Все музыканты // Риверс, Сэм (саксофонист)

12 апреля 2011


Оглавление:
1. Риверс, Сэм (саксофонист)
2. Альбомы и записи



Сэмюэль Карторн Риверс; 25 сентября 1923) — американский джазовый музыкант, композитор и бэнд-лидер. Владеет инструментами: сопрано- и тенор-саксофон, бас-кларнет, флейта, губная гармошка, а также играет на фортепиано.

Энергичный 84-летний мультиинструменталист хоть и сменил шумный Нью-Йорк на тихий городок во Флориде, но до сих пор отдаёт всего себя музыке и совсем не собирается прерывать свою творческую и концертную деятельность.

Биография

Детство и юность

Риверс родился в Рено, штате Оклахома, 25 сентября 1923 года, и рос, постоянно переезжая с места на место. Риверс вспоминает: «Моя мать и отец, дедушка и обе сестры были музыкантами. Моя мать была весьма дотошной, и заставляла очень старательно заниматься музыкой, делая упор на практическую часть. Я занимался, учился, и в конце концов был способен выявить свою собственную философию создания музыки, которая возможно используется многими музыкантами, но в то время я действительно не следовал ни за кем. Самое главное — это быть джазовым музыкантом, быть индивидуумом, делать что-то свое. Некоторые, возможно, больше зарабатывают, но новаторы должны продолжать работать и осуществлять свой вклад в развитие музыки.»

В 1947 году Риверс переехал в Бостон, Штат Массачусетс и поступил в Бостонскую Консерваторию, где среди его педагогов был прославленный композитор Алан Хованесс. Там он учился и выступал с такими известными в будущем музыкантами как Куинси Джонс, Эрб Померой, Тад Дэмерон и другими.

Сэм Риверс и Майлз Дэйвис

Первая популярность пришла к Риверсу в середине 50-х, когда он работал в составе бостонского джаз-бенда Эрба Помероя, но национальную славу музыкант обрел в 1964 году, когда присоединился к Miles Davis Quintet. Риверс со своим товарищем Джеки Маклином к этому времени уже покинул Бостон. В 1959 году Риверс начал выступать с 13-летним вундеркиндом-барабанщиком Тони Уильямсом, которому, к слову, также было уготовано блестящее музыкальное будущее. Майлз Дэйвис по рекомендации Тони Уилльямса пригласил Риверса к участию в записи альбома Miles in Tokyo. Сэм вспоминает: «Тони дал послушать Майлзу мои записи, и тот мгновенно захотел пригласить меня в группу. Единственная причина, по которой я в тот момент пошёл к Майлзу Дэйвису — это мой ударник Тони.» Стиль игры Риверса был слишком хаотичен и свободен, что абсолютно не сочеталось с музыкой Дэйвиса, и вскоре его место в квинтете занял Уэйн Шортер. «Интересная штука: Майлз, не предупредив меня, подписал соглашение с Артом Блэки, согласно которому по приезде Шортера я ухожу работать к Арту. Такой наглости я стерпеть не мог и ушёл из квинтета с еще одним участником Эндрю Хиллом».

Период Blue Note

Вскоре Риверс, уже довольно популярная фигура в джазе, подписал контракт с крупным звукозаписывающим джаз-лейблом Blue Note records и записал несколько пластинок вместе с такими музыкантами, как Эндрю Хилл, Тони Уилльямс, Бобби Хатчерсон, Лэрри Янг. Примечателен тот факт, что на этих записях Риверс наконец-то выступил в роли бэнд-лидера, а это означало полную свободу в своих творческих изысканиях и нестандартном построении композиций. Также Сэм в качестве солиста поучаствовал в записях альбомов Яки Бьярда, Эрби Ханкока, Фредди Хаббарда, Тони Уилльямса, Эндрю Хилла и Лэрри Янга.

Корни музыки Риверса в бибопе, но всё же Сэм — адепт фри-джаза и креативный музыкант. Первая его пластинка на Blue Note, Fuchsia Swing Song, многими расценена как шедевр подхода к особому построению композиции, называемого «внутри-снаружи». То есть исполнитель часто стирает явную гармоническую структуру, но сохраняет скрытую связь, для преодоления разрывов. Риверс вывел концепцию гармонии бибопа на новый уровень, а в мастерстве импровизации на саксофоне превзошёл возможно самого Лестера Янга.

