Все музыканты // Ротт, Ганс
22 января 2011Ганс Ротт австрийский композитор. Сын известного актёра Карла Матиаса Ротта.
Учился в Венской консерватории вместе с Густавом Малером, с которым Ротта связывала дружба. Педагогами Ротта были, в частности, Франц Кренн и Йозеф Дакс, однако в наибольшей степени Ротт был обязан Антону Брукнеру, у которого занимался в органном классе. Брукнер был единственным из старших музыкантов, кто высоко ценил дарование Ротта как композитора, органиста и импровизатора. На Ротта оказала также влияние музыка Рихарда Вагнера, в 1876 году он посетил первый Байрёйтский фестиваль.
В 1876—1878 годах Ротт служил органистом в венской церкви ордена пиаристов «Мария Трой», одновременно работая над своей первой симфонией. Итог своей работы он показал Иоганнесу Брамсу и Гансу Рихтеру, которые решительно отвергли новое сочинение. Полное отсутствие признания надломило психику Ротта. В 1880 году он отбыл из Вены, получив должность руководителя хора в Мюлузе, однако в дороге стал угрожать револьвером закурившему сигару попутчику, объясняя, что Брамс подложил в вагон поезда динамит. Ротту пришлось вернуться в Вену, где он был помещён в психиатрическую лечебницу, где умер спустя четыре года от туберкулёза. Его поздние сочинения не сохранились, поскольку он уничтожал их почти сразу после написания.
По словам Густава Малера, «невозможно переоценить, как много потеряла в нём музыка. Его гений достигает таких высот даже в первой симфонии, написанной в 20 лет и делающей его, без преувеличения, основоположником новой симфонии, как я её понимаю».
Оставшиеся от Ротта сочинения пролежали в архивах около столетия, пока в конце 1970-х годов ими не заинтересовался изучавший творчество Малера музыковед Пол Бэнкс. В 1979 году он опубликовал о Ротте первую статью. В 1989 году, спустя 105 лет после смерти композитора, Симфония ми мажор Ротта была впервые исполнена Симфоническим оркестром Цинциннати под управлением Герхарда Самуэля. В дальнейшем это сочинение исполняли и записывали Симфонический оркестр Венского радио с Деннисом Расселлом Дэвисом, Норрчёпингский симфонический оркестр с Лейфом Сегерстамом, Philharmonia Hungarica с Кристофом Кампестрини, Симфонический оркестр Мюнхенского радио с Себастьяном Вайгле и ряд других коллективов. Исполнены и записаны были также увертюра «Юлий Цезарь», Пасторальная увертюра, симфония для струнного оркестра, струнный квартет.
«Недостающим звеном между Брукнером и Малером» назвал Ротта современный специалист, а другой музыкальный критик отмечает: «Трудно представить, куда ещё мог бы привести нас Ганс Ротт, проживи он достаточно, чтобы совершить свой путь».
Просмотров: 7795
|