Все музыканты // Оризонт
22 января 2011Оглавление:
1. Оризонт
2. Награды
Ансамбль «Оризонт» начал свой творческий путь в Молдавской государственной филармонии в 1976 году. Основателем и бессменным руководителем коллектива стал выпускник Кишиневской Государственной консерватории, дирижер и композитор Олег Мильштейн. С первого дня своего существования ансамбль «Оризонт» был создан как вокально-инструментальный ансамбль, не имея ничего общего с молдавским фольклорным народным коллективом. Наоборот – «Оризонту» удалось органично преподнести современными эстрадными красками синтез авторских произведений и элементы народных мотивов молдавского фольклора. Изложение музыкального материала осуществлялось с позиции последних музыкальных течений мировой музыки. Создавались такие аранжировки, которые по качеству не уступали той музыке, которую играли лучшие западные команды тех лет. Как молодежный творческий коллектив, ансамбль «Оризонт» был подвержен поиску и не боялся творческих экспериментов. Его удивительная смесь блюза, джаза, рока, фанка и элементов музыки «соул» - это стиль в музыке, который называется одним словом «фьюджен». Он стал яркой отличительной чертой ансамбля, и сразу нашел своего зрителя. ВИА «Оризонт» стал первым в СССР, кто играл «фанк» музыку. За остроту сложной синкопической игры духовой группы, ансамбль «Оризонт» сравнивали с западной группой «Земля, ветер, огонь». Это был главный и основной принцип этого сравнения. Уж очень совпадал стиль исполнения этих двух коллективов. Кроме этого, так же как и группа «Земля, ветер, огонь», ансамбль «Оризонт» числился самым многочисленным ВИА на советской эстраде. Он включал в себя группы: духовую, скрипичную; ритм секцию и четыре-пять отдельных вокалиста, чередующих сольное пение с ансамблевым. Зачастую на сцене находились 16 артистов, не считая звукорежиссера и весь технический персонал. Имя «Оризонт» в переводе с молдавского «Горизонт», ансамбль выбрал себе не случайно. Известно, что к линии горизонта невозможно подойти – она отодвигается все дальше и дальше. Это зримая, но, тем не менее, недосягаемая линия. Вот и захотелось ансамблю «Оризонт» олицетворить эту магическую линию с линией музыкального совершенства. Как бы коллектив не стремился к ней, постоянно повышая свое исполнительское мастерство, все равно, конечная линия будет стремительно и далеко уходить, и заставлять работать все больше и больше… В первый состав ансамбля «Оризонт» вошли: Татьяна Грекул, Леонид Рабинович, Татьяна Васильева, Илья Раду-Райзман; Альберт Лысенко, Владимир Бессменный, Эрик Майянов, Александр Слободской, Валерий Савич; Ливиу Штирбу, Ян Лемперт, Евгений Подакин, Александр Оприца; Александр Носков, Нина Круликовская, Дмитрий Смокинэ, Светлана Рубинина, Штефан Петраке; Ян Берман. Первый состав ансамбля «Оризонт» со временем видоизменялся, однако основная группа, образовавшая его костяк, работала на протяжении долгих лет, вплоть до окончания существования коллектива. В состав ансамбля «Оризонт» всегда подбирались только музыканты-профессионалы - с высшим и средним музыкальным образованием. Первые концерты ансамбля «Оризонт» состоялись 1-10 марта 1977 года и были приурочены к ежегодному музыкальному фестивалю искусств «Мэрцишор», проводимому в Молдавии. Ансамбль впервые познакомил зрителей республики со своей дебютной программой, чем сразу привлек к себе внимание зрительского зала. Вскоре ансамбль «Оризонт» уверенно выступает за пределами своей республики и вписывает яркую и самобытную страницу в историю советской эстрады. Ансамбль начинают приглашать для выступления в музыкальных программах Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он обращает на себя внимание двух могущественных организаций – «Союзконцерт» и «Госконцерт», которые впоследствии начали с ним активное сотрудничество. Первый опыт начался с совместной гастрольной поездки по Союзу ансамбля «Оризонт», и очень популярной в то время, чешской певицы Гелены Лоубаловой. Вскоре этот опыт получит неоднократное продолжение и развитие. Ансамбль «Оризонт» своим звучанием и манерой исполнения всегда выгодно отличался от своих коллег. Он без объявления был легко узнаваем по радио и телевидению и имел яркую творческую индивидуальность. Эту индивидуальность необходимо было подчеркнуть и в костюмах. Лучший художник-модельер Нина Гуцу проектирует концертные костюмы, взяв за основу современный силуэт и маленькие фрагменты народного орнамента, которые по индивидуальному заказу изготовляют в специальных театральных мастерских Министерства культуры Молдавии. Пресса писала: «Нина Гуцу – первый модельер, которая сумела легко совместить сценический эстрадный костюм с народными мотивами. Костюмы ансамбля «Оризонт» отличались богатством и ярким своеобразием». Большинству слушателей ансамбль «Оризонт» стал известен с 1978 года, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Музыкальная редакция Центрального телевидения была буквально завалена письмами со всех уголков страны в поддержку ансамбля. Сами музыканты вспоминают: «Буквально сразу после финала конкурса мы проснулись знаменитыми, и о нас заговорила вся страна». Вскоре после конкурса в ансамбль «Оризонт вливаются новые, талантливые исполнители: Николай Каражия, Сергей Бурцев, Олег Балтага; Алексей Сальников, Григорий Михайлов; Василий Ротарь, Лариса Гелага, Евгений Ротару. Жизнь ансамбля «Оризонт» не всегда была «сахарной». Неоднократно он становился объектом несправедливости и откровенной зависти. Особенно «коллег по цеху». Все эти годы «Оризонт» приносил Молдове