Все музыканты // Праздничный хор Свято-Никольского женского монастыря
22 января 2011православный молодёжный певческий коллектив, существующий при Свято-Никольском женском монастыре Белорусского экзархата Русской православной церкви.
История создания коллектива
В 1996 году Владыка Максим, архиепископ Могилёвский и Мстиславский благословил Терентьеву Елену Леонидовну на создание молодёжного церковного хора. В то время непросто было найти музыкально грамотных воцерковлённых людей; в храмах пели «бабушки». Елена Леонидовна приглашала своих коллег и знакомых светских музыкантов. Со многими трудностями столкнулся молодой регент: изучение церковного Устава, нехватка богослужебных книг и почти полное отсутствие нотной библиотеки. Первое время регенту приходилось даже устраивать хоровые спевки прямо у себя на квартире.
/С 1989 года при Богослужениях в Трехсвятительском Кафедральном соборе принимал участие приглашенный архиепископом Максимом Могилевский камерный хор п/у С. Ю. Лищенко. Воцерковление хора легло в основном на плечи игумении Евгении. Через короткое время хоровой коллектив успешно справлялся с задачей Богослужебного хора и был отмечен митрополитом Филаретом. В 1994 в связи с личным конфликтом между правящим архиереем и Лищенко указанием первого обязанности архиерейского хора вынужден был выполнять повседневный хор Кафедрального Собора состоявший из музыкальной молодежи и интеллигенции который частично пополнился певчими из числа бывшего архиерейского. На тот момент хоры «бабушек» уже не существовали. На предложение правящего архиерея стать архиерейским хором регент ответил отказом в силу физической невозможности хора выполнять функцию Кафедрального и ахиерейского одновременно. В силу этого архиепископ Максим был вынужден в срочном порядке создать хор «для себя». Е. Л. Теретьевой- одной из певчих упразденного архиереем праздничного монастырского хора п/у Г. Д. Костюк-и было предложено заняться созданием такого коллектива. Регент Кафедрального хора обеспечил Елену Теретьеву нотным обиходом принятым в епархии и систематически консультировал относительно устава и порядка Богослужения. Пение при архиерейском служении совершалось антифонно на два хора- повседневным и новоиспеченным архиерейским. Таким образом архиерейский хор п/у Терентьевой был обеспечен практикой и богослужебной, и музыкальной./
7 июля 1996 года на праздник Рождества Иоанна Крестителя по благословению иеромонаха Мелетия хор спел Божественную Литургию в Свято-Покровском храме д. Вейно Могилёвского района. Это было первое богослужение, с которого и началась жизнь нового церковного хора.
25 декабря 1996 года на праздник святителя Спиридона Тримифунского, а также в свой день рождения Владыка Максим пригласил Елену Терентьеву и её церковный хор спеть Божественную Литургию в Трёхсвятительском Кафедральном соборе г. Могилёва.
Архиерейский хор
8 марта 1997 года Владыка Максим вызвал Елену Леонидовну Терентьеву и сообщил ей о новом назначении. Регент вместе со своим коллективом певчих были переведены в Трёхсвятительский Кафедральный собор г. Могилёва в качестве Архиерейского хора. На следующий же день Прощёное Воскресенье новым архиерейским хором была спета первая служба.
/Первая служба была спета в понедельник Первой Седмицы в составе 3-х человек антифонно с квартетом певчих хора Кафедрального собора/
В связи с новым назначением у хора появились дополнительные обязанности. Помимо пения на воскресных и праздничных богослужениях хор сподобился сопровождать Владыку Максима в выездах на приходы Могилёвской епархии. Также певчих приглашали принимать участие в освящениях храмов, юбилеях и прочих церковных торжествах. /Первоначально сопровождение Владыку Максима в выездах обеспечивал квартет п/у Лищенко, впоследствии эта обязанность возлагалась на повседневный хор Кафедрального Собора. В определенный момент регент повседневного хора поставил вопрос о возложении данной обязанности на новоиспеченных архиерейских певчих/
Воцерковление певчих
Состав певчих расширился. По своему желанию в хор стали приходить преподаватели из музыкальных учебных заведений и студенты консерватории. Постепенно музыканты стали воцерковляться и приходить к вере православной. Многие из них стали читать молитвы, исповедоваться и причащаться Святых Таин Христовых. Благодаря духовному окормлению Владыки Максима, молодые люди стали осознавать важность Божьего благословения во всех начинаниях, особенно при создании семьи. Хор спел десять венчаний своим певчим. Общими усилиями были организованы паломнические поездки для певчих в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Оптину пустынь и другие святые места. Так происходило духовное воспитание и возрастание певчих. /Первое паломничество архиерейский хор совершил в составе паломнической группы хора Кафедрального Собора который уже несколько лет практиковал поездки к святым местам/
«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы».
