Все музыканты // Мун, Кит Джон - Биография
23 января 2011Оглавление:
1. Мун, Кит Джон
2. Биография
3. Личная жизнь
Кит Джон Мун родился 23 августа 1946 года в Уэллесдене, Лондон, в семье Альфреда и Кэтлин Мунов. Детство мальчика прошло в Уэмбли, северо-восточном пригороде Лондона. У Кейта было две сестры: Линда и Лезли, на 3 и 12 лет его младше. Альф Мун работал механиком; Кэтлин подрабатывала уборщицей. По воспоминаниям матери, сын с трёхлетнего возраста часами просиживал у граммофона, раз за разом проигрывая имевшиеся в доме пластинки. С раннего возраста мальчик стал проявлять комедийные актёрские способности. Семья любила слушать по радио выпуски «The Goon Show» комедийного трио The Goons; каждый раз на следующий день в школе Кит устраивал инсценировки тех или иных эпизодов.
В возрасте двенадцати лет Кит присоединился к музыкальной группе из местного Военно-морского кадетского корпуса, играя там на горне, трубе, и большом барабане. Почти сразу же он всерьёз увлёкся игрой на ударных; несколько раз просмотрел фильм «Drum Crazy», рассказывавшем историю джазового барабанщика Джина Крупы. Когда сыну было четырнадцать лет, отец купил ему барабанную установку.
Кит рос очень активным ребенком с развитым воображением; в юности его занимала одна только музыка, с учёбой же в средней школе дела обстояли плохо: «В художественном отношении отсталый, во всех прочих отношениях идиот», таким было резюме учителя искусств. Другой преподаватель, Эйрон Софоклиус, хвалил его музыкальные способности и хаотичный стиль игры, хотя в одной из школьных характеристик отмечалось: «Имеет большие способности, но должен остерегаться своей склонности к хвастовству». Часто по пути из школы домой Кит заходил в студию звукозаписи на Эйлинг Роуд, где общался с профессиональными музыкантами. В результате Мун завалил выпускные экзамены и оставил школу.
Начало музыкальной карьеры
Осенью 1961 года Кит приобрёл свою первую профессиональную ударную установку и приступил к самостоятельным репетициям. Кит Мун вспоминал позже, что поначалу подражал стилю американских исполнителей рока и джаз-сёрфа. Из музыкантов он более других выделял джазовых барабанщиков: Бадди Рича, Джо Джонса и Джина Крупу, примером которого руководствовался, оттачивая мастерство шоумена, а также Сонни Роллинса. В 1962 году он получил пропуск в «Музыкальный клуб» при отеле «Олдфилд», где получил возможность наблюдать за игрой многих профессиональных барабанщиков. Его внимание привлёк, прежде всего, Карло Литтл, участник The Savages, имевший репутацию самого оглушительного драммера своего времени. Мун попросил Литтла взять его на обучение и занимался несколько месяцев под руководством мастера, оплачивая по 10 шиллингов за урок.
Не прекращая учёбы на курсах, Мун присоединился к профессиональной группе The Escorts. «Играл он просто дико, но подражал Карло Литтлу, и был единственным, кто осмеливался на такое. Это была настоящая личность: безумец на грани гениальности», вспоминал один из участников ансамбля. В декабре 1962 года Мун откликнулся на объявление кавер-группы Beachcombers, искавшей себе ударника, и провел в её составе полтора года, заслужив прозвище «Горностай». Барабанил Мун так отчаянно, что его ударную установку приходилось крепить к полу сцены 20-сантиметровыми гвоздями. К лету 1963 года Мун сделался фанатом сёрф-музыки: он начал выписывать из Америки пластинки Дика Дейла, The Chantays и The Beach Boys. В это время он служил в компании British Gypsum, где отвечал на звонки и сортировал заказы клиентов.
The Who
В возрасте 17 лет Мун присоединился к группе The Who, заменив экс-барабанщика группы Дуга Сэндома, из-за которого группа не смогла пройти прослушивание у продюсера Криса Пармеинтера и подписать контракт со студией звукозаписи. В течение двух недель Мун был участником двух групп: The Beachcombers и The Who. При этом Альф Мун был резко против перехода сына из «стабильного», профессионального коллектива в непредсказуемый, взрывной рок-квартет.
