Все музыканты // Оперетта - Английская оперетта

23 января 2011


Оглавление:
1. Оперетта
2. Французская оперетта
3. Английская оперетта
4. Национальные оперетты
5. Мюзикл
6. Оперетта в России
7. Сайты, посвящённые оперетте и мюзиклу



Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами сотрудничества У. Гилберта и А. Салливена.

Сцена из «Суда присяжных» Гилберта и Салливена

Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как:

  • «Суд присяжных»
  • «Фрегат ее величества „Пинафор“»
  • «Пираты Пензанса»
  • «Микадо»
  • «Гвардеец»
  • «Гондольеры»

За Гилбертом и Салливеном последовали Э. Джерман с его «Весёлой Англией» и С. Джонс, автор «Гейши».

Венская оперетта

Иоганн Штраус

Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.

Александр Жирарди в «Цыганском бароне»

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет, будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь». Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались «Веселая война», «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон». После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала «Венская кровь».

Другие венские оперетты XIX века

Франц фон Зуппе начал писать оперетты даже раньше, чем Штраус. В истории оперетты остались несколько его самобытных произведений романтического стиля:

  • «Прекрасная Галатея»
  • «Фатиница»
  • «Боккаччо»
  • «Донна Жуанита»

Замечательны также инструментальные сочинения Зуппе. Особенно популярна увертюра к оперетте «Лёгкая кавалерия».

Другим классиком венской оперетты XIX века был великолепный мастер мелодии Карл Миллёкер. Лучшие из его оперетт:

  • «Диана»
  • «Дюбарри»
  • «Нищий студент»
  • «Гаспароне»
  • «Вице-адмирал»
  • «Бедный Ионафан»

Карл Целлер, последний из венских классиков XIX века, написал относительно немного оперетт, но две из них стали чрезвычайно популярны:

  • «Продавец птиц»
  • «Мартин-рудокоп»

Кроме перечисленных классиков, в жанре венской оперетты работало немало композиторов меньшего таланта, из творчества которых в золотой фонд оперетты вошло только одно удачное произведение или даже один-единственный номер. В наши дни забыты оперетты хорвата Ивана Зайца, хорошо принятые в Вене и Загребе в 1860-е и 1870-е годы. Из оперетт Карла Михаэля Цирера вспоминают в основном только «Бродягу», хотя одно время он считался достойным соперником Иоганна Штрауса-младшего. Творцом одной оперетты остался и Рихард Хойбергер, автор «Бала в опере». Прочно забыт Генрих Рейнхардт, чьи оперетты охотно ставились на русской и других сценах в начале XX века. Однако лучшие номера из забытых оперетт продолжают исполняться. Сюда же стоит, наверно, отнести и берлинца Виктора Голлендера, автора вальса «Качели», без которого не обходится ни одна российская постановка «Веселой вдовы».

Франц Легар

Франц Легар

Оперетта начала XX века — это, конечно, прежде всего Франц Легар. В музыкальном отношении легаровское творчество — вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства.

Основные шедевры Легара:

  • «Весёлая вдова» — одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире.
  • «Граф Люксембург»
  • «Цыганская любовь»
  • «Ева»
  • «Там, где жаворонок поёт»
  • «Голубая мазурка»
  • «Фраскита»
  • «Паганини»
  • «Царевич»
  • «Фридерика»
  • «Страна улыбок»
  • «Джудитта»

Имре Кальман

Имре Кальман

Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана.

Лучшие оперетты Кальмана:

  • «Осенние манёвры»
  • «Цыган-премьер»
  • «Королева чардаша»
  • «Голландочка»
  • «Баядера»
  • «Марица»
  • «Принцесса цирка»
  • «Герцогиня из Чикаго»
  • «Фиалка Монмартра»
  • «Дьявольский наездник»

Другие немецкие оперетты XX века

Одновременно с Легаром в Австрии и Германии работало около двух десятков композиторов, чьи произведения можно отнести к венской оперетте. Некоторые из них внесли свой вклад в классику жанра.

Оскар Штраус

  • «Грёзы вальса»
  • «Шоколадный солдатик»
  • «Последний вальс»

Лео Фалль

  • «Принцесса долларов»
  • «Мадам Помпадур»
  • «Роза Стамбула»

Эдуард Кюннеке

  • «Кузен ниоткуда»
  • «Леди Гамильтон»

Пал Абрахам

  • «Виктория и её гусар»
  • «Бал в Савойе», великолепный букет романтических мелодий: вальс, танго, фокстрот, пасодобль и другие.

Как и в XIX веке, многие композиторы остались в истории как авторы одной-двух удачных оперетт. Среди них:

  • Пауль Линке
    «Фрау Луна»; марш «Berliner Luft» из этой оперетты стал гимном Берлина
  • Эдмунд Эйслер
    «Золотых дел мастерица»
  • Вальтер Колло
    «Однажды в мае»
    «Мариэтта»
  • Роберт Штольц
    «Гостиница „Белая Лошадь“», совместно с Ральфом Бенацки; многие номера из этой великолепной оперетты стали песенной классикой
    «Два сердца в такт»
  • Виктор Якоби
    «Ярмарка невест»
  • Нико Досталь
    «Кливия»
    «Моника»
  • Фред Раймонд
    «Голубая маска»


Просмотров: 17353


<<< Одран, Эдмон
Оффенбах, Жак >>>