Все музыканты // Никольский, Константин Николаевич

22 января 2011


Оглавление:
1. Никольский, Константин Николаевич
2. Известные песни



Константин Николаевич Никольский — русский советский рок-музыкант и певец, поэт и композитор. Известен как сольной карьерой, так и участием в ансамблях «Атланты», «Осколки вертолета Сикорского», «Счастливое семейство», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Фестиваль», «Воскресение», «Зеркало мира».

Биография

Константин Никольский родился 1 февраля 1951 года в Москве. 12-летним он начал учиться игре на входившей в моду шестиструнной гитаре в ДК имени Чкалова.

В 15 он стал ритм-гитаристом образованной незадолго до этого московской группы под названием «Крестоносцы». Лидером и солистом группы был барабанщик Александр Сикорский. «Крестоносцы» исполняли в первую очередь песни «The Beatles» и «The Rolling Stones». Познакомившись с Никольским, которого рекомендовал ему приятель, Сикорский высоко оценил мастерство начинающего музыканта; кроме того, «голоса тонировали идеально». «Да и песни, как вскоре выяснилось, нам нравились одни и те же. И не только Битлов и Роллингов, но и The Searchers, и The Mamas & the Papas, и Bee Gees и т. д…». Одобрил приход Никольского и администратор группы, старший брат лидер-гитариста Ивана Лактионова и сын известного в то время художника Сергей Лактионов. Так и возникла легендарная группа «Атланты», выступление которой в его школе вдохновило юного Андрея Макаревича на создание «Машины времени». Вскоре Никольский начинает писать свои первые песни, а «Атланты» — петь на русском языке.

В 1969 году Никольский, окончивший физико-математическую школу, ушёл из института и отправился служить в армию. Потерявшие сразу трёх музыкантов «Атланты» были переименованы в «Осколки вертолёта Сикорского».

Служа на Украине и находясь на посту, Никольский сочиняет свою знаменитую песню «Музыкант». Во время армейской службы были написаны антивоенная песня «Ты хотел увидеть мир» и патриотическая «Россия». Как это ни удивительно, но, когда Никольский вернулся в группу Сикорского, главным хитом был не «Музыкант», а «Ты хотел увидеть мир». «Именно во время нашего выступления было отключено электричество, концерт прерван, а запись, которую мы впервые решили сделать, испорчена. Помню, я уехал на дачу в мрачном настроении, а когда на следующий день решил прослушать запись концерта, то был поражён бешеной экспрессией песни „Ты хотел увидеть мир“, которую удалось записать целиком, а также рёвом зрителей. Впечатление было такое, как будто я по радио поймал прямую трансляцию концерта Джимми Хендрикса или кого-то в этом роде, но только не советскую команду».

Отслужив в армии, Никольский заканчивает курсы звукооператоров, становится звукооператором на Гостелерадио. Одновременно он, как уже говорилось, играет в группе «Осколки вертолёта Сикорского», затем переименованной в «Счастливое семейство», пишет новые песни, причем не только на собственные слова. Увлечение сборником французской поэзии в переводах Ильи Эренбурга приводит к созданию таких песен, как «Четыре дерева» и «Голос». Никольский отдает должное тому направлению нашей рок-музыки, которое уже начал Александр Градский и на котором будет основана знаменитая пластинка Давида Тухманова «По волне моей памяти».

В 1974 году Никольский стал ритм-гитаристом группы «Цветы», которая после выхода одной маленькой пластинки и записи второй поступила на работу в Московскую областную филармонию. Однако Намин, который, к тому же, учился на филфаке МГУ, выразил недовольство большим количеством концертов и пригрозил уходом из филармонии. Филармония отнеслась к этому совершенно спокойно, поскольку сохраняла за собой модное название. Намин, Никольский и клавишник Александр Слизунов ушли.

Никольский теперь был профессиональным музыкантом, и Юрий Антонов пригласил его в свой аккомпанирующий ансамбль «Магистраль». Оттуда Никольский был уволен, поскольку не по своей вине сфальшивил, играя соло во время концерта.