Композиторский талант Сэма также проявился в этот период: композиция «Беатрис» с пластинки Fuchsia Swing Song стала популярным джазовым стандартом для тенор-саксофонистов. Пьеса подробно проанализирована в книге «The Jazz Theory Book» Марком Левином. Хотя музыка на пластинках эры Blue Note считается авангардом, в основе её лежал классический джаз, и это был резкий поворот в сторону от всего основного пути развития джаза, от мэйнстрима.

Трио и джазовый чердак

Позже Риверс играл в Cecil Taylors Unit с Джимми Лайонсом и Эндрю Сирилем, описывая данный этап как «поворотный в карьере».

Подобным поворотом было создание «Интуитивно-креативного трио Риверса», в составе Сэма Риверса, контрабасиста Дейва Холланда и ударника Барри Алчула, которое могло вдохновенно импровизировать на протяжении многих часов, а лидер переходить от тенора к сопрано саксофону, затем к флейте, к фортепиано и обратно, порой радостно восклицая. В течение 1970-х годов, Риверс и его жена, Беа, организовали и управляли «Нью-Йоркским джазовым чердаком» — площадкой выступления официально именуемой Studio Rivbea, которая была расположена в нижней части Манхэттена, округе North of Houston Street.

Сэм Риверс и Джо Дейлм на Studio Rivbea в 1976
Джемел Мундок и Рашид Бакр на Studio Rivbea в июле, 1976
« «Я оказался там в нужное время и в нужном месте», — полагает Сэм,- потому что так случилось, что был приток музыкантов, в те времена они все хотели прибыть в Нью-Йорк во что бы то ни стало, поэтому недостатка в кадрах не было. У меня же была площадка для выступлений, где я до поры до времени только репетировал, а как только мы начали давать на ней концерты, то стали всемирно известными.» »

Риверс продолжал выпускать альбомы на различных лейблах, включая несколько пластинок для Impulse!. Streams и Hues — оба альбома содержат различные выступления трио, позже представленное как Trio Live, Sizzle — запись квартета, первый диск с оркестром — Crystals), а также, возможно самая известная работа того периода, выступление на Conference of the Birds Дэйва Холланда в компании с Брэкстоном и Алчулом.

Wildflowers, сборник из пяти пластинок, который был записан в течение всего одной недели выступлений, показывал, кто есть кто во фри-джаз движении на данный момент. В записях приняли участие Ахмед Абдулла , Хамье Блюйе, Энтони Брэкстон, Мэрион Браун, Дейв Беррелл, Джером Купер, Эндрю Сириль, Олу Дара, Джулиус Хемфилл, Оливер Лэйк , Джимми Лайонс, Кен Макинтайр, Роско Митчелл, Дэвид Мюррей, Санни Мюррей, Риверс, Лео Смит и Генри Тридджилл, многие из которых до этого были известны в США в узких кругах.

Немногим позже релиза пластинок, Риверс закрыл Rivbea и переехал в Нью-Джерси. Он вспоминает: «Я закрыл площадку и уехал из Нью-Йорка, потому что, как только парни становились известными, другие клубы начали нанимать их. Я же не мог платить таких денег, которые предлагали те клубы. Можно было взять ссуду. Но я не продавал виски. А если бы вы хотели пиво, вы бы встали и принесли его себе.» В течение 80-х годов, Риверс возглавлял несколько прогрессив электрик-джаз квартетов, включающих гитаристов Кевина Юбанкса, Дэррела Томпсона и Эда Черри.

Сэм Риверс и Диззи Гиллеспи

Последний привёл Риверса к весьма неожиданной встрече, с Диззи Гиллеспи. «Эд Черри был моим музыкантом, а Диззи в то время организовал новый бэнд и настойчиво приглашал Эда».

Сэм вспоминает:

« «Я позвонил Диззи и сказал, С Рождеством, Диззи,, если тебе будет нужен тенор, звони. Он ответил: „Как тебя зовут и скажи свой номер телефона?“… На следующей неделе он позвонил мне. Это было началом нечто нового. Игнасио Берроа за ударными, Джон Ли — контрабас, Эд Черри, я и Диззи. Очень хорошая группа, превосходная группа, я обожал играть с ними. Также я играл в United Nations Band, оркестре Диззи. В общей сложности я играл с Диззи на протяжении четырех лет, вплоть до того, как гениальный трубач скончался…» »

Переезд в Орландо

В то же время Риверс переехал в Орландо. «Мы путешествовали везде, и я мог поехать куда угодно, — вспоминает Сэм, — Мы планировали уехать из Нью-Йорка и, вы знаете, мы имели возможность поехать в Нью-Мехико, Аризону, Калифорнию или Сиэтл.

