Все музыканты // Смирнов, Дмитрий Алексеевич
22 января 2011Оглавление:
1. Смирнов, Дмитрий Алексеевич
2. Избранные вокальные партии
Дмитрий Алексеевич Смирнов 1882, Москва 27 апреля 1944, Рига выдающийся русский оперный певец, лирико-драматический тенор.
Биография
Дмитрий Алексеевич Смирнов родился в Москве, в купеческой семье. В 1888 году потерял отца, воспитывался отчимом П. Ютановым, который поощрял музыкальные занятия детей. Петь любил с детских лет. По воспоминаниям самого певца:
Ребёнком мне довелось услышать знаменитого московского протодьякона. Его феноменальный бас восхитил меня. Форте было таким могучим, что в храме погасли cвeчи, окна собора дребезжали. Засыпая в детской кроватке, я мечтал о том, что вот вырасту большой и у меня будет такой громоподобный бас. Что я только не делал, чтобы добиться звучания в нижнем регистре, но не всего можешь достичь трудом и упорством октавист из меня, как видите, всё-таки не получился.— Ю. Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
В 1900 году Дмитрий Смирнов окончил Московское высшее техническое училище, однако занятия музыкой не прервал пел в церковном хоре и сочинял духовные произведения. Посещал «Классы пения» М. А. Раньери-Горбовского. В спектакле, поставленном в этом учебном заведении, Смирнов в марте 1902 года дебютировал с одной из основных теноровых партий классического репертуара Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Также брал уроки пения у К. Кржижановского, А. М. Додонова и, позднее, у Э. К. Павловской.
Первое выступление на профессиональной сцене состоялось в 1903 году, в премьере оперы «Каморра» Э. Д. Эспозито в партии Джиджи. Здесь же были им исполнены партии Альфреда, Ромео и др. Впервые спетая здесь партия Герцога в «Риголетто» Дж. Верди стала в дальнейшем визитной карточкой Смирнова. По подсчётам экспертов, за творческую карьеру певца она была исполнена им 923 раза.
В 1904 году Д. А. Смирнов приглашается в труппу Московского Императорского Большого театра. Много гастролирует по России уже в качестве солиста императорских театров. Летом того же года в Кисловодске впервые встречается на сцене с Ф. И. Шаляпиным, для которого в последующие годы Смирнов станет наиболее частым партнером. И если в своё время Смирнов завидовал басам, то Шаляпин, высоко ценивший талант молодого тенора, заметил:
Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины князя чувствуешь, что ты побеждён…— Ю. Шумаков. «О Дмитрии Смирнове»
К началу 1905 года, в 22-летнем возрасте, певец вошёл в круг сильнейших оперных артистов России. По воспоминаниям певшей с ним А. В. Неждановой:
Это был прекрасный певец и артист. У Смирнова был громадный диапазон и исключительно большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми верхними нотами, которые умел искусно филировать.— В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
С этого времени начинается активная международная гастрольная деятельность Д. А. Смирнова. Певец выступает на ведущих мировых сценах: «Гранд Опера», Мариинский театр, «Ла Скала», Милан, 1908), театр «Казино», «Метрополитен-опера», Друри-Лейн, в музыкальных театрах таких городов, как Буэнос-Айрес, Брюссель, Берлин, Кёльн, Рим, Барселона, Мадрид, Люцерн, Монтевидео, Бостон и др.
После революции 1917 года певец с супругой Лидией Павловной Мальцевой покинул пределы России, однако впоследствии не раз посещал СССР с гастролями принимал участие в спектаклях Большого театра, записывал музыкальные программы на Всесоюзном радио, вёл активную концертную деятельность в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. Камерный репертуар певца включал партии из опер, романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова.
В 1935 году поселился в Лондоне, где сотрудничал с радио Би-Би-Си, концертировал под аккомпанемент знаменитого пианиста Джеральда Мура.
В 1937—1939 годах жил в Таллине, затем в Риге. В 1940 году был приглашён на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 года планировались его концерты в Ленинграде, однако всем этим планам помешала Вторая мировая война.
Скончался выдающийся артист в апреле 1944 года, похоронен на Покровском кладбище в Риге.
Сохранившиеся грамзаписи выступлений Дмитрия Алексеевича позволяют и сегодня оценить его вокальное мастерство. В частности, в 1984—1990 годах фирма «Мелодия» выпустила 7 «долгоиграющих» пластинок с записями Д. Смирнова. Ряд фонограмм выпущен и на компакт-дисках.
Выдающийся советский певец Сергей Лемешев так оценил результаты своего анализа записей Д. А. Смирнова:
В техническом мастерстве он превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам у них многому научился. Даже после Энрико Карузо и Тито Скипа Смирнов покоряет своим, казалось бы, беспредельным дыханием и столь же беспредельной кантиленой… Голос на верхних нотах, как бы попав в родную стихию, приобретает ещё большую красоту и благородство. При этом его пение всегда выразительно: совершенная филировка звука, mezzo voce и piano наполнены каким-то трепетом вибрации души. Записи Смирнова для меня не только источник наслаждения, но и познания.— В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
Просмотров: 8556
|