Все музыканты // Оперетта - Английская оперетта
23 января 2011Оглавление:
1. Оперетта
2. Французская оперетта
3. Английская оперетта
4. Национальные оперетты
5. Мюзикл
6. Оперетта в России
7. Сайты, посвящённые оперетте и мюзиклу
Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами сотрудничества У. Гилберта и А. Салливена.
Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как:
- «Суд присяжных»
- «Фрегат ее величества „Пинафор“»
- «Пираты Пензанса»
- «Микадо»
- «Гвардеец»
- «Гондольеры»
За Гилбертом и Салливеном последовали Э. Джерман с его «Весёлой Англией» и С. Джонс, автор «Гейши».
Венская оперетта
Иоганн Штраус
Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.
Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет, будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты «Летучую мышь». Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».
Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались «Веселая война», «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон». После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала «Венская кровь».
Другие венские оперетты XIX века
-
Франц фон Зуппе -
Карл Миллёкер -
Карл Целлер -
Карл Цирер
Франц фон Зуппе начал писать оперетты даже раньше, чем Штраус. В истории оперетты остались несколько его самобытных произведений романтического стиля:
- «Прекрасная Галатея»
- «Фатиница»
- «Боккаччо»
- «Донна Жуанита»
Замечательны также инструментальные сочинения Зуппе. Особенно популярна увертюра к оперетте «Лёгкая кавалерия».
Другим классиком венской оперетты XIX века был великолепный мастер мелодии Карл Миллёкер. Лучшие из его оперетт:
- «Диана»
- «Дюбарри»
- «Нищий студент»
- «Гаспароне»
- «Вице-адмирал»
- «Бедный Ионафан»
Карл Целлер, последний из венских классиков XIX века, написал относительно немного оперетт, но две из них стали чрезвычайно популярны:
- «Продавец птиц»
- «Мартин-рудокоп»
Кроме перечисленных классиков, в жанре венской оперетты работало немало композиторов меньшего таланта, из творчества которых в золотой фонд оперетты вошло только одно удачное произведение или даже один-единственный номер. В наши дни забыты оперетты хорвата Ивана Зайца, хорошо принятые в Вене и Загребе в 1860-е и 1870-е годы. Из оперетт Карла Михаэля Цирера вспоминают в основном только «Бродягу», хотя одно время он считался достойным соперником Иоганна Штрауса-младшего. Творцом одной оперетты остался и Рихард Хойбергер, автор «Бала в опере». Прочно забыт Генрих Рейнхардт, чьи оперетты охотно ставились на русской и других сценах в начале XX века. Однако лучшие номера из забытых оперетт продолжают исполняться. Сюда же стоит, наверно, отнести и берлинца Виктора Голлендера, автора вальса «Качели», без которого не обходится ни одна российская постановка «Веселой вдовы».
Франц Легар
Оперетта начала XX века это, конечно, прежде всего Франц Легар. В музыкальном отношении легаровское творчество вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства.
Основные шедевры Легара:
- «Весёлая вдова» одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире.
- «Граф Люксембург»
- «Цыганская любовь»
- «Ева»
- «Там, где жаворонок поёт»
- «Голубая мазурка»
- «Фраскита»
- «Паганини»
- «Царевич»
- «Фридерика»
- «Страна улыбок»
- «Джудитта»
Имре Кальман
Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана.
Лучшие оперетты Кальмана:
- «Осенние манёвры»
- «Цыган-премьер»
- «Королева чардаша»
- «Голландочка»
- «Баядера»
- «Марица»
- «Принцесса цирка»
- «Герцогиня из Чикаго»
- «Фиалка Монмартра»
- «Дьявольский наездник»
Другие немецкие оперетты XX века
Одновременно с Легаром в Австрии и Германии работало около двух десятков композиторов, чьи произведения можно отнести к венской оперетте. Некоторые из них внесли свой вклад в классику жанра.
-
Оскар Штраус -
Лео Фалль -
Эдуард Кюннеке -
Пал Абрахам
Оскар Штраус
- «Грёзы вальса»
- «Шоколадный солдатик»
- «Последний вальс»
Лео Фалль
- «Принцесса долларов»
- «Мадам Помпадур»
- «Роза Стамбула»
Эдуард Кюннеке
- «Кузен ниоткуда»
- «Леди Гамильтон»
Пал Абрахам
- «Виктория и её гусар»
- «Бал в Савойе», великолепный букет романтических мелодий: вальс, танго, фокстрот, пасодобль и другие.
Как и в XIX веке, многие композиторы остались в истории как авторы одной-двух удачных оперетт. Среди них:
- Пауль Линке
- «Фрау Луна»; марш «Berliner Luft» из этой оперетты стал гимном Берлина
- Эдмунд Эйслер
- «Золотых дел мастерица»
- Вальтер Колло
- «Однажды в мае»
- «Мариэтта»
- Роберт Штольц
- «Гостиница „Белая Лошадь“», совместно с Ральфом Бенацки; многие номера из этой великолепной оперетты стали песенной классикой
- «Два сердца в такт»
- Виктор Якоби
- «Ярмарка невест»
- Нико Досталь
- «Кливия»
- «Моника»
- Фред Раймонд
- «Голубая маска»
Просмотров: 17353
|