Все музыканты // Пимен (Патриарх Московский) - Патриаршество

15 февраля 2011


Оглавление:
1. Пимен (Патриарх Московский)
2. Биография до патриаршества
3. Патриаршество
4. Награды



С точки зрения государственной политики в отношении религии и Церкви, период патриаршества Пимена распадается на два неравных периода: до празднования 1000-летия Крещения Руси и последние два года.

В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицына с призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия, обратившегося к Леониду Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан.

15 сентября 1980 года открылся завод Художественно-производственного предприятия «Софрино» в посёлке Софрине Московской области, построенный на территории, выделенной правительством СССР в 1972 году по просьбе Патриарха Пимена. Строителем и первым директором предприятия был Павел Иванович Булычёв.

С приходом 12 ноября 1982 года к власти Юрия Андропова ужесточилось преследование религиозных диссидентов.

Период 1988—1990 годах — время отказа руководством СССР от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновлялась монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей, создавались новые духовно-учебные заведения. Этот отрезок времени совпал с крайне тяжёлым состоянием здоровья Патриарха, когда он не был в состоянии активно заниматься неотложными делами; тем не менее, он находил силы для встреч с Михаилом Горбачёвым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени.

В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам.

Поместный Собор 1971

Поместный Собор, заседавший в Троице-Сергиевой Лавре в мае — июне 1971 года, был созван для избрания нового предстоятеля Церкви, но его труды вышли далеко за рамки процедуры выборов.

Его важнейшее деяние — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года. С пространным докладом, посвящённым теме отношения к старым обрядам в Российской Церкви выступил митрополит Никодим. Он также прочёл содоклад об экуменической деятельности РПЦ, в котором в качестве особого достижения отмечалось решение Священного Синода от 19 декабря 1969 года, допускавшее преподание святых тайн римокатоликам.

Поместный Собор 1988 и празднование 1000-летия Крещения Руси

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти К. У. Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии К. М. Харчева, сменившего В. А. Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. 29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.» Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет, митрополит Ленинградский Алексий, архиепископ Горьковский Николай, архиепископ Дмитровский Александр были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, совершивший прославление в лике святых ряда подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, Ксении Блаженной.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Вселенский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988.

Последние годы. Кончина

9 октября 1989 года состоялась канонизация Патриарха Иова и Патриарха Тихона на приуроченном к торжествам в связи 400-летием учреждения патриаршества в Московской Церкви Архиерейском Соборе, проходившем 9 — 11 октября 1989 года в Даниловом монастыре, что положило начало последующему прославлению Новомучеников и исповедников Российских.

При Патриархе Пимене Московский Патриархат продолжал активно участвовать в экуменической деятельности; однако стал консервативнее в этом вопросе.

После 1984 года Патриарх тяжело болел и надолго отходил от управления повседневными делами Церкви. Следствием данного обстоятельства стала борьба за власть вокруг него: прежде всего за должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя хозяйственного управления. На последней должности с 1988 вплоть до 1990 года находился епископ Зарайский Алексий, имевший репутацию любимца Патриарха.

Архиерейский Собор РПЦ, проходивший 30 — 31 января 1990 года, принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР большие права в самоуправлении; зарубежные экзархаты РПЦ упразднялись, а образованные ранее в рамках экзархатов епархии Русской Церкви приобрели самостоятельность.

Скончался на 80-м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке 3 мая 1990 года; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.

«Завещание» патриарха Пимена

По свидетельству архимандрита Иоанна, Патриарх Пимен сказал ему однажды то, что тот записал для себя как завещание:

«
  1. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
  2. Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь. Без Христа не будет России.
  3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
  4. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
»


Просмотров: 10456


<<< Матвеев, Николай Васильевич
Розов, Николай Петрович >>>