Все музыканты // Пенен, Жан Поль - Записи

22 января 2011


Оглавление:
1. Пенен, Жан Поль
2. Записи



Среди записей Пенена наибольшей известностью пользуются оперы, в том числе моцартовские «Так поступают все» и «Дон Жуан», однако прежде всего — редко исполняемые и записываемые: «Фернан Кортес» Гаспаре Спонтини, «Эдип в Колоне» Антонио Саккини, «Гвендолина» Эманюэля Шабрие, а также «Вольный стрелок» Вебера в редакции Берлиоза, с двенадцатью берлиозовскими дополнительными речитативами.

Сочинения

Пенену принадлежит книга «Барочники, или Музыкальная точность» — пространный памфлет против исторического исполнения и его сторонников; сокращённое изложение позиции Пенена содержит лекция «Музыкант перед выбором: Музеография или присвоение?», в которой Пенен резюмирует свою позицию словами: «Музыканты не могут принять эмоционального искажения, а значит — фальсификации произведения, которые навязываются идеологией барочников. <…> Настаивать на возрасте шедевра — значит лишать слушателя основополагающей свободы отправляться во время концерта в то время и место, которое ему нравится».

Наиболее резким оппонентом Пенена выступил критик Жан Батист Ажаме, по мнению которого книга Пенена — это сочинение, исполненное «скандальной риторики, шатких доводов и неуместной язвительности», в котором содержательное обсуждение проблем аутентизма подменяется малосимпатичными нападками с неизменным упоминанием о национальной принадлежности. Более сдержанные рецензенты полагают, что «Жан Поль Пенен намеренно принимает резкий, даже памфлетный тон, объявляя о своем противостоянии движению, начатому арнонкурами и прочими леонхардтами», и что «умышленно некорректный, Жан Поль Пенен ополчается на барочников <…> с пылом, в котором есть доля несправедливости». Музыковед Элизабет Джулиани из Национальной библиотеки Франции, расценивая успех пропагандистов и популяризаторов барочной музыки как бесповоротный в статье с характерным названием «Барочная музыка: стихающие распри», приводит книгу Пенена как пример того, что «ключевые фигуры <барочного исполнительства> подверглись обречённой критике, то и дело возглашающей проклятья и пользующейся агрессивным словарём». Солидаризировалась с Пененом обозреватель немецкой «Neue Musikzeitung», замечающая в своей рецензии, что игра аутентистов зачастую представляет собой «жалкое стрекотание», а книга Пенена «увлекательна, остроумна и чужда пыльной скуки». В поддержку Пенена выступил также писатель и публицист Бенуа Дютертр, чья резко критическая книга о положении дел в современной музыке «Реквием авангарду» пятью годами ранее также вызвала волну протестов: в статье под названием «Долой диктатуру фундаменталистов от барокко!» Дютертр утверждает, что сторонники аутентизма составили новый истеблишмент и осуществляют со своей стороны столь же настойчивое давление на всё музыкальное сообщество, сколь Пьер Булез и его соратники со стороны авангарда; впрочем, Дютертр, как и Джулиани, полагает, что основная острота конфликта позади, наиболее интересные представители конфликтующих сторон начали обмениваться художественными идеями и знаком возможных перемен к лучшему может служить назначение симпатизирующего барочной музыке и аутентизму Саймона Рэттла руководителем Берлинского филармонического оркестра.

Пенен написал также оркестровую сюиту «Парижские ночи», по которой позже был поставлен балет.



Просмотров: 8204


<<< Периссон, Жан