Все музыканты // Роговой оркестр - История роговой музыки
22 января 2011Оглавление:
1. Роговой оркестр
2. История роговой музыки
3. Возрождение роговой музыки
Первый роговой оркестр возник в 1751 году. Тогда Гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин поручил своему капельмейстеру Яну Марешу «сперва согласить у своих охотников все роги в стройность; ибо до того времени употреблялись они так, как из рук медника выходили». Тогда сделали набор инструментов диапазон которых составил две октавы и собрали оркестр из крепостных крестьян. Несколько месяцев Ян Мареш занимался роговой музыкой втайне, на одном значительном приеме у Г. Нарышкина он решил продемонстрировать её гостям. Так описывает первое выступление рогового оркестра И. Х. Гинрихс:
… Зашла опять речь о прежнем предмете и Его Превосходительство жаловался чрезвычайно на Марешову нерачительность. Пошли тут многие на тот счет насмешки. Один остряк сказал между прочим, что Мареш хочет выдумать особливую для диких зверей музыку. Мареш шутя тут с прочими совокупно и не трогаяся ни мало колкими насмешками сказал наконец важным и утвердительным видом: Что вы скажете тогда, есть ли сия музыка не имеет ни мало такой грубости, какую вы себе воображаете? Возродилось во всех чрезвычайное любопытство; а особливо когда узнали, что люди собраны уже в большой манеж и готовый сыграть разные штучки. Всяк вскоча из за стола спешил как можно скорее на место своего ожидания. Все поражены были чрезвычайным удивлением. Гофмаршал был тому столь обрадован, что обнявши Мареша не знал как ему изъявить свое удовольствие. Признавался с радостью в равенстве Гармонии; ибо валторны были бы к тому весьма слабы, и музыка не могла бы быть столь громка как ныне, в которой всю мелодию составляют охотничьи рога.
В 1757 году Императрица Елизавета, услышав на охоте роговой оркестр, приказала сделать такой же при своем дворе. С тех пор иметь роговой оркестр старались все знатные дома в России.
К концу XVIII века в одном Петербурге кроме двух «Императорских Егерских хоров» насчитывалось еще девять. Исполняли они произведения европейской классики, народные песни, гимны.
В 1796-м году Павел I велел сократить использование роговой музыки в придворных празднествах. Но роговые оркестры вельмож продолжали звучать.
При вступлении на престол Александра I в 1801 году рога вернулись в музыкальный обиход двора, придворные балы, парады, маскарады, разные празднества непременно проходили с участием роговой музыки, она стала вновь популярна. Личный роговой оркестр императора состоял тогда более чем из 300 рогов.
В 1810 году вновь происходит охлаждение интереса к роговой музыке.
К середине 1820-х из полков хоры роговой музыки имели только лейб-гвардии Конный и Конногвардейский. С конца 1830-х инструменты военных роговых оркестров были переданы на хранение в арсенал лейб-гвардии Преображенского полка.
В 1820-30-е годы роговые оркестры были при дворе Нарышкиных, Строгановых, Шереметевых, Разумовских, Салтыковых.
Примерно к концу 1830-х роговая музыка вышла из употребления.
В 1882 году был создан роговой оркестр при дворе Александра III. В том же 1882 году, при короновании Александра и Марии Федоровны и во время торжественного шествия их величеств из дворца в собор и обратно роговой оркестр играл военный сигнал и гимны «Коль славен» Д. С. Бортнянского и «Боже, царя храни!» А. Ф. Львова.
Концертов для широкой публики роговой оркестр в царствование Александра III и Николая II почти не давал, обслуживал дворцовые торжества. Иногда оркестр играл в парках Петергофа и Ораниенбаума. Последнее упоминание о звучании рогового оркестра относится к 1915 году.
Просмотров: 9691
|