Константин Никольский в группе Стаса Намина. 1976 год

Однако долго искать новую работу Никольскому не пришлось — Намин уже воссоздавал свою группу. Кроме того, Намин сделался неиграющим руководителем, и Никольский стал лидер-гитаристом; на ритм-гитаре играл двоюродный брат Намина Александр Микоян. Приглашены были, кроме Никольского и Микояна, Слизунов и игравший в «Цветах» с 1971 года барабанщик Юрий Фокин. Пришлось, правда, искать нового бас-гитариста, поскольку вокалисту и басисту Александру Лосеву Намин не простил, как он выразился, штрейкбрехерства. Вскоре Лосев стал солистом ВИА «Красные маки». Солистом же группы Стаса Намина стал Слизунов.

В 1977 году выходит первая маленькая пластинка группы Стаса Намина, где главной была написанная Никольским и Слизуновым на слова В. Солдатова песня «Старый рояль». Она стала шлягером, а болгарская фирма «Балкантон» включила её в сборник «10 лучших песен года».

В 1978 году Фокин покидает группу Стаса Намина и эмигрирует в США. Никольский посвящает Фокину «Ночную птицу» и тоже уходит. Хотя не только последний хит «Старый рояль», а и сочинённые лишь им одним песни иногда исполнялись группой. Ему было обещано, что некоторые из них будут включены в дебютный диск, но для второй маленькой пластинки записали только песни Намина. Существует также версия о том, что первый вариант знаменитой песни «Один взгляд назад» предлагался тогдашней жене Намина певице Людмиле Сенчиной и последний припев должен был начинаться со строк «Может, не совсем я забыла время, когда радость меня любила».

Никольский стал участником ансамбля «Фестиваль», где записал свои песни — как ставшие впоследствии широко известными, так и малоизвестные. Их исполнял сам Никольский, а также солисты ансамбля Павел Богуш и Марк Айзикович.

Руководил «Фестивалем» композитор Максим Дунаевский, пригласивший Никольского в свой коллектив. «Фестиваль» записывал музыку к фильмам и много гастролировал по стране. На концертах «Фестиваля» Никольский пел свои песни — «Старый рояль», «Счастлив певец», «Поиграй со мной, гроза», «Ночная птица».

В 1979 году возникает группа «Воскресение». Андрей Сапунов, блестящий вокалист, в качестве своеобразного приложения к первому магнитофонному альбому записывает камерные версии таких песен Никольского, как «Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза», «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Когда поймёшь умом…».

Исполнение своих песен Сапуновым Никольский раскритиковал и попросил не распространять эти записи. В газетном интервью Никольский сказал, «что некоторые вокалисты иногда просто не понимали содержания песен, которые исполняли. Это плохо. Смысловые ударения не там ставили, слишком много красовались голосом. Андрей Макаревич всю жизнь без этого обходится. Молодец». Записи Сапунова Никольский критиковал и в буклете к сборнику своих песен «Музыкант». Тем не менее после этих записей они сотрудничали — и в «Воскресении», и после его распада.

В 1980 году Никольский и Сапунов едва не попали в новую группу Театра имени Ленинского комсомола, которая заменяла уходящий «Аракс» и исполнила перед худсоветом театра все партии в рок-опере Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». Однако готовилась новая рок-опера — «Юнона и Авось». Рыбникова и главного режиссера Марка Захарова больше привлекла созданная Крисом Кельми группа «Рок-ателье».

«Мои песни стали известны в Москве до „Воскресения“. „Воскресение“ получило оформленный вид году к восьмидесятому, а мои песни ещё в 70-х игрались на танцах, имели известность. Разные группы их играли, тот же „Аракс“. Просили и брали мои вещи… В КГБ тогда приглашали поиграть несколько раз, в клуб на Лубянке».

— Константин Никольский

Первый состав «Воскресения» прекращает своё существование осенью 1980 года. Успех песни Алексея Романова «Кто виноват?», занявшей высокое место в хит-параде газеты «Московский комсомолец», так и остался единственным масштабным успехом, а песню большинство молодых меломанов приписывало «Машине времени».