На раннем этапе своей карьеры The Who не выделялись среди многих себе подобных, но лишь до того момента, когда во время концерта летом 1964 года в клубе The Railway гитарист Пит Таунсенд случайно не сломал гриф гитары о низкий потолок во время концерта. Зрителям это понравилось, и неделю спустя, когда Таунсенд ничего подобного не сделал, они начали выражать неудовольствие. В результате разбил свою установку Мун утверждавший, впрочем, что сделал это от раздражения аудиторией, которая «только требует, ничего не отдавая взамен». Вскоре музыканты стали использовать такое поведение как сценический трюк: завершая выступления, они теперь намеренно ломали свои инструменты. Это привлекло к группе внимание прессы; вскоре многие рок-музыканты стали громить сцену во время выступлений, подражая The Who.
Киту Муну нравилось такое сценическое поведение; во время выступлений он громил, пинал, а затем и разбивал свою ударную установку, в результате чего и заслужил себе прозвище Мун-безумец. Публика по достоинству оценивала как скоростную и высокопрофессиональную игру на ударных, так и «зажигательное» поведение барабанщика на сцене. Мун стал одним из самых известных барабанщиков своего поколения, а впоследствии был признан одним из величайших барабанщиков в истории рок-музыки.
В 1964 году The Who подписали свой первый контракт, обязывавший их создавать собственный материал. В начале 1965 года группа записала «I Can't Explain» сингл, принесший им национальную известность; многие отметили исполнение Муна, который «играл так, словно от его выступления зависела судьба всего свободного мира». Столь же заметной была партия ударных во втором сингле «Anyway, Anyhow, Anywhere»: она играла важную роль, словно бы обрамляя фидбэк таунсендовского гитарного звука.
В декабре 1965 года The Who выпустили дебютный альбом My Generation. Кит Мун стал соавтором инструментальной композиции «The Ox», написанной им совместно с Таунсендом, Энтвислом и клавишником Ники Хопкинсом. Исполнение Муна на альбоме было признано новаторским лишь впоследствии; тогда многим его игра казалась иррациональной из-за этого, в частности, из американского варианта альбома оказалось вырезанным барабанное соло в одной из песен; в полной версии композиция была издана лишь в бокс-сете 30 Years of Maximum R & B.
Весной 1966 года вышел сингл «Substitute»; Мун записал свою партию здесь на таком порыве вдохновения, что позже не мог вспомнить, как это произошло. Между тем, склонность Муна к розыгрышам и привычка смеяться во время записи вокальных партий вынуждала коллег выгонять его из студии на время, пока там продолжалась работа. Возвращался он, чтобы записать собственные партии ударных и вокала, добавляя их практически уже к готовой песне. Характерная реплика слышна в конце песни «Happy Jack»: «Я видел тебя!» говорит Таунсенд, имея в виду Муна, прокравшегося в комнату, куда вход ему был запрещён.
В мае 1966 года произошёл инцидент, осложнивший отношения Муна и Таунсенда. Всё началось с того, что Мун и Энтвистл опоздали на концерт, будучи в гостях у Брюса Джонсона из Beach Boys. Долтри и Таунсенд вынуждены были срочно искать новую ритм-секцию, с которой и начали концерт. Вскоре состав воссоединился на сцене, но к концу исполнения «My Generation» Таунсенд случайно сильно ударил Муна гитарой в голову и нанес тому не слишком серьёзное, но болезненное повреждение. Энтвистл и Мун немедленно объявили об уходе из группы. Таунсенд принес барабанщику самые искренние извинения; тот их принял, но некоторое время искал себе новое место работы, в частности, в The Animals.
Впоследствии Кит Мун исполнил основные вокальные партии в нескольких песнях The Who, в частности, в «Bucket T» и «Barbara Ann» и «Bell Boy», а также бэк-вокал во многих композициях, включая «Pictures of Lily» и «Guitar And Pen».
