Все музыканты // Рай, Бхарат Чандра
23 января 2011Оглавление:
1. Рай, Бхарат Чандра
2. Русские переводы
Биография
Бхарат Чандра, сын Нарендра Нараяна Рая из Педо-Буршута был вынужден покинуть дом предков из-за имущественных споров и вступления в брак по своему желанию. Он бродил с места на место. Жил в ашраме Рам Чандра Мунши в Дебанандапуре. Изучил языки санскрит, арабский, персидский, хинди; грамматику, драму, риторику, музыку, эзотерику; затем сам преподавал эти дисциплины. Был поэтом при дворе махараджи Надии Кришны Чандры Роя.
Творчество
Бхарат Чандра Рай был истинным представителем переходного периода бенгальской музыки и литературы из средневековой в современную эпоху. Он хорошо разбирался в классической музыке, мастерство приобрёл, возможно, при дворе махараджи Кришны Чандры. Хотя он и принял жанр трёхчастных поэм-восхвалений монгол, в котором произведения традиционно посвящались богам и богиням, но попытался освободить бенгальскую поэзию, а также и музыкальную композицию из заточения и вдохновлённо прикоснуться к человеку. Многие песни его были частью длинных поэтических произведений, но могли исполняться и самостоятельно. Бхарат Чандра также может считаться первопроходцем в составлении композиций на любовные темы Радха-Кришны в музыкальной форме раги за пределами падавали киртан. В определенном смысле он является предшественником Рампрасада Сена русск. и Нидху Бабу русск.. Бхарат Чандра Рай был первым поэтом, сочинявшем на бенгальском языке и названным народным. Он придал новую благодать и красоту языку поэзии. Его произведения учили наизусть, пели на улицах, разыгрывали на их основе спектакли народной драмы.
Оннода-монгол
По заказу махараджи Бхарат Чандра написал в 1752 году поэму «Оннода-монгол» не только величайшее его достижении, но и одно из лучших произведений бенгальской литературы: элегантность и лиричность языка сочетаются с блестящим использованием риторических приёмов. Оннода одно из имён богини Дурги, бенгальский вариант Парвати жены Шивы; ей поклонялся и насаждал культ в своих владениях Кришна Чандра. Во время написания поэмы жизнь в Бенгалии была нестабильной: происходили частые военные конфликты, голод. Эти события нашли отражение в поэме. Несмотря на официальную цель «Оннода-монгол» изображение величия богини, Бхарат Чандра изобразил в ней и реальных персонажей. За эту поэму он получил от махараджи прозвание Raigunakar в знак признания его поэтических достижений.
Первая часть поэмы повествует о женитьбе Шивы и Парвати; во второй и третьей частях рассказывается о походе на Бенгалию полководца Ман Сингха, посланного Аурангзебом на усмирение раджи Протопадито. В их борьбе решающую роль играет некий Бхобонандо Маджумдар. Он же рассказывает Ман Сингху историю, которая занимает почти всю вторую часть поэмы, о царевиче Видье, в образе странника завоёвывающем царевну Сундару. Бхарату Чандре принадлежит одна из интерпретаций этой старинной любовной истории, популярной в XVIII веке. Но, в отличие от других авторов он стремился избегать стереотипов. Так, любовь им показана не только в духе бхакти, но подчёркнут и её плотский аспект, действие происходит в современном городе. Завершается поэма страстным гимном богине, спасшей влюблённых.
Другие произведения
Другие его произведения: «Satyapirer Panchali», «Rasamanjari», «Nagastakam», «Chandinatak», «Gangastakam», «Mangalkavya» русск. и пр..
Просмотров: 8104
|