Все музыканты // Пахельбель, Иоганн - Творчество
23 января 2011Букеты из 51 розы dostavka-byketov.ru.
Оглавление:
1. Пахельбель, Иоганн
2. Творчество
Обзор
В свою эпоху наиболее известной частью творчества Пахельбеля были органные произведения. Их он написал более 200, как духовных, так и светских, используя большинство существующих к тому моменту музыкальных форм. Его произведения для клавира включают сюиты и вариации для клавесина. Пахельбель сочинял и вокальную музыку: арии, магнификаты, мотеты, концерты. Большинство камерных произведений написаны в форме партит.
В музыке Пахельбеля прослеживается влияние итальянских и южнонемецких композиторов. Итальянское влияние можно обнаружить в самых ранних его датируемых работах. Почти наверно можно сказать, что он изучал музыку Иоганна Каспара фон Керла настолько явно прослеживается его влияние в некоторых произведениях Пахельбеля. Также, вероятно, влияние на творчество Пахельбеля оказали Фробергер и некоторые французские композиторы.
Как композитора Пахельбеля больше всего интересовали вариационная форма и другие схожие с ней формы. Первой опубликованной работой Пахельбеля стал сборник хоральных вариаций. Эта же форма используется и во многих произведениях для органа. Знаменитый канон ре мажор также написан в форме вариаций.
Клавирное творчество
Большая часть церковной органной музыки Пахельбеля, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа здесь не используются. Отчасти это обусловлено лютеранской традицией пения хоралов, которое сопровождалось игрой на домашних музыкальных инструментах. Произведения Пахельбеля часто перелагались для исполнения на этих инструментах без педальной клавиатуры, которая отсутствовала у этих инструментов, композитор облегчал задачу аранжировщиков. Также простота произведений объясняется качеством имеющихся в распоряжении органов. Ни один из тех органов не сохранился до наших дней, но известно, что у эрфуртского инструмента было 27 регистров и 2 мануала. В церкви же св. Себальда в Нюрнберге у органа было только 14 регистров при двух мануалах.
Некоторые произведения написаны с использованием белой мензуральной нотации. В этой системе записи все головки нот пустые и нет тактовых черт. Такая система была широко распространена в XV веке, но в течение XVI—XVII веков постепенно вытеснена современной системой. Обычно Пахельбель использовал мензуральную систему для произведений, написанных в старых стилях. Существует также версия, что такая нотация применялась Пахельбелем, чтобы исполнители, часто не знакомые с новой системой, смогли прочесть ноты.
Хоралы
Основная часть корпуса органных произведений Пахельбеля состоит из литургических произведений: это около 70 хоралов и хоральных прелюдий и около 95 магнификатов. В хоралах Пахельбеля обычно 3 или 4 голоса, а хоральная мелодия хорошо различима, обычно cantus firmus располагается в сопрано или басе. Некоторые из произведений являются короткими фугеттами, основанными на мелодии «Komm, heiliger Geist, Herre Gott».
Пахельбель ввёл в употребление новую музыкальную форму небольшую хоральную фугу, за которой следует трёх- или четырёхголосный хоральный cantus firmus. Фразы хоральной мелодии появляются постепенно, иногда побочные голоса предвосхищают появление следующей фразы. Ниже приведён пример из «Wenn mein Stündlein vorhanden ist»:
Произведение начинается с хоральной фуги, не приведённой здесь, которая преобразуется в четырёхголосный хорал, начинающийся с такта 35. Медленная мелодия хорала звучит в сопрано. Нижние голоса предвосхищают форму второй фразы хорала в имитативной манере. Многие хоралы Пахельбеля построены по такой же схеме, которая вскоре стала стандартной.
В 1693 г. был издан сборник, состоявший из 8 хоралов, где, среди прочего, содержались хоралы, написанные с использованием старого метода: «Wir glauben all' an einen Gott» с украшениями в хоральной мелодии, «Nun lob, mein Seel, den Herren», основанный на немецкой полифонической песне с cantus firmus в теноре, и «Jesus Christus, unser Heiland der von uns», двухчастный хорал.