и славу, и успех. А успех, кроме радости, вызывает, как известно, еще и зависть. Зависть и нелепые придирки унижали и глубоко ранили коллектив. Были упреки в том, что в коллективе, мол, большой процент артистов не принадлежат к коренной национальности. В то время, когда «Оризонт» был в зените славы, его пытались приравнять к рядовым филармоническим коллективам. После победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни» ансамбль возвратился домой окрыленный, а ему вместо «поздравляем», - претензии: а почему вы не пели по-молдавски. Пришел как-то запрос Госконцерта СССР на гастрольную поездку «Оризонта» в Африку, но начальник отдела кадров филармонии вовремя вспомнил: « Э, да ведь Африка близко к Израилю! Некоторые могут там остаться!» Сделали отписку и отказали. Какие только незаслуженные упреки не выдвигали против артистов ансамбля «Оризонт» и его руководителя чиновники от культуры: искажение и «порча» молдавской музыки, отсутствие чувства ее национального стиля, «румынизация» репертуара, насаждение пошлых вкусов т. д. и т. п. Заканчивая концерты в Москве, «Оризонту» поступила просьба от поэта Роберта Ивановича Рождественского задержаться в Москве еще на два дня, чтобы принять участие в его Юбилейном творческом вечере в Колонном зале Дома Союзов. Коллектив посчитал это огромной честью и моментально ответил согласием. Пошел официальный запрос в Молдавию. Вскоре из Министерства культуры пришел официальный отказ со стандартной мотивировкой занятостью ансамбля концертами по Молдавии. Переговоры с Министерством культуры Молдавии не дали никаких результатов. Организаторы связались с секретарем по культуре ЦК Компартии Молдавии П.П.Петриком. Это тоже не принесло успеха. Тогда к этому подключился сам Роберт Иванович Рождественский. Только позвонив лично Первому секретарю ЦК Компартии Молдавии Бодюлу И.И, ему удалось решить вопрос положительно. А тем временем ансамбль «Оризонт» участвует в самых престижных Всесоюзных песенных фестивалях: «Золотой колос» в Алма-Ате, «Майские звезды» в Москве, «Паланга-78», «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе, «Музыкальная осень» в Белоруссии, «Музыкальная осень» в Ставрополье, «Зори Кавказа» в Грозном и других. Под «нажимом» Москвы ансамбль посылают представлять Советский Союз, совместно с певцами Аллой Пугачевой и Яаком Йолой, на первую совместную телевизионную программу телевидения ГДР « Мелодии друзей». Приятно было узнать, что песня Олега Мильштейна, написанная на слова немецкого поэта Ганса Мескентина «Когда звучат инструменты», которая была написана специально для этой программы, завоевала в Германии огромную любовь и популярность. Вскоре ансамбль «Оризонт» получает приглашение на участие в самой популярной телевизионной программе «Пестрый котел» телевидения ГДР. Очень почетно и ответственно было выступать в этой программе с немецкими ансамблями: «Лифт», «Карат», «Пудис» и другими. Ансамбль «Оризонт» работает в разных программах совместно с мировыми звездами: Czesiaw Niemen, Mireille Mathieu, Helena Vondrackova, Jiri Korn, Karel Gott, Julio Iglesias, Ravaella Karra и многими другими. Все это совмещается с гастролями по Советскому Союзу. Всюду аншлаги. Популярность зашкаливает. Гастроли по Казахстану проходят по три концерта в день в одном городе, целую неделю на одной площадке, и нельзя найти лишний билетик. Аншлаги во Дворце спорта в Томске, Новосибирске, Таллинне, Ленинграде, Москве, Одессе и других городах. В это время ансамбль «Оризонт» выпускает свой первый диск-гигант на фирме «Мелодия», которая вскоре станет родным домом для участников ансамбля. Особую сердечную благодарность хочется выразить музыкальному редактору фирмы «Мелодия» Владимиру Дмитриевичу Рыжикову, который сыграл ведущую и самую яркую роль в становлении и развитии ансамбля «Оризонт». Сердечное спасибо, также ведущему звукорежиссеру фирмы «Мелодия» Александру Штильману, который постоянно работал с ансамблем «Оризонт», и который своими дельными профессиональными советами, добивался нужного, желаемого звучания для коллектива. Одновременно появляются рецензии и записи ансамбля «Оризонт» в очень популярном журнале «Кругозор». Только за 1978 год: Г62-06557 – Кто виноват, Ляна и Г62-06558 – Душа цыгана. За этот же год в № 5: Г92-06764 – У мельницы, Монолог. Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения снимает фильм-концерт под названием: Молдавский вокально-инструментальный ансамбль «Оризонт», который вскоре выходит на экраны страны. Режиссер фильма Феликс Слидовкер - тонко сумел уловить прекрасно отработанный музыкально сценический стиль ансамбля. Очередным значительным событием в жизни коллектива стало его участие во Всесоюзном песенном фестивале «Песня года». Коллектив и исполняемые песни получают звание Лауреатов. В 1978 году песня «Калина», которая вскоре становится визитной карточкой ансамбля, и в 1979 году песни: «А любовь жива» и «Я пою о любви». Из-за неоднозначной обстановки в республике поэт Ефим Криммерман вынужден взять себе псевдоним - Ефим Чунту. Следующие годы были не менее успешными в жизни ансамбля. Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения снимает новый фильм-концерт под названием - «Молдавские эскизы». Режиссер – Юрий Сааков. В фильме через призму песен «Оризонта» было показано многогранное изобразительное искусство художников Молдавии. Этот фильм был продан Центральным телевидением в 13 стран мира. Но в Молдавии, на местном телевидении, не нашлось свободного эфирного времени, хотя была привезена и предложена к показу копия этого фильма. До того, как фильм-концерт должен был выйти на Всесоюзный экран, руководитель ансамбля композитор Олег Мильштейн, предложил просмотреть привезенную им копию фильма, работникам Молдавской филармонии и Министерства культуры, рассчитывая на долгожданную похвалу в адрес ансамбля. Но случилось обратное. На просмотр пришли все: Министр культуры со своей свитой, а также 3-ий секретарь по идеологии со своими работниками из отдела культуры и пропаганды ЦК Компартии Молдавии. Состоялся расширенный художественный совет. После просмотра выступили все, кто только мог говорить. Разносили все в пух и прах. В итоге вердикт: выход фильма на Всесоюзный экран должен быть запрещен по политическим мотивам. Изобразительные работы, якобы показанные в фильме, не относятся к молдавским художникам, а к румынским. Это считалось в то время самым суровым приговором. Руководитель ансамбля, обратившись в Москву, к режиссеру фильма, и рассказав ему все это, просил разъяснить ему как мог произойти такой «ляпсус». Режиссер был просто шокирован. Он назвал исходный источник, откуда был взят весь изобразительный материал. Им оказался буклет молдавских художников, изданный молдавским издательством «Картя Молдовеняскэ». И снова, как всегда, никаких извинений. А тем временем в Советском Союзе появляются первые хит парады. Старт этому процессу дала газета «Московский комсомолец», где публиковался итоговый за год хит-парад. В 1978 году в номинации лучшие ВИА страны места распределились следующим образом: 1. Песняры, 2. Ариэль, 3. Веселые ребята, 4. Лейся песня, 5. Синяя птица, 6. Пламя, 7. Группа Стаса Намина, 8. Оризонт, 9. Модо, 10. Самоцветы. Это был ошеломительный успех, учитывая, что «Оризонт» с нулевой позиции вырывается сразу на 8-е место.. В 1979 году в журнале «Музыкальная жизнь» был опубликован очередной рейтинг современных ансамблей. Места распределились следующим образом: 1. Песняры, 2. Аракс, 3. Группа Стаса Намина, 4. Лейся песня, 5. Машина времени, 6. Апельсин, 7. Ариэль, 8. Оризонт, 9. Синяя птица, 10. Модо. Всего было названо 63 ансамбля.. В 1980 году в номинации лучшие ВИА страны по итогам анкеты «Метроном» журнала «Советская песня» места распределились следующим образом: 1. Песняры, 2. Апельсин, 3. Ариэль, 4. Оризонт, 5. Модо, 6. Аракс, 7. Пламя, 8. Лейся песня, 9. Синяя птица, 10. Группа Стаса Намина, 11. Веселые ребята, 12. Машина времени. Наш авторитет на большой эстраде все более и более укрепляется. В дальнейшей творческой жизни ансамбль «Оризонт» неоднократно занимает ведущие позиции хит-парадов. Продолжаются успешные гастроли ансамбля по всему Советскому Союзу и всюду неизменные аншлаги. Ансамбль становится частым гостем у моряков Краснознаменного Тихоокеанского флота, у строителей БАМа и Нурекской ГЭС, рабочих Атоммаша и КАМАЗа, хлопкоробов Узбекистана, слушателей и выпускников Академии им. Дзержинского, у космонавтов в Звездном городке. Ансамбль «Оризонт» остается частым гостем в музыкально-развлекательных программах Центрального телевидения таких как: «Новогодний Голубой огонек», «Утренняя почта», «Песня года»; программах – «Олимпиада-80», концертам к Первомайским праздникам и Женскому дню 8 марта и других. Фирма «Мелодия» выпускает один за другим пластинки с новыми записями ансамбля «Оризонт». Пластинка ансамбля «А любовь жива» представляется фирмой «Мелодия» на международную музыкальную ярмарку грампластинок в программе фестиваля МИДЕМ-81 в Каннах. В этом же году ансамбль записывает музыку молдавского композитора В.Ротару к телефильму «Кишинев» творческого объединения «Экран» Центрального телевидения. Ансамбль «Оризонт» становится известным в каждом уголке Советского Союза. Так приходят: победа, популярность и признательность. Несмотря на успехи, молдавские власти продолжали чинить искусственные препятствия ансамблю «Оризонт». Мастер афоризмов Леонид Сухоруков писал: «Зависть просыпается тогда, когда кто-то лучше других подымается». Порой эта зависть переходила как бы в прямую месть. В этот период большое распространение в республике получает протекционизм. Родство и кумовство правят балом. Естественно ниточки этого дотягивались до самых верхов власти. Из-за злобных завистливых наговоров, следовало и предвзятое отношение властей к коллективу, носившее зачастую очень несправедливый характер, да еще с националистическим «душком». Последовал запрос Госконцерта СССР, снова предлагающий «Оризонту» гастрольную поездку в Африку, в составе артистической группы. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Министр культуры Молдавии Антон Сидорович Константинов свирепствовал. Вообще то он был шлагбаумом в сфере культуры. Он только мешал ей и тормозил ее развитие. Раннее, он работал партийным чиновником в ЦК Компартии Молдавии. Он четко исполнял все инструкции «сверху» и всегда очень старался угодить своим шефам. За это его ценили и держали. Своего мнения у него никогда не было. Но зная настрой своих шефов относительно ансамбля «Оризонт», он тут же, незамедлительно ответил, что у «Оризонта» запланированы ряд концертов по Молдавии, которые нельзя отменить или перенести на другие сроки. Руководитель ансамбля - Олег Мильштейн на сей раз не хотел так просто сдаваться. Начались бесконечные хождения по кабинетам Министерства культуры. Был нанесен визит «вежливости» и Министру культуры. Но эти действия так и не помогли решить проблему. Тогда было решено обратиться в высшую инстанцию – ЦК Компартии Молдавии. Попасть туда оказалось делом нелегким. После месячного ожидания руководителя ансамбля принял заместитель