daevid Allen Trio. Группа по праву считается одним из центральных образований кентерберийской сцены. За время существования Soft Machine множество раз меняли свой состав, вследствие чего через эту группу прошло огромное количество известнейших музыкантов.
Биография
Истоки: от психоделии к фьюжну
Первый состав Soft Machine занял достойное место в зарождавшемся британском андерграунде, и музыканты группы стали завсегдатаями знаменитого клуба UFO, являвшегося центром движения. Выпустив свой дебютный сингл «Love Makes Sweet Music», команда отправилась в тур по Нидерландам, Германии и Франции. По окончании гастролей, Дэвида Аллена не впустили обратно в Британию. Ему пришлось остаться во Франции, где он зря времени не терял и организовал группу Gong.
В 1968 году Soft Machine выступили в качестве группы сопровождения в американском гастрольном туре команды Jimi Hendrix Experience. В перерывах между концертами был записан и выпущен первый одноимённый альбом группы, ставший классикой психоделического рока. В этот период к команде присоединился будущий участник группы Police гитарист Энди Саммерс. Новообразованный квартет отправился на гастроли по США, дав несколько собственных концертов, и вновь выступив на разогреве у команды Хендрикса. Во время тура из группы был уволен Саммерс, на чём настоял Эйерс, который вскорости и сам покинул Soft Machine.
В начале 1969 года в состав Soft Machine был включён бывший гастрольный менеджер и композитор группы Хью Хоппер, занявший вакантное место басиста. Вместе с Уайеттом и Рэтледжом он принял участие в записи второго диска группы Volume Two, обозначившим переход к инструментальному звучанию в духе фьюжна. Последовавший период, несмотря на частые смены состава и противоречия внутри команды, стал весьма плодотворным. Трио превратилось в септет, когда в группу пришли четверо музыкантов, игравших на духовых инструментах. Правда долго они в Soft Machine не задержались, и лишь один из них саксофонист Элтон Дин на какое-то время стал полноценным членом ансамбля. В конце концов, группа обрела формат квартета, и в этом составе записала ещё два альбома Third и Fourth. Свой вклад в эти работы внесли и приглашённые музыканты, в числе которых Лин Добсон, Ник Эванс, Марк Чариг, Джими Гастингс, Рой Бэббингтон и Рэб Сполл. Четвёртый диск стал первой полностью инструментальной работой Soft Machine, и последним альбомом с участием одного из основателей коллектива Роберта Уайетта.
Необходимо отметить, что все без исключения музыканты Soft Machine были весьма оригинальными и искушёнными исполнителями, и каждый из них внёс существенный вклад в общий успех группы. Главной движущей силой был гений эклектики Рэтледж, чьи композиционные построения, аранжировки и великолепное чувство импровизации задавали общий высочайший творческий уровень. Чарующий вокал и оригинальная работа на ударных Уайетта, лирические сольные партии Дина и необычная поп-авангардная трактовка Хоппера великолепным образом сочетаясь, создавали неповторимое звучание Soft Machine, вызвавшее бурю восторгов в начале 70-х годов. Музыканты группы имели склонность к разработке стандартных композиций и приданию им сюитной формы. Этот подход присутствовал в равной мере как на концертных выступлениях, так и во время записи студийных альбомов. Квинтэссенцией сюитного творчества Soft Machine стал третий альбом Third, содержавший на каждой из своих четырёх сторон по одной продолжительной композиции, что для того времени было весьма необычно. Именно этот диск издавался на протяжении более чем 10 лет в США, и стал самой успешной по числу продаж записью Soft Machine.
Этот период стал наиболее успешным в карьере группы и принёс ей большую популярность по всей Европе. Soft Machine вошли в историю, став первой рок-группой, принявшей участие в престижном лондонском музыкальном фестивале Proms. Концерт состоялся в 1970 году и транслировался на всю страну, что принесло команде ещё большую известность.
После ухода Уайетта
В связи с творческими разногласиями, в 1971 году группу покинул один из её лидеров Роберт Уайетт. Впоследствии он основал собственный коллектив, иронично озаглавив его Matching Mole. На место ушедшего Уайетта был приглашён австралийский ударник Фил Ховард. Однако, стабильности это Soft Machine не принесло. Конфликты следовали один за другим, что вылилось в итоге в уход того же Ховарда, а спустя несколько месяцев команду покинул и Дин. Залатать образовавшиеся бреши были призваны ударник Джон Маршалл и клавишник Карл Дженкинс. Благодаря новичкам, звучание Soft Machine стало ещё более джазовым.
В 1973 году, после выхода альбома Six, группу покинул басист Хоппер. Ему на смену пришёл Рой Бэббингтон, ещё один бывший участник Nucleus, который ранее уже сотрудничал с группой. Квартет в лице Бэббингтона, Дженкинса, Маршалла и Рэтледжа записал последние три студийных альбома Soft Machine. После записи диска Seven группа сменила студию звукозаписи, перейдя с Columbia на Harvest. Приглашённый для записи очередного альбома Bundles фюжн-гитарист Аллан Холдсуорт существенным образом изменил традиционное звучание Soft Machine, сделав гитару одним из центральных инструментов. Манера его игры в чём то напоминала Джона Маклафлина лидера знаменитой джаз-роковой команды Mahavishnu Orchestra. Гитарные партии для последнего студийного альбома Softs исполнил другой известный музыкант Джон Этеридж. На начальном этапе записи этого диска из группы ушёл последний из основателей Soft Machine Майк Рэтледж. На заключительном этапе существования команды, в её составе успели отметиться такие музыканты, как басист Стив Кук, саксофонист Алан Уэйкман и скрипач Рик Сэндерс. Концертные записи 1977 года с их участием легли в основу последнего официального релиза Soft Machine, иронично озаглавленного Alive and Well.
Наследие
Начиная с 1988 года в формате CD были изданы все концертные записи Soft Machine. Качество записи варьируется от превосходного до весьма посредственного. В 2002 году четверо бывших участников группы Хью Хоппер, Элтон Дин, Джон Маршалл и Аллан Холдсуорт совершили гастрольный тур под именем Soft Works. С конца 2004 коллектив выступает под именем Soft Machine Legacy. Группой было выпущено четыре диска: Live in Zaandam, Soft Machine Legacy, Live at the New Morning и Steam.
В 2005 году была издана книга Грэма Беннетта, повествующая об истории Soft Machine.
Просмотров: 8084
|