Фуги и ричеркары
В последние годы жизни Пахельбель сочинил около 90 фуг для пения магнификатов на вечернях. Обычно пение магнификата либо сопровождалось игрой органиста, либо предварялось небольшой органной прелюдией, которая задавала тон хору. Пахельбель выбрал второй вариант, поэтому большинство его фуг основаны на оригинальных мелодиях, а не на стандартных напевах, и по природе являются прелюдиями.
Эти фуги объединены в группы соответственно восьми церковным ладам: 23 в primi toni, 10 в secundi toni, 11 в tertii toni, 8 в quarti toni, 12 в quniti toni, 10 в sexti toni, 8 в septimi toni и 13 в octavi toni. Все эти фуги являются оригинальными сочинениями, кроме четырёх фуг quinti toni, которые являются транспонированными версиями фуг tertii toni. Большинство произведений трёхголосны, есть двух- и четырёхголосные фуги. Почти все фуги непродолжительны и просты по строению; среди исключений встречается несколько двойных фуг. Темы фуг варьируются от простых однотактных до длинных секвенций, как в случае «Фуги Магнификат sexti toni № 10»:
Не считая фуг-магнификатов, Пахельбель написал два-три десятка фуг, большинство трёх- или четырёхголосные, а несколько написаны в простой двухчастной форме. Во времена Пахельбеля фуга ещё не достигла вершины развития, и он стал одним из композиторов, внесших большой вклад в развитие этой формы. Неудивительно поэтому, что очень немного его произведений можно охарактеризовать как имитативные ричеркары, не признавая их строгими фугами. Пахельбель также стал одним из первых композиторов, соединившим фугу с небольшим предшествующим произведением, таким как прелюдия или токката. Это нововведение очень быстро стало популярным в творчестве европейских композиторов.
У многих фуг Пахельбеля есть общая черта использование тем, в которых встречаются цепочки повторяющихся нот. Этот приём нередко применялся и до него, но Пахельбель часто доводил повторение до нескольких тактов. Вот, например, тема его фуги соль минор с 6 повторяющимися нотами:
Ещё более обширное применение этого приёма можно найти в фугах-магнификатах: тема фуги quarti toni № 4 содержит 8 повторяющихся нот, а фуги octavi toni № 6 12 нот. Даже фуга со вполне обычной темой может содержать цепочки повторяющихся нот, как это происходит, например, в фуге octavi toni № 12:
Однако наиболее впечатляющим примером использования этого приёма является не фуга, а окаймление хорала «Vom Himmel hoch», где в тактах 15 и 16 стоят 30 повторяющихся шестнадцатых. В дальнейшем подобные темы найдут очень широкое применение в творчестве Иоганна Генриха Буттштетта, наиболее оригинального и талантливого из учеников Пахельбеля.
Пахельбель сочинил 3 ричеркара. Все три являются многотемными и содержат пометку alla breve. Ричеркар до минор наиболее популярен в наши дни и чаще всего исполняется и записывается. Ричеркар фа-диез минор намного более интересен с музыкальной точки зрения: он написан в тональности, которая редко используется в барочной музыке по причине неприспособленности распространённой тогда системы настройки для игры в такой тональности. Используемый ныне равномерно темперированный строй начал входить в употребление немного позже. Возможно, это означает, что Пахельбель использовал свою систему настройки, о которой ничего не известно. Ричеркар до мажор, вероятно, является ранним произведением и содержит чередующиеся терции и сексты, так же, как и некоторые токкаты.
Чаконы и вариации
Большинство произведений Пахельбеля написаны для органа, поэтому неудивительно, что его приверженность вариационной форме лучше всего проявляется в органных произведениях, особенно в 6 чаконах для органа. Эти произведения более сложны и обладают более чётким строением, чем более ранние произведения в этом жанре, хотя и не так виртуозны и сложны гармонически, как, например, чаконы Букстехуде. Из всех произведений Пахельбеля для органа чаконы одни из самых известных. Чакону фа минор называют одним из лучших его органных произведений.