заведующего отдела культуры ЦК Компартии Молдавии Валентин Дмитриевич Даниленко. Он слыл человеком интеллигентным, эрудированным, с тонким художественным вкусом и пользовавшийся уважением и авторитетом в творческой среде. Уже зная суть проблемы, он признал неправильность и несправедливость происходящего. Но последовала самая, что ни есть, «немая сцена». Вскинув свои глаза наверх, он беспомощно развел руками. И так было понятно, что все это исходит из самых верхних эшелонов власти. Но опускать руки руководитель ансамбля не собирался. Пришло время делать какие-то выводы и ставить точку. На прием к третьему секретарю по идеологии ЦК Компартии Молдавии попасть не удалось. Просто под разными предлогами отказывали в записи на прием. Началась очень жесткая борьба руководителя ансамбля «Оризонт», композитора Олега Мильштейна в поисках справедливости. Он посещает все организации, которые каким либо образом связаны с творческой деятельностью ансамбля «Оризонт». На приеме в КГБ Молдавии был им поставлен вопрос в лоб: «Имеются претензии к ансамблю «Оризонт»? Ответ был очень прост: «Нет. Были бы претензии, не было бы заграничных поездок!» И, правда, заграничные поездки в соц. страны выбивались «с боем» каждый год. Пройдя все инстанции, руководитель коллектива решил пробиваться дальше - наверх! Решено было обратиться в Совет Министров Молдавской ССР. Преодолев разные препятствия, руководителю ансамбля «Оризонт» все же удалось попасть на прием к заместителю Председателя Совета Министров Молдавской ССР – Нелле Павловне Кирияк. Это была смелая и чуткая женщина, которая делала все, чтобы всегда поддерживать таланты. Она не любила дважды повторять свои указания. Ее поступки всегда соответствовали сказанному. Вникнув в суть проблемы, она очень спокойно отреагировала, сказав, что это какое-то недоразумение. Она сначала позвонила в КГБ Молдавии, который повторил ей, что никаких претензий у него к ансамблю «Оризонт» не имеются. Потом она набрала Министра культуры Молдавии и попросила объяснений. Не ожидавший столь «высокого» звонка, министр лепетал явно что-то невнятное. Типа, что коллектив зазнался и надо ставить его на место. Что он много гастролирует по Советскому Союзу и очень много снимается в передачах Центрального телевидения, чем разрушает статус других коллективов, работающих в этом жанре в филармонии. Другими словами можно было трактовать сказанное: мол, пускай сидят тихо и не высовываются. Ответ Нелли Павловны Кирияк звучал как приговор. Она сурово сказала министру, что мы должны радоваться и гордиться успехами «Оризонта», который только прославляет нашу республику, что надо сказать огромное «спасибо», поддерживать и оказывать посильную помощь ансамблю, а не стараться притягивать его на уровень своих коллег. Она дала четкое распоряжение решить вопрос положительно, на что Министр культуры А.С.Константинов отрапортовал, что вопрос будет решен положительно. Коллектив начал ждать воплощения положительного решения в жизнь. Вскоре директор филармонии Михаил Васильевич Мурзак, который не единожды конфликтовал с Министром культуры Молдавии, был вызван к нему на «ковер». Ему было сказано, что руководитель ансамбля «Оризонт» ведет себя неподобающим образом, ходит по «верхам» с жалобами, за что заслуживает определенного наказания, и что ансамбль ни в какую зарубежную поездку в Африку не поедет. Было понятно, что вопрос полностью уходит корнями в ЦК Компартии Молдавии, и что вопрос был давно решен с подачи секретаря по идеологии П.П.Петрика, первым секретарем ЦК Компартии Молдавии С.К.Гроссу. Очень понятна, стала и дальнейшая перспектива работы ансамбля «Оризонт» в Молдавии. Этот инцидент стал последней каплей, которая переполнила чашу незаслуженных обид и оскорблений. Кого-то из высших эшелонов власти подозрительно коробила не молдавская фамилия руководителя ансамбля «Оризонт» и кадровый интернациональный состав ансамбля. В дальнейшем обстановка накалялась с каждым днем все больше и больше. Не находя поддержки и взаимопонимания у людей, которые по долгу службы призваны оберегать и растить таланты, руководитель ансамбля «Оризонт», при поддержке всего коллектива, принимает непростое решение уйти под крыло Росконцерта в Ставропольскую краевую филармонию. Узнав о таком решении, Министр культуры Молдавии пришел в ярость. Он вызывает руководителя ансамбля «Оризонт» на «ковер», и угрозами в адрес коллектива пытается предотвратить такое решение. Угрозы были, что ни на есть серьезными. Он говорил, что начальство Молдавии, не позволит ансамблю в другом месте работать под именем «Оризонт». Что об этом будут извещены Министерства культуры РСФСР и СССР, которые примут самые суровые меры вплоть до расформирования коллектива. Он предложил очень серьезно подумать. В ответ руководитель ансамбля ответил ему, что он уже давно очень серьезно подумал и принял решение покинуть Молдавию вместе со всем коллективом. На этом закончился нелегкий период работы ансамбля «Оризонт» в Молдавской Государственной филармонии. В 1982 году коллектив начинает работу в Ставропольской краевой филармонии. Годы работы в Ставрополе – «золотой век» в биографии «Оризонта». Сразу по приезду в Ставрополь руководитель ансамбля был незамедлительно приглашен на беседу к Первому секретарю областного крайкома партии Мураховскому Всеволоду Серафимовичу. Очень требовательный партийный деятель и человек, любящий и ценящий культуру. Он совсем недавно заменил на этом посту Горбачева Михаила Сергеевича, которого забрали в Москву на работу в ЦК КПСС. Это была очень теплая, сердечная беседа. Руководитель ансамбля «Оризонт» рассказал о дальнейших творческих планах коллектива и подчеркнул, что руководство Молдавии будет всячески стараться вставлять «палки в колеса» ансамблю в его работе. Мураховский В.