Все музыканты // Сай, Фазиль
22 января 2011Биография
Учился в Анкарской консерватории у Митхата Фенмена, затем в 1991—1995 годах в Дюссельдорфе и Берлине. Ещё в Турции Сай был замечен немецкими специалистами: в 1987 году сочинение юного музыканта «Чёрные гимны» исполнялось в Берлине в рамках празднования 750-летия города. Среди последующих сочинений Фазиля Сая наибольшее признание получили Второй концерт для фортепиано с оркестром «Шёлковый путь», «Четыре танца для Ходжи Насреддина» для фортепиано соло, оратория «Назым» на стихи Назыма Хикмета. Многие произведения Фазиля Сая соединяют академическую традицию с элементами джаза и турецкой народной музыки: так, в частности, на тему «Турецкого рондо» Моцарта Сай написал вариацию в джазовом духе, а в 2006 г. в Вене состоялась премьера балета Фазиля Сая «Патара» на тему из фортепианной сонаты Моцарта KV 331 — для сопрано, фортепиано и турецких народных инструментов.
В репертуаре Сая-пианиста важное место занимают произведения Баха и Моцарта, которые могут в концертной программе сочетаться с его собственными сочинениями. Оригинальный жест совершил Сай в 2000 г. записав собственное переложение «Весны священной» Игоря Стравинского для двух фортепиано в собственном исполнении обеих партий.
Сай много выступал дуэтом со скрипачом Максимом Венгеровым — в 2004 г. их концерт состоялся и в Москве. Сольный концерт Сая в Москве в 2006 г. получил высокую оценку российского рецензента, писавшего: «Едва касаясь клавиш, Фазиль Сай словно уносился в иное измерение; в случае с иными артистами „игра лицом“ может раздражать, но здесь она была совершенно естественной, выражая безграничную любовь к исполняемой музыке и полное слияние с ней».
Просмотров: 7518
|