Владыка Максим духовно наставлял своего регента, говоря, что «петь молитвенно может только молящийся, верующий человек». Однажды накануне праздника святителя Георгия с хором проводилась спевка на улице возле Свято-Никольского собора пели ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя». Владыка Максим отдыхал на скамейке под грушей. Он подошёл к хору и сказал, что церковное пение требует серьёзного отношения. Певчие это не просто хор. Сама Богородица молится о воспевающих её и сподобляет их венцов Божественной славы. И Владыка прочитал песнь, высветив её смысл: «Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди: в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби».
Архипастырь Могилёвский ревностно следил за своим хором и, совершая проскомидию, всегда поминал имена певчих.
Однажды Владыка Максим вызвал к себе регента Елену Леонидовну и спросил её, готовит ли она себе заместителя, который мог бы самостоятельно заменять её на богослужениях. Через некоторое время Господь устроил решение этого важного вопроса, и по благословению Владыки Максима, Елена Леонидовна стала заниматься уставом с одним опытным певчим. Это был Гречихо Сергей Николаевич, которого впоследствии Владыка Максим назначил самостоятельным регентом в Крестовоздвиженскую церковь г. Могилёва, где он основал молодёжный хор и продолжает нести своё служение Богу и сегодня. /Сергей Николаевич Гречихо был одним из первых участников новоиспеченного коллектива и заменял Елену Леонидовну в случае ее невозможности вести Богослужение/
Перевод в Свято-Никольский монастырь
В 1999 году в Трёхсвятительском Кафедральном соборе начались внутренние ремонтные работы. На клиросах расположились строительные леса, и повседневный хор, который пел богослужения в будние дни, вынужденно был перемещён на балкон вместе со всей нотной библиотекой. Архиерейскому же хору было предложено пойти в отпуск на время ремонтных работ, мотивируя тем, что для богослужений достаточно и одного хора. /На тот момент богослужения вне архиерейского чина совершались поочередно хором Кафедральным и Архиерейским и только при служении правящего архиерея совместно-антифонно. Во время вынужденной передислокации Соборного хора регент предложил Елене Леонидовне использовать одну певческую площадку поочередно, но данное предложение было амбициозно отклонено./
Но сроки выполнения ремонтно-реставрационных работ растянулись, и хор по-прежнему находился в вынужденном отпуске. Тогда Елена Леонидовна вместе со своими певчими направились за советом к Владыке Максиму, который на тот момент жил в Свято-Никольском монастыре. Владыка внимательно все выслушал и удовлетворил просьбу певцов о переводе Архиерейского хора из Трёхсвятительского Кафедрального собора в Свято-Никольский женский монастырь.
4 ноября 1999 года на праздник Казанской иконы Божией Матери впервые новым праздничным хором Свято-Никольского женского монастыря была спета Божественная Литургия в стенах возрождающейся обители.
«Вся же благообразно и по чину да бывают».
Монастырь место святое. В связи с приходом хора во святую обитель в коллективе произошёл ряд существенных изменений. Богослужения, совершаемые в стенах Свято-Никольского монастыря, отличаются гармоничной полнотой и строгостью церковного Устава. Доминирующий духовно-концертный стиль пения хора не совсем органично вписывался в монастырские службы, и со временем был заменён на менее привычный обиход монастырских распевов. Преобразился и образ пения: темпы исполнения церковных песнопений стали более сдержанными, каждое слово, пропеваемое хором, обрело свою значимость и стало ясно прочитываться молящимися. Такие естественные исполнительские решения придали церковному пению некоторую простоту, осмысленность и соборность. Состав хора тоже обновился. Пришли новые певчие, и, что очень ценно, это была уже воцерковлённая молодёжь. Некоторые из них теперь стали священнослужителями.