Между тем Никольский, которого обучение в ГМУ имени Гнесиных отвлекло от работы в «Фестивале», репетировал вместе с легко освоившим бас-гитару Сапуновым и барабанщиком Михаилом Шевяковым. Он позвонил Романову, предложил тому присоединиться. Группа «Воскресение», вполне соответствуя своему названию, воскресла из пепла.

7-10 июня 1981 года в подвале приёмной комиссии старого здания МГИМО за три ночи был записан магнитофонный альбом «Воскресение-2». Туда вошли песни Никольского «Воскресение» и «В моей душе осадок зла», «Один взгляд назад».

Кроме того, Никольский блестяще исполнил все гитарные соло, а в песне «Один взгляд назад» выдал, видимо, лучший басовый рифф в истории русского рока. «Именно этой записью миллионы граждан Советского Союза затирали головки „Электроник-302“ и „Вёсен-204“…». Однако произошло такое не сразу.

«Воскресение» не попало в десятку лучших групп «Звуковой дорожки», в хит-парад вошла только песня «Поиграй со мной, гроза», которую Никольский три года назад записал с «Фестивалем». Песни «Воскресения» стали звучать из окон уже после того, как группа распалась, когда Романов и бывший гитарист «Аракса» Вадим Голутвин создали новую группу, впоследствии получившую название «СВ».

Никольский вернулся в «Фестиваль», принял участие в записи маленькой пластинки ансамбля и окончил Гнесинское училище. Но «Фестиваль» прекратил свое существование, потому что возник оркестр Максима Дунаевского. Никольский пел на концертах под акустическую гитару, в 1984—1986 годах исполнял несколько своих песен в программе группы «Галактика». Там он познакомился с барабанщиком Виталием Бондарчуком, вместе с которым организовал в сентябре 1986-го группу «Зеркало мира». При записи первого магнитофонного альбома Бондарчук играл на клавишных и популярном тогда ритм-компьютере; в записи, кроме него и Никольского, приняли участие бас-гитарист Игорь Яшуков и бэк-вокалист Аркадий Березовский. В альбом вошли как песни последних лет, так и песни из репертуара «Воскресения».

Вскоре Бондарчук, придавший альбому элементы электропопа, уходит, чтобы заняться сольными проектами, а затем становится клавишником группы «Рондо», которая выступала вместе с «Зеркалом мира» в одной программе.

В 1990 году Никольский распускает «Зеркало мира» и начинает сольную карьеру. Он выпускает магнитофонный альбом; в записи приняли участие музыканты, с которыми Никольскому предстояло сотрудничать много лет, — последний клавишник «Зеркала мира», виртуоз электрооргана и фортепиано Михаил Шевцов, бас-гитарист и талантливый студийный звукорежиссёр Александр Кузьмичёв, барабанщик Игорь Костиков. Аркадий Березовский стал «поющим звукооператором». Фактически изменился только состав; Никольский по-прежнему исполнял свои песни с аккомпанирующей группой.

Через год была записана песня «Я бреду по бездорожью», давшая альбому название. В альбом вошли четыре песни на стихи самого Никольского, три — на стихи португальского поэта Фернандо Пессоа, одна — на стихи классика испанской поэзии Густаво Адольфо Беккера. В 1991 году вышла виниловая пластинка, в 1994-м — компакт-диск.

Вышел на диске мюзикл Андрея Морсина «Волшебник Изумрудного Города», где Никольский исполнил партию Гудвина. Принимал участие в записи мюзикла и Алексей Романов.

Тогда же была предпринята попытка восстановить «Воскресение» в «золотом составе». 12 марта 1994 года состоялось единственное выступление, а на следующий день Никольский и Романов провели совместный акустический концерт, запись которого вышла потом на компакт-диске. К сожалению, Никольский не нашёл понимания у бывших товарищей, и восстановление группы продолжилось без него.

В 1996 году Никольский выпустил диск «Один взгляд назад», состоящий из новых версий его старых песен. Почти все они входили в репертуар «Воскресения». Было только два исключения. Ранней песней «Птицы белые мои» открывался магнитофонный альбом «Зеркала мира», и с нею же Никольский в июне 1984-го дебютировал на телевидении. «Мой друг, художник и поэт», песня, которую многие считают лучшим произведением Никольского и которой он в последнее время обычно открывает свои концерты, была в 1978-м записана «Фестивалем».