Он стал автором композиций «I Need You», в которой сам пел, инструментальной «Cobwebs and Strange»; а также сингловых би-сайдов: написанной с Джоном Энтвистлом «In The City», «Dogs Part Two» «Waspman», и «Girl’s Eyes». Кроме того, в альбоме The Who Sell Out, своего рода трибьюте пиратскому радио, между песнями Таунсенда звучат рекламные «джинглы», написанные Муном и Энтвистлом.
Авторство композиции «Tommy’s Holiday Camp» также было отдано Муну: именно он предложил перенести действие в лагерь отдыха. Песня была написана Таунсендом, и хотя существует ошибочное мнение, что там звучит голос Муна, в действительности в альбом вошла версия с демо-плёнки гитариста группы. Впрочем, именно Мун исполнял здесь вокальную партию как на концертах The Who, так и в в киноверсии альбома Tommy. Кит Мун, кроме того, предложил ввести соло на скрипке в композицию «Baba O’Riley», и сам спродюсировал запись, осуществлённую его другом Дейвом Арбусом из группы East of Eden.
Роджер Долтри позже говорил, что именно Мун своей игрой соединял группу воедино; что Энтвисл и Таунсенд «были как спицы…, а Кит клубком шерсти».
Анализ творчества
Кит Мун участвовал в записи восьми студийных и одного концертного альбома The Who, записал сольный альбом, работал со многими рок-исполнителями в качестве сессионного и приглашенного музыканта. Внимание критиков он привлекал как своим поведением, так и талантом инструменталиста. Рецензенты, как правило, высоко отзывались о его игре; высоко оценивали стиль и коллеги.
На дебютном альбоме The Who My Generation Кит записал очень мощные и тяжёлые для ранней рок-музыки барабанные партии. Как отмечал рецензент Allmusic, «Кит Мун играл на ударных с молниеносной атакой, беспощадно-искусно на протяжении всего альбома». Кит не только исполнил в альбоме барабанные партии; он стал соавтором инструментальной композиции «The Ox», по сути импровизации. Впрочем, согласно книге Тони Флетчера, эта песня основывалась на идеях «Waikiki Run», композиции The Surfaris, разве что мелодии был придан более зловещий характер. Критики отметили в «The Ox» гитарные фидбэки, пауэр-аккорды и безостановочный характер игры барабанщика. На этом альбоме Кит Мун отступил от стандартов, играя безостановочные барабанные партии.
Следующий альбом группы, A Quick One, в сравнении с дебютом, отличался более лиричным и спокойным звучанием, однако ударные звучат здесь всё так же неистово особенно в композициях «I Need You» и «A Quick One While He’s Away». На альбоме участники группы по задумке менеджера Криса Стампа разделили между собой авторские обязанности: все написали по несколько песен, и только Роджер одну. Вклад Кита составляли «I Need You»») и инструментальная композиция «Cobwebs and Strange», написаная словно бы «в укор» The Beatles, которые, как он полагал, говорили на каком-то секретном языке за его спиной. Хоть сам Мун и отрицал, что вокальная партия в песне имитировала Джона Леннона, Энтвистл утверждал, что фактически дело обстояло именно таким образом.
В альбоме The Who Sell Out барабанные партии были выдержаны в различных стилях, от спокойного блюза до угрожающего рока. Такое разнообразие было обусловлен тем обстоятельством, что альбом был выдержан в жанре психоделического рока. На бонусном диске переиздания тихие, лёгкие ударные партии сменяются фирменным маниакальным стилем Муна. В переизданный вариант пластинки была включена и песня Кита «Girl’s Eyes», оставшаяся «за бортом» при записи и составлении альбома.
На первой полноценной рок-опере группы Кит не проявил себя на авторском поприще, но Таунсенд отдал ему как авторство композиции «Tommy’s Holiday Camp», так и право на вокал в ней на живых выступлениях. Альбом, сразу же прекрасно принятый критикой, спустя какое-то время был признан шедевром. Однако критики, не вдаваясь в подробности, касавшиеся вклада отдельных участников коллектива, автором альбома считали Пита Таунсенда. Согласно рецензии на Sputnikmusic.com, Tommy отличается от более ранних альбомы группы тем, что он «жёстче и электричнее» за счет преобладания партий электрогитар Таунсенда. Здесь же отмечается, что Кит Мун как ударник, «возможно, проявлял излишнее буйство и играл наугад, но его талант барабанщика встречен был прекрасно, и, откровенно говоря, поражает воображение».
