Все музыканты // Риверс, Сэм (саксофонист)
12 апреля 2011Оглавление:
1. Риверс, Сэм (саксофонист)
2. Альбомы и записи
Сэмюэль Карторн Риверс; 25 сентября 1923) американский джазовый музыкант, композитор и бэнд-лидер. Владеет инструментами: сопрано- и тенор-саксофон, бас-кларнет, флейта, губная гармошка, а также играет на фортепиано.
Энергичный 84-летний мультиинструменталист хоть и сменил шумный Нью-Йорк на тихий городок во Флориде, но до сих пор отдаёт всего себя музыке и совсем не собирается прерывать свою творческую и концертную деятельность.
Биография
Детство и юность
Риверс родился в Рено, штате Оклахома, 25 сентября 1923 года, и рос, постоянно переезжая с места на место. Риверс вспоминает: «Моя мать и отец, дедушка и обе сестры были музыкантами. Моя мать была весьма дотошной, и заставляла очень старательно заниматься музыкой, делая упор на практическую часть. Я занимался, учился, и в конце концов был способен выявить свою собственную философию создания музыки, которая возможно используется многими музыкантами, но в то время я действительно не следовал ни за кем. Самое главное это быть джазовым музыкантом, быть индивидуумом, делать что-то свое. Некоторые, возможно, больше зарабатывают, но новаторы должны продолжать работать и осуществлять свой вклад в развитие музыки.»
В 1947 году Риверс переехал в Бостон, Штат Массачусетс и поступил в Бостонскую Консерваторию, где среди его педагогов был прославленный композитор Алан Хованесс. Там он учился и выступал с такими известными в будущем музыкантами как Куинси Джонс, Эрб Померой, Тад Дэмерон и другими.
Сэм Риверс и Майлз Дэйвис
Первая популярность пришла к Риверсу в середине 50-х, когда он работал в составе бостонского джаз-бенда Эрба Помероя, но национальную славу музыкант обрел в 1964 году, когда присоединился к Miles Davis Quintet. Риверс со своим товарищем Джеки Маклином к этому времени уже покинул Бостон. В 1959 году Риверс начал выступать с 13-летним вундеркиндом-барабанщиком Тони Уильямсом, которому, к слову, также было уготовано блестящее музыкальное будущее. Майлз Дэйвис по рекомендации Тони Уилльямса пригласил Риверса к участию в записи альбома Miles in Tokyo. Сэм вспоминает: «Тони дал послушать Майлзу мои записи, и тот мгновенно захотел пригласить меня в группу. Единственная причина, по которой я в тот момент пошёл к Майлзу Дэйвису это мой ударник Тони.» Стиль игры Риверса был слишком хаотичен и свободен, что абсолютно не сочеталось с музыкой Дэйвиса, и вскоре его место в квинтете занял Уэйн Шортер. «Интересная штука: Майлз, не предупредив меня, подписал соглашение с Артом Блэки, согласно которому по приезде Шортера я ухожу работать к Арту. Такой наглости я стерпеть не мог и ушёл из квинтета с еще одним участником Эндрю Хиллом».
Период Blue Note
Вскоре Риверс, уже довольно популярная фигура в джазе, подписал контракт с крупным звукозаписывающим джаз-лейблом Blue Note records и записал несколько пластинок вместе с такими музыкантами, как Эндрю Хилл, Тони Уилльямс, Бобби Хатчерсон, Лэрри Янг. Примечателен тот факт, что на этих записях Риверс наконец-то выступил в роли бэнд-лидера, а это означало полную свободу в своих творческих изысканиях и нестандартном построении композиций. Также Сэм в качестве солиста поучаствовал в записях альбомов Яки Бьярда, Эрби Ханкока, Фредди Хаббарда, Тони Уилльямса, Эндрю Хилла и Лэрри Янга.
Корни музыки Риверса в бибопе, но всё же Сэм адепт фри-джаза и креативный музыкант. Первая его пластинка на Blue Note, Fuchsia Swing Song, многими расценена как шедевр подхода к особому построению композиции, называемого «внутри-снаружи». То есть исполнитель часто стирает явную гармоническую структуру, но сохраняет скрытую связь, для преодоления разрывов. Риверс вывел концепцию гармонии бибопа на новый уровень, а в мастерстве импровизации на саксофоне превзошёл возможно самого Лестера Янга.
Композиторский талант Сэма также проявился в этот период: композиция «Беатрис» с пластинки Fuchsia Swing Song стала популярным джазовым стандартом для тенор-саксофонистов. Пьеса подробно проанализирована в книге «The Jazz Theory Book» Марком Левином. Хотя музыка на пластинках эры Blue Note считается авангардом, в основе её лежал классический джаз, и это был резкий поворот в сторону от всего основного пути развития джаза, от мэйнстрима.
Трио и джазовый чердак
Позже Риверс играл в Cecil Taylors Unit с Джимми Лайонсом и Эндрю Сирилем, описывая данный этап как «поворотный в карьере».
Подобным поворотом было создание «Интуитивно-креативного трио Риверса», в составе Сэма Риверса, контрабасиста Дейва Холланда и ударника Барри Алчула, которое могло вдохновенно импровизировать на протяжении многих часов, а лидер переходить от тенора к сопрано саксофону, затем к флейте, к фортепиано и обратно, порой радостно восклицая. В течение 1970-х годов, Риверс и его жена, Беа, организовали и управляли «Нью-Йоркским джазовым чердаком» площадкой выступления официально именуемой Studio Rivbea, которая была расположена в нижней части Манхэттена, округе North of Houston Street.
« | «Я оказался там в нужное время и в нужном месте», — полагает Сэм,- потому что так случилось, что был приток музыкантов, в те времена они все хотели прибыть в Нью-Йорк во что бы то ни стало, поэтому недостатка в кадрах не было. У меня же была площадка для выступлений, где я до поры до времени только репетировал, а как только мы начали давать на ней концерты, то стали всемирно известными.» | » |
Риверс продолжал выпускать альбомы на различных лейблах, включая несколько пластинок для Impulse!. Streams и Hues оба альбома содержат различные выступления трио, позже представленное как Trio Live, Sizzle запись квартета, первый диск с оркестром Crystals), а также, возможно самая известная работа того периода, выступление на Conference of the Birds Дэйва Холланда в компании с Брэкстоном и Алчулом.
Wildflowers, сборник из пяти пластинок, который был записан в течение всего одной недели выступлений, показывал, кто есть кто во фри-джаз движении на данный момент. В записях приняли участие Ахмед Абдулла , Хамье Блюйе, Энтони Брэкстон, Мэрион Браун, Дейв Беррелл, Джером Купер, Эндрю Сириль, Олу Дара, Джулиус Хемфилл, Оливер Лэйк , Джимми Лайонс, Кен Макинтайр, Роско Митчелл, Дэвид Мюррей, Санни Мюррей, Риверс, Лео Смит и Генри Тридджилл, многие из которых до этого были известны в США в узких кругах.
Немногим позже релиза пластинок, Риверс закрыл Rivbea и переехал в Нью-Джерси. Он вспоминает: «Я закрыл площадку и уехал из Нью-Йорка, потому что, как только парни становились известными, другие клубы начали нанимать их. Я же не мог платить таких денег, которые предлагали те клубы. Можно было взять ссуду. Но я не продавал виски. А если бы вы хотели пиво, вы бы встали и принесли его себе.» В течение 80-х годов, Риверс возглавлял несколько прогрессив электрик-джаз квартетов, включающих гитаристов Кевина Юбанкса, Дэррела Томпсона и Эда Черри.
Сэм Риверс и Диззи Гиллеспи
Последний привёл Риверса к весьма неожиданной встрече, с Диззи Гиллеспи. «Эд Черри был моим музыкантом, а Диззи в то время организовал новый бэнд и настойчиво приглашал Эда».
Сэм вспоминает:
« | «Я позвонил Диззи и сказал, С Рождеством, Диззи,, если тебе будет нужен тенор, звони. Он ответил: „Как тебя зовут и скажи свой номер телефона?“… На следующей неделе он позвонил мне. Это было началом нечто нового. Игнасио Берроа за ударными, Джон Ли — контрабас, Эд Черри, я и Диззи. Очень хорошая группа, превосходная группа, я обожал играть с ними. Также я играл в United Nations Band, оркестре Диззи. В общей сложности я играл с Диззи на протяжении четырех лет, вплоть до того, как гениальный трубач скончался…» | » |
Переезд в Орландо
В то же время Риверс переехал в Орландо. «Мы путешествовали везде, и я мог поехать куда угодно, вспоминает Сэм, Мы планировали уехать из Нью-Йорка и, вы знаете, мы имели возможность поехать в Нью-Мехико, Аризону, Калифорнию или Сиэтл.
Было множество предложений преподавать. Но я не хотел учить, а тут как раз музыканты из Орландо сообщили, что у них есть оркестр, ждущий меня и жаждущий моей музыки. Именно поэтому я и прибыл в Орландо, и, вы знаете, музыканты оказались по-настоящему хороши. Все музыканты в моем оркестре, моем джазовом оркестре, являются профессорами музыки. Они преподают музыкальную теорию. Это серьёзно. Я подразумеваю, мне весьма повезло, потому что я могу ввести всю мою музыку, всё то, что я пишу, а музыканты всегда способны сыграть её. Помимо всего прочего, это очень, очень, очень большой опыт для меня.»
Более традиционные работы, пластинки Сэма Риверса «Inspiration» и «Culmination», записанные совместно с Rivbea All-Star Orchestra), были номинированы на Грэмми, а «Aurora», наиболее точно отражает текущую музыкальную деятельность.
В основе каждого оркестра то знаменитое трио Риверса с 12-летней историей, теперь уже с Дугом Мэтьюзом и Энтони Коулом; которое он с гордостью характеризует, как «уникальное» в истории джаза. Союз этих трех мультимузыкантов наиболее разносторонняя музыкальная группа из тех, что делают музыку сегодня. Также иногда они экстраполируют стиль более ранних трио или напоминают World Saxophone Quartet.
Риверс поясняет:
« | «Дуг — больше классический музыкант. Он играет на бас-кларнете, на виолончели, контрабасе, а также на бас-гитаре и барабанах. Энтони играет на ударных, тенор-саксофоне, на фортепиано. У нас есть возможность играть в два фортепиано, а затем, к примеру, Энтони играет на электро-басу, Дуг на ударных. Такого никогда не делалось прежде. Когда мы оканчиваем своё выступление, люди уверены что видели и слышали нечто неповторимое и подобное волшебство больше никогда не произойдет в их жизни. Так и есть, однако они имеют возможность снова прийти на мой концерт.» | » |
На недавнем концерте в Сан-Диего, к группе присоединились тромбонист Джордж Льюис и пианист Энтони Дэвис. Совсем немного осталось до концерта всех звёзд в The Iridium Rivers.
Настоящее время
Сейчас Риверс живёт недалеко от Орландо, Флорида. Он регулярно выступает со своим трио. Орландо, а именно музыкальная джазовая составляющая часть этого города, по большому счету находится в андеграунде, поэтому потрясающие работы Сэма Риверса со своим Rivbea Orchestra были обделены вниманием большей части почитателей джаза. Исключением стал 1998 год, когда известный нью-йоркский саксофонист Стив Коулмэн собрал мастеров духовых инструментов и приехал в Орландо, чтобы присоединиться к трио-оркестру Риверса. Данный союз с успехом дал несколько концертов в течение недели, а затем заперся на два дня в студии Brooklyn. Результатом работы стали пластинки выпущенные RCA Records , Inspiration, 1999 и Culmination, 2000. Оба альбома были номинированы на Грэмми, а также входили в топ-10 лучших джазовых альбомов страны. Позже вышли альбомы Portrait, соло-запись на лейбле FMP, Vista, трио с барабанщиками Адамом Рудольфом и Харрисом Эизенстадтом на лейбле Meta. В 2006 году Сэм записывает пластинку Aurora, которая включает как пьесы Rivbea Orchestra, так и Orlando orchestra. Риверс и the Rivbea Orchestra в настоящее время записывают нескольких новых композиций в Sonic Cauldron Studios в Winter Springs, Флорида.
Сэм говорит: «Нам не нужны композиции, у нас просто есть несколько свободных тем, мелодий, на основании которых мы импровизируем. Нет никакого трэк-листа. Мы любим удивлять самих себя также, как и вас. Я обожаю это состояние неведения, относительно того, что произойдёт дальше. И с нетерпением жду этого. Ведь когда ты знаешь, что будет дальше это невыносимо скучно…».
Изменив в своё время курс развития джаза, Сэм Риверс продолжает смотреть в будущее. «Есть у меня некоторые задумки. Я бы снова организовал площадку подобную Studio Rivbea, на собственные деньги. Тогда появится возможность изменить музыку …, потому что я знаю, как сделать это.»
Просмотров: 8362
|