С. на это ответил, что крайком партии в состоянии защитить свой коллектив, и попросил не обращать никакого внимания на любые выпады и сосредоточиться на дальнейшей работе. Буквально через два месяца после прихода в Ставропольскую филармонию, ансамбль «Оризонт» проводит серию аншлаговых концертов, с 1 по 6 июня в Москве, во Дворце спорта «Дружба» Центрального стадиона им. Ленина. В этот же период творческое Объединение «Экран» снимает третий фильм – концерт ансамбля «Оризонт» на пароходе по Москва-реке. Режиссер Гарри Бабушкин. Фильм вскоре выходит на Всесоюзный экран. Об успехе этого фильма свидетельствовали многочисленные письма на Центральное телевидение с положительными, эмоциональными откликами зрителей, а также высокое количество проданных экземпляров данного фильма за рубеж. Фирма «Мелодия» выпускает очередной диск-гигант ансамбля «Оризонт» под названием «Мой светлый мир», который получает широкое признание слушателей. Появляются новые записи ансамбля и в журналах «Кругозор». Вот что написал Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор Юрий Саульский в журнале «Кругозор» №4 за 1983 год: «Все участники ансамбля «Оризонт» имеют высшее или среднее музыкальное образование, прекрасно владеют инструментами. Именно это дает возможность добиться четкого ансамблевого звучания, мастерства и культуры исполнения. Его творчество знают и любят не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. «Оризонт» - один из признанных лидеров своего жанра». Естественно, что за годы существования ансамбля состав менялся – одни музыканты уходили, на их место приходили новые. Появление в коллективе таких замечательных музыкантов как: Михаил Ионис, Юрий Кузнецов, Сергей Арабаджи, Сергей Криницын, Валентин Гога, Евгений Богданенко, Владимир Ковалев, Саркис Папазян, Михаил Омельченко, Валерий Лесько, Александр Бушкевич, Валерий Сазонов, Геннадий Мельник, Анатолий Киреев, Светлана Мельник, Регина Сиренко - дополнили ансамбль «Оризонт» своей яркой, творческой индивидуальностью, внесли новые краски в интерпретацию музыкального материала и еще больше укрепили уже созданный имидж ансамбля «Оризонт». Однако успехи ансамбля радовали не всех. Молдавия начала осуществлять свои угрозы. Артисты ансамбля вспоминают, что не успели они «засиять» на российском небосклоне, как из Молдавии в Москву посыпались телеграммы в разные высокие инстанции, прибыла «телега», груженная ценной информацией о «неблагонадежности» коллектива. Особенно возмущало чиновников то, что, работая в России, «Оризонт» продолжает иметь в своем концертном репертуаре молдавские песни. Ансамблю настоятельно «дружески» советовали прекратить петь по-молдавски и немедленно сменить свое название…Единственное, чего не учли чиновники из Молдавии, это то, что ансамбль «Оризонт» имел очень высоких покровителей в ЦК КПСС, которые закрыли эту тему одним телефонным звонком. Нападки на ансамбль навсегда были сняты с повестки дня. Действия молдавских властей получили осуждения от многих деятелей культуры и искусства Молдавии, среди которых были: композиторы - Злата Ткач, Олег Негруца и Евгений Дога, кинорежиссер Эмиль Лотяну, актеры кино – Михай Волонтир, Вадим Вильский, певцы – Ион Суручану, Надежда Чепрага, Михаил Мунтян, Мария Биешу и многие, многие другие. Вот, что пишет в газете «Советская культура» от 9 августа 1984 года в статье «Как рождаются песни» Народный артист СССР, композитор Евгений Дога: « Два года назад с концертных афиш Кишинева исчезло слово «Оризонт» - так назвался ВИА, один из ведущих в республике. Вскоре выяснилось, что этот коллектив поет в другой республике. А жаль…Дело в том, что «Оризонт» всегда отличался высокой исполнительской культурой. В любом производстве есть эталоны, на которые равняются мастера. И в нашем творчестве должны быть эталоны. И вот уехал «Оризонт» за горизонт, а мы потеряли прекрасного популяризатора наших песен, потеряли широкого зрителя». А тем временем творческие успехи ансамбля «Оризонт» набирают обороты с каждым днем. Многие, наверняка помнят программу «Мелодии друзей». Эту программу готовила известный музыковед отечественной эстрады, главный режиссер репертуарно- художественной коллегии Госконцерта СССР – Валентина Александровна Терская. Это была международная программа, в которой принимали участие артисты многих зарубежных стран и лучшие артисты СССР. Программа «Мелодии друзей» пользовалась огромной популярностью. Дворцы спорта, где проходили концерты этой программы буквально трещали по швам – столько в них набивалось народу. Некоторые площадки публика брала просто штурмом. Еще бы. В этой программе участвовали такие звезды как: Карел Готт, Лили Иванова, Марыля Родович, Радмила Караклаич, Джордже Марьянович, Бисер Киров и многие другие. Принимали участие обычно 8-10 зарубежных певцов, и исполнители, представляющие СССР. Ансамбль «Оризонт» дважды участвовал в программе «Мелодии друзей» от Советского Союза и сольно, и как аккомпаниаторы. Единственный коллектив, которому доверяли работать с зарубежными звездами, и который с честью справлялся с этой работой, был «Оризонт». Коллектив был крепко музыкально подготовлен, и мог сыграть по нотам, с листа, музыку любой страны. Не будет преувеличением сказать, что это был поистине высший пилотаж. Зарубежные певцы были очень довольны сопровождением своих