В вышедшем следом концертном альбоме группы Live at Leeds мастерство Кита проявилось в полной мере, так что, релиз в какой-то мере исправил для него положение, сложившееся после Tommy. Альбом ныне считается лучшим живым альбомом. Портал Allmusic даже сравнил звучание альбома со звучанием Led Zeppelin. Кит проявил свою агрессивную манеру игры более явно, нежели на студийных записях. Также критики отмечали игру Кита на видеозаписи живого выступления The Who «The Who at Kilburn: 1977», вышедшей в 2008 году. Интересно, что на всех живых выступлениях группы Кит часто смотрел на Пита Таунсенда, ориентируя ключевые моменты своих партий на гитарные. Однако, несмотря на буйство игры, вся ударная установка была у него под контролем.
Who’s Next, как отмечают критики, отличался мощным звучанием благодаря как сильному вокалу Роджера Долтри, так и ударной установке Кита Муна. Мощное, ритмичное звучание барабанов, внезапно разрывающее музыкальную составляющую альбома, удачно ложилось на вокальные партии Долтри. Как отмечает портал Sputnikmusic.com, «<Альбом> Начинается с мягкого риффа акустической гитары, пока сумасшедшие барабанные заполнения не переходят в рок гитару и отличный вокал». «Где-то на второй минуте Пит начинает петь с Джоном, играя замечательный маленький музыкальный фрагмент, подыгрывая ему, а Кит, дробя своими партиями, местами сумасшедшими.», говорится там же. Однако критик Роберт Кристгау заметил, что из-за появления партии акустической гитары и ритмичных партий Кита альбом не имел чистого хард-рокового звучания, характерного для альбома Tommy.
На шестом студийном альбоме группы, Quadrophenia, стиль игры участников не изменился: все те же 3 аккорда и фидбэк. В ходе студийной работы все члены группы распределили альбом между собой и проявили себя каждый наилучшим образом, создав свою вторую рок-оперу. Партия Муна звучит здесь со всей мыслимой небрежностью и развязностью, причем в финале задействованы все ударные инструменты, находившиеся в студии. Аранжировки пластинки отличались при этом мощными, сложными ритмами, в меру уплотнённым, устойчивым барабанным звуком. Журнал PopMatters отметил, что на альбоме Кит исполняет свои партии «удивительно просто».
Альбом The Who By Numbers, открывающийся песней «Slip Kid», которая начинается с 8 ударов отсчёта и переходит в смешанный ритм, похожий на драм-машину, в сравнении с остальными оказался самым спокойным; поубавилось тяжести и в барабанных партиях Муна. Финальная песня, «In a Hand Or a Face», близка к традиционному року; многие критики сочли её в альбоме слабейшей. Длинный барабанный переход здесь начинает соло, длящееся в обычном роковом стиле до конца композиции.
Последний записанный с Муном альбом, Who Are You, получил довольно высокие рейтинги, что во многом было обусловлено смертью Кита. Критик Роберт Кристгау, высказываясь об альбоме и смерти Кита Муна и заметив: «Я так и не услышал здесь ничего нового; это не то, каким в моём представлении должен быть веселый рок-н-ролл», при этом поставил оценку «B+». А портал Allmusic.com отметил: «Вне зависимости от факта смерти Муна, это была последняя довольно интересная запись The Who».
Работа вне The Who
Кит Мун, помимо творчества в группе The Who, которая доминировала в его карьере, часто общался с другими музыкантами и помогал им в записях. Так Мун стал невольным автором названия группы Led Zeppelin: однажды он заявил, что группа с таким составом провалится, как «свинцовый дирижабль». В 1966 году он впервые работал с гитаристом Yardbirds Джеффом Бэком, сессионным музыкантом Ники Хопкинсом и будущими участниками Led Zeppelin Джимми Пэйджом и Джоном Полом Джонсом. Они записали инструментальную композицию «Beck’s Bolero», позже выпущенную синглом. На другой композиции Бэка «Ol' