Все музыканты // Рыкалова, Елизавета Васильевна
23 января 2011Елизавета Васильевна Рыкалова оперная певица и драматическая актриса, артистка Петербургских Императорских Театров.
Принадлежала к известной актёрской семье Рыкаловых. Отец знаменитый артист Петербургского императорского театра, комик Василий Федотович Рыкалов, мать актриса той же сцены Пелагея Титовна Рыкалова. Артистами стали и их дети: Василий Васильевич и дочери Елизавета Васильевна и Ольга Васильевна. В семье были другие дети, но они не пошли по пути родителей, сведений о них не сохранилось.
Елизавета Васильевна в первый раз вышла на сцену 26-го января 1813 года по крайне печальному поводу когда после смерти ее знаменитого отца театр давал бенефис в пользу его детей. Тогда семья вышла на сцену, чтобы поблагодарить присутствующих.
Через некоторое время она была принята в Петербургское театральное училище. Поначалу предполагалось, что она будет танцевать в балетах, но князь А. А. Шаховской заметил у нее голос и драматический талант и определил на занятия драмы и оперы.
В первый раз в качестве исполнительницы она выступила на сцене 27 мая 1818 года в комедии «Маскарад», будучи ещё ученицей, в день бенефиса своего учителя пения Бианки и сразу, как было отмечено, «произвела хорошее впечатление своею привлекательною внешностью, молодостью, веселой увлекательной игрой».
Окончила училище и была принята на сцену Императорских театров. В течение 1822—1846 гг. выступала в Петербургском Большом театре.
Обладала небольшим, но красивым мелодичным голосом. Однако в начале сценической деятельности выступала в водевилях, где добилась огромного успеха. В течение 5-ти лет считалась лучшею водевильного актрисой Петербургской сцены: «…главный успех имела в водевилях, где во всей силе проявлялось её милое простодушие и та резвая, увлекательная весёлость, которая была отличительной чертой её отца». Своим успехом она способствовала и успехам авторов водевилей, особенно отмечается исполнение ею ролей в пьесах Н. И. Хмельницкого. Успех её в водевилях был столь значителен, что она совсем забросила музыкальные занятия, необходимые для оперной актрисы для исполнения серьёзных партий. А тем не менее, с течением времени, в водевильных ролях ей пришлось уйти с первых ролей, постепенно отдавая роли молодым актрисам. Она вернулась к опере. Надо было наверстывать упущенное и заново браться за музыкальные занятия. Однако все наверстать было уже невозможно. Тем не менее её имя не сходило с театральных афиш более двадцати лет, и успех в исполнении многих небольших партий был ей обеспечен. После ухода со сцены Нимфодоры Семеновой она исполняла некоторые её роли.
Большая биографическая энциклопедия отмечает: «Р. M. Зотов в 1840 году говорит ещё, что если Рыкалова захочет перейти на амплуа комических старух, то будет на месте, так как „талант никогда не стареется“, однако этого не случилось. „Она по выражению одного из её биографов, А. Н. Сиротинина, промелькнула на русской сцене мимолетной звездочкой и как неожиданно удивила всех своим живым, увлекательным талантом, так же незаметно и скоро затерялась среди новых талантов, озаривших своим блеском русский театр“».
Среди ролей:
1-я исполнительница партий: Бабета, Нисета, Лиза, Наина;
1-я исполнительница на русской сцене Розы-Любви/Красной шапочки, Памела; 1-я исполнительница в Петербурге на русском языке Янка.
в московском Большом театре Донна Фернандец;
в Петербурге Буслаевна.
Среди других партий: Ленушка, Алексей, Анета в опере Вебера «Фрейшюц». Играла в водевилях: Жоржета в комедии «Бабушкины попугаи», Роза в комедии «Суженого конем не объедешь» Н. И. Хмельницкого. Репертуар водевилей, где она играла, чрезвычайно обширен, она была задейстована почти во всем водевильном репетуаре второй половины 1820-х годов, игравшихся тогда на Петербургской сцене.
Партнёры: С. Я. Байков, М. В. Величкин, П. И. Григорьев, С. С. Гулак-Артемовский, А. П. Долбилов, Н. О. Дюр, А. Г. Ефремов, В. И. Живокини, А. И. Иванова, С. В. Каратыгина, Н. А. Лиханский, Г. Ф. Климовский, М. С. Лебедев, Л. И. Леонов, Э. А. Лилеева, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. Н. Петрова, А. Н. Рамазанов, Е. Сандунова, Е. А. Семёнова, А. Ф. Соловьёва, М. М. Степанова, Д. Този, В. А. Шемаев.
Пела п/у К. Ф. Альбрехта, К. Кавоса.
Елизавета Рыкалова умерла 5 марта 1850 года в Санкт-Петербурге.
Просмотров: 7699
|