песен, и, как правило, в восторге от профессионализма, высокой культуры и таланта музыкантов. Ну а во время сольного выступления ансамбля «Оризонт», все зарубежные певцы прибегали, и в кулисах, стояли и слушали выступление ансамбля. Программа «Мелодии друзей» была очень почетной и ответственной работой. В составе ансамбля «Оризонт, каждый в свое время также работали: Ион Ворническу, Себастьян Нахаба, Валерий Гущин, Сергей Карпенко, Петр Малай, Александр Мурзак. Ансамбль «Оризонт» очень часто работал над новыми концертными программами. Для одной из них всемирно известный модельер Вячеслав Зайцев разработал и нарисовал эскизы для концертных костюмов. Под его чутким надзором эти костюмы были сшиты в его московском Доме моды на Кузнецком мосту. Костюмы выглядели потрясающе и очень подчеркивали стройность линий и современность одежды. С ансамблем постоянно работали режиссеры, стилисты и балетмейстеры. Концерты в ЦГКЗ «Россия» режиссировала молодая, полная творческих находок – Любовь Гречишникова. А постановщиком программ «Мелодии друзей» был яркий и талантливый Валерий Жак. Даже всемирно известный балетмейстер Борис Эйфман ставил для коллектива хореографические элементы в различных номерах концертных программ. Весомую часть репертуара этих программ занимали песни руководителя ансамбля «Оризонт» композитора Олега Мильштейна. Песни: «Апрель» на стихи Андрея Дементьева, «Мотылек» на стихи Анатолия Монастырева и Ольги Писаржевской, «Монолог» на стихи Штефана Петраке, «Пятая парта» на стихи Игоря Лазаревского, «Листопад» на стихи Игоря Шаферана, «Во имя любви» на стихи Михаила Танича, «Душа цыгана» на стихи Ефима Криммермана, «Любви волшебный свет» на стихи Владимира Дюкова, «Все в порядке, мама» на стихи Михаила Пляцковского, «Трепетный огонь» на стихи Александра Жигарева, «Амор, амор» на стихи Семиона Гимпу, «Возвращение» на стихи Андрея Вартика, «Здравствуй, Олимпиада!» на стихи Роберта Рождественского и многие, многие другие, всегда выражали широкую гамму эмоций и чувств. Мягкость, теплый лиризм его песен всегда находили отклик в зрительном зале. В своем песенном творчестве Олег Мильштейн сотрудничает с самыми лучшими поэтами страны. Его песням свойственна четкость, импульсивность, насыщенность песенного начала, акварельность красок и изящество. Музыкальные аранжировки, которые он сам всегда делал к своим песням, и его обработки других произведений, опережали свое время и оттого, особенно ценились в музыкальной среде профессионалов. Для ансамбля «Оризонт» также специально писали самые известные советские композиторы, такие как: Арно Бабаджанян, Константин Петросян, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Микас Новикас, Евгений Дога, Александра Пахмутова, Тихон Хренников и многие другие. Очень интересной работой «Оризонта» стало его участие в телевизионном цикловом проекте Центрального телевидения «Времена года». Режиссер – Лариса Григорьевна Маслюк. Главный оператор – Геннадий Иванович Зубанов. В цикле «Осень» была снята песня Олега Мильштейна на стихи Ливиу Деляну «Как мне быть», в которой присутствовали: народный коллектив, изображающий свадьбу, лошади, кучера, телеги, танцевальные коллективы и т.д. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это был один из первых советских клипов: красочный, продуманный, феерический. Продолжается участие ансамбля «Оризонт» во Всесоюзных фестивалях искусств: «Киевская весна», «Ташкентская золотая осень», «Музыкальная осень Ставрополья», «Белорусская музыкальная осень», «Буковинская весна». «Оризонт» желанный гость у хлеборобов Кубани и Ставрополья, шахтеров Кузбасса и Воркуты, виноделов Армении и Крыма, хлопкоробов Туркмении и Узбекистана. По направлению Союзконцерта ансамбль «Оризонт» отправляется в рамках Всесоюзного абонемента «Мастера искусств – труженикам Байконура» с большой концертной программой на космодром Байконур. Там настолько были рады приезду ансамбля «Оризонт», что начальство космодрома сделало исключение, за которое могло поплатиться «головой»: показало коллективу секретный объект № 1, площадку, с которой состоялся запуск в космос первого советского космонавта – Юрия Гагарина. Ансамбль «Оризонт» любили не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. За границей «Оризонт» выступал с неизменным успехом, включая в свой репертуар и песни той страны, в которой выступал, что вызывало у зрителей особый восторг. С огромным успехом прошли гастроли ансамбля в Польше, Германской Демократической республике, Венгрии, Югославии, Монголии, Болгарии, Афганистане, Африке, Швеции, Вьетнаме, Сирии, Италии, где зритель, зачастую, аплодировал ансамблю стоя. Зарубежные поездки ансамбля «Оризонт» всегда широко освещались прессой. В газетах и журналах очень часто появлялись заметки, рецензии, статьи об ансамбле. В большинстве своем они были со знаком плюс. Прекрасно вспоминаются интересные статьи об ансамбле «Оризонт», написанные ведущими музыковедами: Валентиной Терской, Аркадием Петровым, Евгением Эпштейн, а также и другими профессионалами своего дела. Всесоюзная звукозаписывающая фирма «Мелодия» постоянно уделяла ансамблю «Оризонт» много внимания. Всего за период существования коллектива были выпущены четыре диска-гиганта ансамбля: «Ансамбль Оризонт», «Мой светлый мир», «Настроение», «Кто виноват»; восемь дисков-миньонов и четыре CD. Музыкальный материал, записанный на дисках, всегда был наполнен яркой мелодией и сочной гармонией, своеобразным лиризмом и теплотой. Такой синтез помогал ансамблю «Оризонт» войти в число любимых и популярных ансамблей и, минуя все капризы моды, семнадцать лет оставаться на плаву. Этому сопутствовало и то обстоятельство, что ансамбль «Оризонт» выгодно отличался от других ансамблей железной дисциплиной и доверительным отношением музыкантов к своему руководителю – О.