Все музыканты // Нейзидлер, Ганс

22 января 2011


Оглавление:
1. Нейзидлер, Ганс
2. Сборники сочинений
3. Дискография



Ганс Нейзидлер, Нойзидлер — немецкий лютнист и композитор. Его сыновья Мельхиор Нейзидлер и Конрад Нейзидлер были также лютнистами и композиторами.

Биография

О музыкальном образовании Нейзидлера сведений не сохранилось. Переехал в Нюрнберг в 1530 году, в том же году там же женился. В 1531 году получил нюрнбергское гражданство. После смерти жены в 1556 женился вторично. На всём протяжении жизни преподавал игру на лютне, а также сам конструировал лютни. В 1536-49 годах опубликовал 8 сборников лютневой музыки.

Творчество

Нейзидлер — один из наиболее значительных композиторов-лютнистов в Германии XVI века, писавший во всех принятых тогда музыкальных жанрах. Обширную часть лютневого репертуара Нейзидлера составляли обработки-интабуляции немецких песен, французских шансон, итальянских мадригалов и пьес танцевального жанра, даже латинских мотетов. С точки зрения техники композиции наследие Нейзидлера также отличается разнообразием — от двухголосных дидактических пьес для начинающих лютнистов до виртуозной музыки с элементами полифонии и импровизационной «фантазийной» фактуры.

Предисловие Нейзидлера к сборнику 1536 года «Ein newgeordnet künstlich Lautenbuch» — ценное историческое свидетельство методики самостоятельного обучения на лютне.

Der Juden Tanz Ганса Нейзидлера, факсимиле

Наиболее известное сочинение Нейзидлера — «Еврейский танец», который Вилли Апель называет «первым образцом музыкальной сатиры». Комичный эффект создаёт полимодальное противопоставление Cis-лидийского в мелодии и D-квинтоктавы в аккомпанементе. Лютневая табулатура сопровождается примечанием Нейзидлера, касающимся характера музыки, а также содержит подробные рекомендации к исполнению. Транскрипция этого сочинения опубликована в популярной «Музыкально-исторической антологии» Дейвисона-Апеля и в известной антологии «Denkmäler der Tonkunst in Österreich».

Среди других часто исполняемых сочинений Нейзидлера — пассамеццо «Welscher Tanz Wascha mesa» и «Уличная песенка». Последняя легла в основу одноимённой пьесы Карла Орфа и использована в качестве титульной мелодии фильма Тони Скотта «Настоящая любовь».



Просмотров: 10297


<<<