С 2001 года у регента Елены Леонидовны появился новый помощник Константин Карманов, который активно проявлял себя, исполняя разные послушания от хорового библиотекаря до замещения регента на богослужениях. /Константин Карманов-родной брат Елены Теретьевой/ Здесь интересно вспомнить первый регентский опыт будущего помощника. Ещё совсем в детском возрасте Константин, прислуживавший тогда Владыке Максиму, архиепископу Могилёвскому и Мстиславскому, организовал из юных иподьяконов трио «исполлатчиков»: за архиерейской Литургией перед солеёй выстраивались трое маленьких ребятишек, одетых в специально сшитые жёлтенькие стихарики, и тихо разносилось по храму детское сладкое пение «Ис полла эти дэспота». Владыка Максим улыбался и после службы всегда благословлял юным «исполлатчикам» по просфорке.
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
6 августа 2002 года в день памяти Святителя Георгия, архиепископа Могилёвского и Белорусского, за усердные труды во славу Церкви Христовой Владыка Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси отметил хоровой коллектив грамотой. В книге о Свято-Никольском женском монастыре г. Могилёва мы находим следующее строки в которых, сама настоятельница монастыря игумения Евгения свидетельствует: «Владыка Филарет, неоднократно бывая в монастыре за службой, отметил монастырское, проникновенное пение хора, услаждающее слух молящихся и украшающее строй богослужения».
Также в этот день Владыка Филарет по предстательству матушки игумении Евгении наградил регента хора Елену Терентьеву орденом преподобной Евфросинии Полоцкой, а её помощника Константина Карманова благословенной грамотой.
Милостью Божьей, монастырские певчие укреплялись в вере православной и смиренно продолжали нести своё ангельское служение Богу. Благодаря усердным трудам регентов Елены и Константина значительно возрос исполнительский уровень церковного хора. Обогатился и пополнился репертуарный фонд коллектива. За годы работы с этим церковным хором была собрана богатая нотная библиотека православной духовной музыки. Большая часть церковных песнопений для данного хорового коллектива была самостоятельно изложена Константином Кармановым, а также им было выполнено внушительное количество переложений церковной музыки для разных составов голосов. Традиционная система осмогласия, применяемая за богослужением, приобрела более полный вид в связи с внедрением в певческую практику большинства подобнов старинных монастырских распевов. В хоре устойчиво закрепилось основное репертуарное стилистическое направление возрождение именно монастырских распевов русской духовной музыки, главным образом киевского, знаменного и греческого, а также распевов крупных православных монастырей Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Лавры, Почаево-Успенской Лавры, Оптиной пустыни, Валаамского, Соловецкого и других.
Под ревностным и строгим наблюдением самой настоятельницы монастыря матушки игумении Евгении, а также благодаря совместным стараниям регента монашеского хора монахини Евфросинии и регентов праздничного хора Константина Карманова, Елены и Геннадия Терентьевых некоторые богослужебные чинопоследования обрели художественную целостность. Среди них праздничные богослужения на Успение Пресвятой Богородицы, Чин погребения Пресвятой Богородицы с похвалами, совершаемый по Иерусалимскому уставу; Последование Святых и Спасительных Страстей Христовых и другие.
Заботясь о красоте богослужения и духовном просвещении певчих, матушка благословила самых усердных и голосистых ребят читать Паремии, Шестопсалмие и Апостол на воскресных и праздничных богослужениях и в дни своего тезоименитства. Такой чести удостоились Константин Карманов, Вячеслав Черепко, Артемий Гатальский, Дмитрий Косцов, Иван Титов, Геннадий Терентьев, Михаил Суровцев.
Певчие Дмитрий Косцов и Иван Титов обучились искусству колокольного звона. Их учителем был иподиакон Владыки Максима Дмитрий Чумаков. Владыка ревновал о красоте колокольного звона, и мечта архипастыря сбылась: стройный звон разносится над Подникольем, наполняя радостью сердца и призывая всех на молитву. Профессионально помогла звонарям певчая Марина Сысоева, которая окончила Минскую школу звонарей.
Некоторые певчие стали проявлять себя даже как церковные композиторы.
«Дивен Бог во святых своих…».
Ежегодно 5 и 6 августа совершаются торжественные богослужения, посвящённые дню прославления Святителя Георгия, архиепископа Могилёвского и Белорусского. Это событие отмечается в Церкви Христовой с 1993 года. Канонизация Святителя Георгия состоялась трудами Могилёвского архипастыря Владыки Максима. Ежегодно торжества возглавляет митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Уникальным является тот факт, что в этих богослужениях, проходящих в стенах Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва, наряду с собором архипастырей Белорусской православной Церкви, духовенством, городскими властями и паломниками принимают участие четыре церковных хоровых коллектива. Антифонное пение на четыре хора за этими богослужениями заранее распределяется монастырским регентом Константином Кармановым, а репертуар песнопений утверждается правящим архиереем. По словам Владыки Филарета, такое богослужение возможно только в единственном храме Беларуси Свято-Никольском соборе женского монастыря г. Могилёва, благодаря уникальной архитектуре храма.