«Одни говорят, что эту песню Никольский сочинил в 23, другие — что в 25. Это важно только для биографов, но моё предложение написать авторизованную биографию его, к сожалению, не заинтересовало. Всякий знаток поэзии, услышав эту песню, не мог не признать, что появился новый выдающийся русский поэт. Но влиятельные знатоки поэзии были тогда людьми немолодыми и рок не слушали. Впрочем, воз и ныне там. Когда я упомянул „Мой друг, художник и поэт“ в статье, которую публиковал в „Литературной учёбе“, и написал, что стихотворение, именно стихотворение является шедевром русской поэзии, это вызвало единственное недовольство у редактора, и от смелого высказывания пришлось отказаться. Можно ли назвать какую-то песню самой любимой? У одной группы, певца, певицы — да, конечно. А если в целом? Но, когда я впервые услышал „Мой друг, художник и поэт“, я около часа находился в каком-то трансе. Ни одна песня, ни одно стихотворение на меня так не действовали».

— Вадим Николаев, "Заметки о русском роке"

1 февраля 2001 года Никольскому исполнилось 50 лет. Юбиляр отыграл два аншлаговых концерта в ГЦКЗ «Россия». В числе гостей-участников были «Старая гвардия» Александра Сикорского, исполняющая только кавер-версии англоязычных песен, Юрий Лоза. Через месяц вышел двойной концертный альбом.

В том же году студия «Союз» выпустила двойной сборник «Музыкант». Тогда же несколько песен Никольского вошли в альбом «Просто…» певицы Натальи Пушковой.

В 2004-м вышел сборник «Мне только снится жизнь моя», который открывали две новые записи, сделанные для готовящегося номерного альбома.

1-2 февраля 2006-го в ГКЦЗ «Россия» прошли концерты под названием «День рождения в лунном свете», посвящённые 55-летию Никольского. Были исполнены все песни, предназначенные для нового альбома, о чём Никольский сам объявил зрителям. Однако уже через несколько месяцев он оказался в больнице.

Проблемы со здоровьем, прединфарктное состояние на время прервали запись альбома, но в конце сентября 2007 года альбом «Иллюзии» вышел. Отказ от клавишных инструментов и участие в записи гитариста Игоря Кожина сделали звучание более жёстким. В «Иллюзии» вошли три песни с так и не вышедшего на компакт-диске альбома группы «Зеркало мира», известные по концертным дискам «Голос» и «Песня о песне», а также пять новых песен — на стихи Фернандо Пессоа и самого Никольского. О единственной новой песне, где Никольским были написаны и музыка, и стихи, об её поэтическом уровне стоит сказать, что есть ещё порох в пороховницах. Новые песни по признанию самого автора в интервью газете «Известия» были написаны за три-четыре года до выхода альбома.

Сейчас Константин Никольский даёт акустические концерты, а иногда выступает совместно с блюз-роковым гитаристом Леваном Ломидзе и его группой Blues Cousins. Не забывает также и старых друзей — например, Александра Сикорского и его «Старую гвардию», Алексея «Вайта» Белова и его группу «Удачное приобретение». Джемы с этими музыкантами пользуются неизменным успехом у московской публики.

15 ноября 2009 года, выступая в Санкт-Петербурге, Никольский пояснил, что отказался выступать с группой, в полном составе, по причине проблем со здоровьем, а также своих высоких требований к музыкантам ансамбля.

На концерте во МХАТе имени Горького Никольский сказал, что у него есть желание выпустить «Детский альбом», состоящий из его юношеских песен. Туда могли бы войти «Ты хотел увидеть мир», «Россия», «Спокойной ночи, дорогая миледи», «Летний дождь», «Я думал о многом и разном», «Воздушные замки», «Алёна», «Ты девчонка хорошенькая».

Возможен и новый альбом. В упоминавшемся выше интервью газете «Известия», опубликованном в сентябре 2007 года по случаю выхода «Иллюзий», Никольский сказал: «Я вот за прошлую неделю написал сразу три песни. У меня есть ещё какое-то количество незаписанных вещей, созданных в последние годы. Получается в сумме штук десять. Можно составить ещё один альбом, и старых композиций в нем уже точно не будет».