Мильштейну. В ансамбле «Оризонт» не существовала проблема пьянства. Артист всегда инструктировался и предупреждался при приеме на работу. В разных коллективах с этой проблемой боролись по-разному. Например в «Самоцветах» за запах алкоголя штраф был 300 рублей. А в «Оризонте» за тоже самое была одна штрафная санкция – увольнение. Артист до концерта не допускался. Его отправляли домой навсегда! Поэтому таких случаев почти не было. Никто не хотел терять свое престижное место работы. Чтобы иметь более ясное представление о работе в «Оризонте», лучше привести отрывок интервью «Нас молодость и песня не хочет отпускать», бывшего клавишника, великолепного музыканта ансамбля «Оризонт» - Сергея Арабаджи. - Каким был руководителем О.Мильштейн? Прежде всего, он - великолепный музыкант и очень интеллигентный тактичный человек. В силу своей дипломатичности Олег Сергеевич применял нестандартные методы "работы над ошибками". У нас бывали такие мероприятия, назывались - "профилактика". Вот работаем мы концерт, а Мильштейн сидит в зале около пульта и следит за происходящим на сцене. С этого концерта делалась запись, причем все проколы Мильштейн фиксировал на магнитофон. На следующий день всех собирал на "профилактику". Садимся в зал и слушаем. При этом он вслух ничего не комментирует. Просто все сидят и слушают. И, безусловно, всем становилось очень даже не по себе, когда их прокол выставлялся на всеобщее обозрение. - Это как-то подстегивало коллектив? Еще бы, все держались за работу. Коллектив был очень престижный! К тому же выездной. Мало того, что был контроль музыкальный, так был еще и секс-контроль. Могли в 3 часа ночи зайти, вроде как "за сахарком", а заодно посмотреть - один ты или нет, поскольку от нравственной чистоплотности каждого зависела судьба загранпоездки всего ансамбля. Мильштейн никого не выпускал даже в буфет. По его мнению, артист должен быть тайной, которого можно увидеть только на концерте или по ТВ. И это правильно! Это была школа Мильштейна, хотя тогда нас это бесило. У Олега Сергеевича было еще такое " лечение" от опозданий. Помню, было это где-то в Воронежской области. Нам надо был ехать куда-то за 150 км. Отьезд был назначен на 16-00. Без 5 минут все должны быть в автобусе. Ровно в 16-00 появляется Мильштейн, заходит в автобус, а там включено радио и раздаются сигналы точного времени. Два человека: гитарист и барабанщик выходят из гостиницы, все их видят, но Мильштейн говорит: - Поехали. И у них на глазах автобус отъезжает. Им пришлось брать такси и за свои деньги ехать эти 150 км. За эту школу я ему очень благодарен. Работали мы с ним великолепно. По этому поводу я могу сказать еще такую вещь: только спустя много лет мы смогли оценить его позицию воспитателя. Тогда нам все это очень не нравилось, но сегодня, спустя много лет, мы признаем, что все его действия в этом направлении были правильными и сослужили нам в нашей дальнейшей жизни только хорошую службу. Это не только мое мнение. Мильштейн всегда мог постоять за свой коллектив. Мы жили в хороших условиях. У нас всегда был хороший транспорт. - А у вас был директор коллектива? Да, Гофман Эдуард Рудольфович. Он был в роли "ледокола". Раньше всех выезжал на площадку, занимался ее подготовкой, для благополучной работы коллектива. Но общее руководство осуществлял Олег Сергеевич. Удивительный человек! С ним всегда можно было поговорить о жизни. Он всегда интересовался здоровьем. Не знаю, у меня с ним как-то сразу сложились доверительные отношения. Разумеется, все в нашей жизни имеет свое начало и свой финал, но я счастлив и горд тем, что начало моей гастрольной карьеры связано с этим - поистине блистательным ансамблем! Наступил 1989 год. С появлением многочисленных поп-групп и новых солистов стало очевидно, что начали меняться вкусы, музыкальные интересы и ценности. Коллектив ансамбля «Оризонт» почувствовал, что зрительский интерес к нему угасает. В итоге Владимир Ковалев и вокалист Анатолий Киреев уходят во «Фристайл», который тогда еще назывался «Высший пилотаж», а позже они уезжают в Америку. Клавишник Юрий Кузнецов уходит в ансамбль, аккомпанирующий певице Валентине Легкоступовой, а позже уезжает с семьей в Канаду. Скрипичная группа ансамбля «Оризонт» полностью распадается. Прекрасная вокалистка и скрипачка Татьяна Грекул и ее муж, тоже скрипач ансамбля Геннадий Мельник, решают завести детей и создать нормальные условия для их воспитания. Солист-скрипач Илья Райзман-Раду вместе с семьей уезжает на постоянное место жительства в Америку. Талантливый вокалист и скрипач Леонид Рабинович уезжает с семьей в Израиль. Клавишник Михаил Ионис преезжает жить в Германию. И вот так постепенно разъехалась «старая гвардия». Олегу Мильштейну ничего не оставалось, как на их место набрать новых, молодых ребят. Появились: Александр Хиоара, Андрей Чернявский, Эдуард Кремень, Леонид Бешлей, Юрий Богинский и Виорел Гыскэ. Оставались в коллективе и старые участники ансамбля: бас-гитарист виртуоз и вокалист Николай Каражия, прекрасный трубач Алексей Сальников, программист Георгий Герман и вся техническая группа. Естественно, что этот молодежный коллектив был уже не таким многочисленным. Надо было искать новые краски, отсюда и появилось новое звучание. Это звучание было продиктовано временем. Однако фирменный характерный