В сам день празднования по окончании Божественной Литургии с благословения Митрополита Филарета совершается крестный ход на Архиерейский вал к дому, где жил и трудился Святитель Георгий. Ликующее молебное пение объединённым мощным хором и общая молитва всех собравшихся достойно венчает это православное торжество. От таких служб остается впечатление как от небольшого хорового фестиваля русской духовной музыки, где коллективы объединены в общую молитву именно за богослужением. Такие традиции здесь были заложены великим подвижником благочестия, архиепископом Максимом.
/С 1997 по 1999 на богослужение 6 августа приглашался хор Георгиевского храма г. Бобруйска п/у Галины Федоровны Погоржельской отличавшегося удивительной музыкальностью и филигранной техникой исполнения. Всего же при Богослужении 6 августа могло участвовать до 5 коллективов- архиерейский хор, хор Кафедрального Собора, хор Борисо-Глебского храма п/у С. Н. Гречихо, хор сестер Никольской обители и хор Георгиевского храма г. Бобруйска п/у Г. Ф. Погоржельской/
27 апреля 2008 года в самый день Святой Пасхи Владыка Филарет наградил за заслуги перед Церковью Христовой регента хора Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва Константина Карманова медалью Святителя Кирилла Туровского. В этот же день Епископ Могилёвский и Мстиславский Софроний вручил благодарственную грамоту Геннадию Терентьеву, который в настоящее время является одним из регентов хора Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва.
Праздничный хор Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва регулярно принимает участие в воскресных и праздничных богослужениях, и является украшением монастырской обители.
«Духовные предстатели»
Создание и жизнь хора стали возможны только благодаря благословению архиепископа Максима. После кончины архиепископа Максима матушка игумения Евгения взяла на своё попечение духовное окормление певчих, для каждого она стала матерью.
Как в XIX веке стекалось множество паломников в Оптину пустынь к духоносным святым старцам за советом и утешением, молитвой и чудесной помощью, так в Свято-Никольский монастырь шли люди из разных мест к Владыке Максиму и матушке игумении. Господь сподобил нас быть свидетелями благодатного старчества в наши дни. Как пишет И. М. Концевич в своей книге «Оптина пустынь и ее время»: «Истинное старчество есть особое благодатное дарование харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». По словам блаженного Иоанна: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царствии Божиим, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Такого молитвенного предстательства и Владыки Максима, а после его кончины матушки игумении Евгении, певчие удостаивались на протяжении нескольких лет. Все шли к матушке со своими нуждами: «Матушка, помолитесь, помогите экзамен сдать» или «на работу устроиться», «семейные проблемы разрешить», «детки заболели» всего не перечесть. И Господь посылал чудеса: все разрешалось самым лучшим образом и в самое короткое время!
Удивительно внимательное чуткое отношение Владыки и матушки игумении к певчим проявлялось во всем, но щедрость их была поистине безгранична. По праздникам каждый получал большую коробку конфет, именинников благословляли большой просфорой. Бесценный дар замечательные книги и календари, изданные Свято-Никольским женским монастырем с личной подписью и пожеланиями самой настоятельницы. Хор был удостоен чести трапезовать в воскресные и праздничные дни вместе с Владыкой, матушкой игуменией и сёстрами монастыря. Владыка Максим всегда произносил многие назидательные поучения и трапеза становилась настоящим духовным утешением.
Кончина матушки игумении Евгении была со скорбью воспринята певчими. Дмитрий Косцов в тот же день написал запричастное песнопение «Со святыми упокой» в память матушки, а спустя некоторое время подарил осиротевшим сёстрам написанный им портрет настоятельницы.
Умиротворённая обстановка за богослужением, ревностное соблюдение строгого монастырского Устава, непрестанная молитва, христианская любовь и то заботливое тёплое отношение к хору самой настоятельницы матушки игумении Евгении и сестёр святой обители, навсегда останутся в памяти певчих.
Просмотров: 8148
|