Впрочем, в этом же интервью Никольский, отказавшись от приписанной ему фразы «Новые песни пишут те, у кого старые плохие», заметил: «Но я действительно никогда не спешил, не стремился успеть за модой, не ставил задачи, что вот сейчас надо обязательно записать пластинку. Плохо делать не надо. Лучше посидеть, подумать, добросовестнее отнестись к предмету и затем уж предлагать материал слушателям. А то, знаешь, бывает так: музыканты выпускают что-то, чтобы слушали другие, а сами свою пластинку никогда не поставят. А я иногда и сам хочу своё послушать…». Действительно, вряд ли можно найти ещё одного автора-исполнителя, у которого так мало записанных или хотя бы исполненных на концертах песен.

«Нет, слава Богу, никакого бизнеса у меня нет. Я говорю „слава Богу“ потому, что, если придётся заниматься чем-то ещё, я скорее пойду доски строгать. Кстати, я сам делал гитары. Я двенадцать лет играл на гитаре, которую сделал сам. Я рисую гитары различной формы, потом их делаю. Правда, между появлением рисунка и самой гитары проходит лет пять-семь».

— Константин Никольский

Своим любимым гитаристом Никольский назвал Гэри Мура. Влияние ирландской гитарной школы особенно проявилось в песнях «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Цветок у окна». Этим влиянием творчество Никольского как гитариста, конечно, не ограничивается. В песне «От любви к любви» соло записано при помощи двух наложений. В одной из партий нетрудно уловить сильное сходство с Марком Нопфлером, которое, впрочем, перекрывается другой партией.

"Понимание музыки — вообще, искусства — так и проверяется. На что вы обратите внимание — на сходство или на самобытность? Соло, которым завершается «Мой друг, художник и поэт», многие сравнивают со знаменитым соло в «Отеле „Калифорния“». Да, похожие моменты есть, но это не помешало создать своё, как не помешало и самим The Eagles создать свою вещь. Это как у Шекспира. Много взято и у предшественников, и у современников, но взято для того, чтобы подняться над чужими стилями и создать свой, неповторимый. Когда я впервые услышал свою любимую песню во время репетиции Никольского с «Фестивалем» в Зелёном театре, у стоявшего рядом со мной солиста достаточно популярной тогда группы слегка задрожали плечи именно в начале соло. Так и надо чувствовать музыку".

— Вадим Николаев, "Заметки о русском роке"

Признание Никольского в упомянутом выше телеинтервью, что он, как ни странно, всегда спокойно относился к Блэкмору, показывает, что в мастерстве гитариста для него важнее техники душевность, энергетика, экспрессия, драйв.

«Его очень личные, порой проникнутые трагическим мироощущением песни… являются прекрасным примером союза мелодии и поэтического слова».

— Андрей Бурлака

«Я сам из тех» — эту песню, как признался композитор, он написал в совершенно особенном состоянии. «Никому такого не пожелаю. Жить не хотелось — это слабо сказано. Долго мучился, а потом написал песню — и все прошло».

— Комсомольская правда, 25.11.2009

5 декабря 2010 года на концерте в Оренбурге Никольский заявил о готовности выпустить в 2011 году свой четвёртый альбом, а также что уже готов материал для пятого. 10 декабря 2010 года в Череповце музыкант рассказал, что новые песни будут, прежде всего про любовь, потому что с годами это чувство стало для него отдельным от всех остальных.

3 февраля 2011 года по случаю 60-летия состоялся юбилейный вечер Константина Никольского «От любви к любви» в Московском международном Доме музыки. Были исполнены как хиты, так и композиции из альбома «Иллюзии» и песни никому не известные и ещё нигде не звучавшие. Выступление было в составе: Константин Никольский — вокал, гитара, Игорь Кожин — гитара, Юлия Никольская — вокал. Многие концерты в последнее время Никольский даёт в форме творческого вечера.



Просмотров: 9410


<<< Стас Намин
Никулин, Андрей Анатольевич >>>