В 1699 г. Пахельбель опубликовал сборник под заглавием «Hexachordum Apollinis», произведения из которого часто называют шедеврами Пахельбеля. Сборник содержит 6 тем с вариациями в 6 тональностях. Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. Этот сборник Пахельбель посвятил Фердинанду Тобиасу Рихтеру и Дитриху Букстехуде. 6 тем не имеют названий и пронумерованы, а последнее произведение имеет подзаголовок «Aria Sebaldina», в котором упоминается церковь св. Себальда, где Пахельбель в то время работал и где получил первое музыкальное образование. На вторую тему имеется 5 вариаций, на тему «Aria Sebaldina» 8, а на остальные по 6.
Также Пахельбелю принадлежит несколько циклов хоральных вариаций. Четыре из них были опубликованы в в 1683 г. в Эрфурте под заголовком «Musikalische Sterbensgedanken». Название, возможно, связано со смертью первой жены Пахельбеля.
Токкаты
Большинство токкат Пахельбеля состоят из быстрых пассажей в обеих руках, играемых при удерживаемых на педальной клавиатуре нотах или аккордах. В таком же стиле писали токкаты Фрескобальди и Фробергер. Ниже приведён типичный пример такого пассажа из Токкаты ре мажор:
Таким пассажам обычно предшествует простой музыкальный текст, который по природе тоже является импровизаторским, как, например, в начале Токкаты ми минор, более известного произведения Пахельбеля. Однако позднейшие произведения Пахельбеля используют более простую технику, когда только два голоса взаимодействуют при удерживаемой педали, и само их взаимодействие относительно просто, а иногда вообще сводится к последовательностям терций, секст или децим, что можно увидеть в следующем примере:
Иногда один-два такта последовательно идущих интервала украшают в целом существенно более сложную токкату, иногда попадаются длинные цепочки таких интервалов, и существует даже несколько произведений, полностью основанных на такой технике. В целом токкаты Пахельбеля относительно просты и доступны, но токкаты ми минор и до минор, которым уделяется больше внимания, чем остальным, являются более сложными.
Фантазии
Пахельбелю принадлежат 6 фантазий. Три из них написаны в размере 3/2, их части не соединены тематически. Другая фантазия в дорийском ре является отголоском одной из фуг магнификат, в ней одну тему сопровождают две побочных. Фантазии ми-бемоль мажор и соль минор являются вариациями итальянского жанра toccata di durezze e ligature. Оба произведения мягки, непринуждённы и текучи, со сложными пассажами в обеих руках и множеством хроматизмов. Они похожи на музыку Фрескобальди или Джованни де Мака.
Прелюдии
Почти все произведения, обозначенные как прелюдии, очень напоминают токкаты, поскольку в них тоже присутствуют виртуозные пассажи для обеих рук при удерживаемой педали. Однако большинство прелюдий намного короче токкат: изображённая ниже Прелюдия ля минор содержит всего 9 тактов, а Прелюдия соль мажор 10. Единственное исключение одна из прелюдий ре минор, которая похожа на поздние токкаты Пахельбеля и имеет намного большую длительность, чем все остальные прелюдии. В Прелюдии ля минор токкатного стиля не заметно:
Текстура похожей плотности присутствует в окончании одного из произведений ре минор, когда три голоса участвуют в имитационном контрапункте.
Другие клавирные произведения
Пахельбелю обычно приписывают 21 танцевальную сюиту, которые были сочинены около 1683 г., хотя только про три сюиты можно сказать наверно, что они принадлежат Пахельбелю. В этих произведениях видно французское влияние. Также строение сюит указывает на возможное изучение Пахельбелем клавирных сюит Фробергера. Гармонически он очень разнообразны: в них задействованы 17 тональностей, в том числе фа-диез минор, редко используемый в барочной музыке. Эта тональность была неудобной из-за принятой в то время системы настройки инструментов. Другие произведения Пахельбеля в этой тональности ричеркар для органа и камерная сюита.
Все сюиты выстроены по типичной немецкой модели, но иногда между курантой и сарабандой вставлена дополнительная часть, обычно гавот. Эти части менее сложны, чем основные, но содержат яркие и запоминающиеся мелодии. Все части написаны в двухчастной форме, кроме двух тем.
Просмотров: 9534
|