Было множество предложений преподавать. Но я не хотел учить, а тут как раз музыканты из Орландо сообщили, что у них есть оркестр, ждущий меня и жаждущий моей музыки. Именно поэтому я и прибыл в Орландо, и, вы знаете, музыканты оказались по-настоящему хороши. Все музыканты в моем оркестре, моем джазовом оркестре, являются профессорами музыки. Они преподают музыкальную теорию. Это — серьёзно. Я подразумеваю, мне весьма повезло, потому что я могу ввести всю мою музыку, всё то, что я пишу, а музыканты всегда способны сыграть её. Помимо всего прочего, это — очень, очень, очень большой опыт для меня.»

Более традиционные работы, пластинки Сэма Риверса «Inspiration» и «Culmination», записанные совместно с Rivbea All-Star Orchestra), были номинированы на Грэмми, а «Aurora», наиболее точно отражает текущую музыкальную деятельность.

В основе каждого оркестра — то знаменитое трио Риверса с 12-летней историей, теперь уже с Дугом Мэтьюзом и Энтони Коулом; которое он с гордостью характеризует, как «уникальное» в истории джаза. Союз этих трех мультимузыкантов — наиболее разносторонняя музыкальная группа из тех, что делают музыку сегодня. Также иногда они экстраполируют стиль более ранних трио или напоминают World Saxophone Quartet.

Риверс поясняет:

« «Дуг — больше классический музыкант. Он играет на бас-кларнете, на виолончели, контрабасе, а также на бас-гитаре и барабанах. Энтони играет на ударных, тенор-саксофоне, на фортепиано. У нас есть возможность играть в два фортепиано, а затем, к примеру, Энтони играет на электро-басу, Дуг на ударных. Такого никогда не делалось прежде. Когда мы оканчиваем своё выступление, люди уверены что видели и слышали нечто неповторимое и подобное волшебство больше никогда не произойдет в их жизни. Так и есть, однако они имеют возможность снова прийти на мой концерт.» »

На недавнем концерте в Сан-Диего, к группе присоединились тромбонист Джордж Льюис и пианист Энтони Дэвис. Совсем немного осталось до концерта всех звёзд в The Iridium Rivers.

Настоящее время

Сейчас Риверс живёт недалеко от Орландо, Флорида. Он регулярно выступает со своим трио. Орландо, а именно музыкальная джазовая составляющая часть этого города, по большому счету находится в андеграунде, поэтому потрясающие работы Сэма Риверса со своим Rivbea Orchestra были обделены вниманием большей части почитателей джаза. Исключением стал 1998 год, когда известный нью-йоркский саксофонист Стив Коулмэн собрал мастеров духовых инструментов и приехал в Орландо, чтобы присоединиться к трио-оркестру Риверса. Данный союз с успехом дал несколько концертов в течение недели, а затем заперся на два дня в студии Brooklyn. Результатом работы стали пластинки выпущенные RCA Records , Inspiration, 1999 и Culmination, 2000. Оба альбома были номинированы на Грэмми, а также входили в топ-10 лучших джазовых альбомов страны. Позже вышли альбомы Portrait, соло-запись на лейбле FMP, Vista, трио с барабанщиками Адамом Рудольфом и Харрисом Эизенстадтом на лейбле Meta. В 2006 году Сэм записывает пластинку Aurora, которая включает как пьесы Rivbea Orchestra, так и Orlando orchestra. Риверс и the Rivbea Orchestra в настоящее время записывают нескольких новых композиций в Sonic Cauldron Studios в Winter Springs, Флорида.

Сэм говорит: «Нам не нужны композиции, у нас просто есть несколько свободных тем, мелодий, на основании которых мы импровизируем. Нет никакого трэк-листа. Мы любим удивлять самих себя также, как и вас. Я обожаю это состояние неведения, относительно того, что произойдёт дальше. И с нетерпением жду этого. Ведь когда ты знаешь, что будет дальше — это невыносимо скучно…».

На выступлении в 2007 году

Изменив в своё время курс развития джаза, Сэм Риверс продолжает смотреть в будущее. «Есть у меня некоторые задумки. Я бы снова организовал площадку подобную Studio Rivbea, на собственные деньги. Тогда появится возможность изменить музыку …, потому что я знаю, как сделать это.»



Просмотров: 8362


<<< Ривель, Кирилл Игоревич
Розенбаум, Александр Яковлевич >>>