Все музыканты // Сараджев, Константин Константинович
22 января 2011Оглавление:
1. Сараджев, Константин Константинович
2. Воспоминания
Биография
Отец К. К. Сараджева дирижёр К. С. Сараджев, мать Н. Н. Сараджева, ученица С. Рахманинова.
С 14 лет начал серьёзно заниматься колокольным звоном. Обладая уникальным музыкальным слухом, великолепно разбираясь в колоколах, часто звонил на колокольне над святыми воротами Никитского монастыря в Москве, на колокольне церкви Марона Пустынника на Якиманке.
К. К. Сараджев сделал нотную запись 317 звуковых спектров наиболее крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов. Рукопись хранится в музее Данилова монастыря; она была опубликована в ежегоднике «Памятники культуры. Новые открытия» за 1977. Он развивал свою теорию музыки. «Колокол есть моя специальность, мое музыкальное творчество на колоколах. У меня имеется сто шестнадцать произведений, которые по своим исключительно тонким различиям звуковых высот приемлемы для воспроизведения только на колоколах. Для этого нужен особый слух… Его можно назвать „истинный слух“. Это способность слышать всем своим существом звук, издаваемый не только предметом колеблющимся, но вообще всякой вещью. Звук кристаллов, камней, металлов. Пифагор, по словам своих учеников, обладал истинным слухом и владел звуковым ключом к раскрытию тайны природы. Каждый драгоценный камень имеет свою индивидуальную тональность и имеет как раз такой цвет, какой соответствует данному строю. Да, каждая вещь, каждое живое существо Земли и Космоса звучит и имеет определенный, свой собственный тон. Тон человека постигается вовсе не по тону его голоса, человек может не произнести ни одного слова в присутствии человека, владеющего истинным слухом; однако им будет сразу определен тон данного человека… Для истинного слуха пределов звука нет, как нет предела в Космосе!».
«Я сознаю и чувствую, что мировоззрение звуковое мое необходимо для музыкальной науки будущего. Но, к великому моему горю, я не вижу, чтобы кто-нибудь мог понять меня. … Посвятить… в теорию моей музыки я не вижу возможности, потому что не встречал такого, как мой, слуха. Должно быть, только в будущем у людей будет такой слух, как мой?.. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!».
К. К. Сараджев мечтал о создании Московской концертной звонницы, которая будет предназначена для исполнения музыкального, а не церковного звона. Он понимал, что его искусство уже не церковный звон.
В 1930 году создал в Гарвардском университете колокольню из колоколов, закупленных в СССР сотрудником университета, членом американской благотворительной миссии в Москве Томасом Виттермором, который пригласил и самого известного русского звонаря. Однако отношения с хозяевами у Сараджева не сложились, и в декабре 1930 года он вернулся в СССР. Работал над книгой «Музыка-колокол».
Умер в 1942 году.
А. И. Цветаева посвятила К. К. Сараджеву статью «Сказ о звонаре московском», опубликованную в 1977 году в журнале «Москва», № 7 за 1977 год, позднее, вместе с братом Константина Нилом Константиновичем Сараджевым, она написала книгу «Мастер волшебного звона».
Просмотров: 8589
|