Все музыканты // Сати, Эрик
23 января 2011Оглавление:
1. Сати, Эрик
2. Творческое влияние
3. Библиография
Эрик Сати экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия.
Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке.
Биография
Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр. Когда ему было четыре года, семья переехала в Париж. Затем, в 1872 году, после смерти матери, детей снова отправили в Онфлёр.
В 1879 году Сати поступил в Парижскую консерваторию, но после двух с половиной лет не слишком успешной учебы был исключён. В 1885 году снова поступил в консерваторию, и снова её не закончил.
В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» для фортепиано соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов. Подобный прием уже встречался у С. Франка и Э. Шабрие. Сати первым ввёл последовательности аккордов, построенных по квартам; этот приём впервые появился в его произведении «Сын звёзд». Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько часто не более пяти-шести коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.
Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами, и любил разыгрывать друзей. Он давал своим произведениям такие названия, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Эрик Сати был эмоциональным человеком и, хотя он для своей «Музыки как предмета обстановки» использовал мелодии Камиля Сен-Санса, он его искренне ненавидел. Его слова стали даже своеобразной визитной карточкой:
« | Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом! | » |
В 1899 году Сати начал подрабатывать в качестве пианиста в кабаре «Чёрный кот», что было единственным источником его дохода.
Когда работаешь тапёром или аккомпаниатором в кафе-шантане, очень многие считают своим долгом поднести пианисту стаканчик-другой виски, но почему-то никто не желает угостить хотя бы бутербродом.— Альфонс Алле
Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широкой публике его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями.
«Короче говоря, в самом начале 1911 года Морис Равель сделал двойную публичную инъекцию и мной, и мне одновременно. Сразу несколько концертов, исполнения в оркестре, в салоне, в рояле, плюс издатели, дирижёры, ослы…, и снова навязчивое отсутствие денег, как же мне надоело это тухлое слово! Аплодисменты и крики „бис!“ подействовали на меня сильно, но дурно. Грешным делом, истосковавшись по ним за прошлые годы, я даже не сразу понял, что их нельзя принимать слишком всерьёз…, и на свой счёт».— Эрик Сати, Юрий Ханон «Воспоминания задним числом»
Но широкая парижская публика узнала Сати только шестью годами позже благодаря Русским сезонам Дягилева, где на премьере балета Сати «Парад» состоялся большой скандал, сопровождавшийся дракой в зрительном зале и криками «Долой русских! Русские Боши!». Известность к Сати пришла после этого скандального случая. Премьера «Парада» состоялась 18 мая 1917 года в Театре Шатле под управлением Эрнеста Ансерме в исполнении труппы Русского балета при участии балетных артистов Лидии Лопуховой, Леонида Мясина, Войцеховского, Зверева и других.
«Спектакль поразил меня своей свежестью и подлинной оригинальностью. „Парад“ как раз подтвердил мне, до какой степени я был прав, когда столь высоко ставил достоинства Сати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке тем, что противопоставил смутной эстетике доживающего своей век импрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишённый каких-либо вычурностей и прикрас».— Игорь Стравинский. Хроника моей жизни.
Эрик Сати познакомился с Игорем Стравинским ещё в 1910 году и испытал к нему сильную личную и творческую симпатию. Однако более тесное и регулярное общение Стравинского и Сати произошло только после премьеры Парада и окончания Первой мировой войны. Перу Эрика Сати принадлежат две большие статьи о Стравинском, опубликованные тогда же во Франции и США, а также около десятка писем, окончание одного из которых особенно часто цитируется в литературе, посвящённой обоим композиторам. Уже в самом конце письма, прощаясь со Стравинским, Сати подписался со свойственной ему иронией и улыбкой, на сей раз доброй, что с ним случалось не так часто: «Вас, Вас я обожаю: не вы ли тот самый Великий Стравинский? А это я никто иной, как маленький Эрик Сати». В свою очередь, и ядовитый характер, и оригинальная, «ни на что не похожая» музыка Эрика Сати вызывали неизменное восхищение «князя Игоря», хотя между ними так и не возникло ни близкой дружбы, ни сколько-нибудь постоянных отношений. Спустя десять лет после смерти Сати, Стравинский написал о нём в Хронике моей жизни: «Сати понравился мне с первого взгляда. Тонкая штучка, он весь был наполнен лукавством и умной злостью».
Кроме «Парада», Эрик Сати является автором ещё четырёх балетных партитур: «Успуд», «Прекрасная истеричка», «Приключения Меркурия» и «Представление отменяется». Также многие его фортепианные и оркестровые произведения часто использовались для постановки одноактных балетов и балетных номеров.
Эрик Сати умер от цирроза печени в результате чрезмерного употребления алкоголя 1 июля 1925 года в рабочем пригороде Аркёй близ Парижа. Его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество стало возвращаться в активное пространство. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.
Просмотров: 9305
|