стиль «Оризонта», все же остался и четко прослушивался, за счет аранжировок, которые продолжал делать руководитель ансамбля Олег Мильштейн. Фирма «Мелодия» выпускает новый диск-гигант ансамбля «Кто виноват». Коллектив принимает участие во многих передачах Центрального телевидения, таких как: «Счастливый случай», « 5+», «Утренняя почта». Он также участвует в праздничных концертах, посвященных Дню радио в Колонном Зале Дома Союзов и Дню космонавтики в Концертной студии «Останкино», которые также транслировало Центральное телевидение. Ансамбль «Оризонт» выезжает с гастролями за рубеж. С большим успехом проходят его гастроли во Вьетнаме и Сирии, где ансамбль получает восторженные отклики зрителя и отличную прессу. Песня года – это телевизионный фестиваль песни, который с первых лет своего существования стал главным событием года в музыкальном песенном жанре, и, который пользуется очень большими телевизионными рейтингами. Ансамбль «Оризонт» принимает участие, попадает в финал «Песни года», и становится Лауреатом 20-го Юбилейного Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня – 90» с песней «Амор, амор» Олега Мильштейна. Он также принимает участие в промежуточных выпусках, уверенно выходит в финал, и становится Лауреатом фестиваля «Песня – 91» с песней «Белые ночи» Николая Каражия. Ускоренно разваливается наша великая держава – СССР, поэтому песенный фестиваль «Песня – 91» принято считать последним в советский период. В юбилейный год к ансамблю «Оризонт» обратился сын и наследник великого композитора Арно Бабаджаняна – Араик Бабаджанян, с просьбой принять участие в большом концерте памяти его отца. Дело в том, что руководителя ансамбля Олега Мильштейна давно связывала крепкая дружба с великим композитором современности. Он всегда говорил о Арно Бабаджаняне с любовью и гордостью. Бабаджанян сохранился в его памяти не только как великий композитор, но и как прекрасный человек. Дружба была настолько крепка, что Арно Арутюнович часто доверял первое исполнение лучших своих песен ансамблю «Оризонт». Предложение с благодарностью тут же было принято, и коллектив начал подготовку к концерту, запланированному на главной площадке страны в концертном зале «Россия». Это для коллектива была большая честь. В концерте принимали участие и зарубежные исполнители. В этот вечер звучала действительно гениальная музыка. Радостно было видеть, как после выступления ансамбля, зрители аплодировали стоя. Низкий поклон этому великому композитору, так рано ушедшему от нас, за то, что он сразу оценил черты высокого профессионализма, за любовь и внимание, которыми он одаривал ансамбль «Оризонт». В этом же году ансамбль получил приглашение от Примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой на участие в ее детище, грандиозном шоу «Рождественские встречи». Это грандиозный, феерический спектакль с участием Аллы Пугачевой и ее многочисленных звездных гостей. Ансамбль принял это предложение и посчитал это большой честью для коллектива. Было запланировано 20 концертов в спорткомплексе «Олимпийский», вмещающий 15 тысяч зрителей. Ажиотаж был огромен. Билеты на «Рождественские встречи» раскупались с молниеносной скоростью. За месяц до концерта билетов уже не было, поэтому в день концерта, счастливчики искали лишний билетик. Сама атмосфера подготовки «Рождественских встреч» - это многогранная и интересная работа. Обладая большим обаянием и харизмой, А.Пугачева легко общается с людьми, и самоотверженно руководит всеми службами этого грандиозного шоу. На сцене сделаны уникальные архитектурные декорации художником Борисом Красновым, которые придают представлению неповторимую атмосферу. Репетиции и съемки длятся несколько дней подряд по многу часов. Трансляция «Рождественских встреч» по телевиденью, происходит обычно перед Рождеством. Это настоящий праздник Рождества для всех телезрителей. Ну а зрителей спорткомплекса «Олимпийский» ждал «сюрприз» от Аллы Пугачевой и ансамбля «Оризонт». Был Пугачевой придуман режиссерский ход, чтобы во время исполнения песни «Амор. Амор», ансамбль «Оризонт», параллельно с исполнением песни, предлагал залу продегустировать лучшие образцы молдавских вин. Эффект от номера был сногсшибательным. Овации в зале не умолкали. Успеха ансамбль «Оризонт» достиг благодаря основателю и его бессменному руководителю композитору Олегу Мильштейну, чрезвычайно настойчивому человеку, без памяти влюбленному в свое дело. Только он всегда держал на себе культ ВИА «Оризонт», с его характерной репутацией, подчерком и стилем. На протяжении всей творческой жизни ансамбля «Оризонт» он им руководил: от начала до конца. И как говорил он сам – «Оризонт» это не просто ансамбль, это школа, это целый пласт культуры, поэтому, кто бы ни уходил из него – уносит с собой древо и корни, которые живы всю жизнь. Все те, кому посчастливилось когда-то работать в ансамбле «Оризонт», до сих пор хранят о тех годах самые теплые воспоминания, высказывают искренние, теплые слова благодарности руководителю ансамбля Олегу Сергеевичу Мильштейну, поддерживают контакт, несмотря на то, что волей судеб оказались они сейчас в самых разных уголках мира. Вокально-инструментальный ансамбль «Оризонт» прекратил свое существование в 1994 году. Он, в настоящее время, стал уже красивой, памятной легендой. Сейчас многие слушают и переосмысливают творческие работы этого коллектива. И надо с уверенностью особо подчеркнуть, что коллектив, спустя столько времени, может гордиться своим творческим музыкальным наследием, которое дошло до наших дней.
Просмотров: 9468
|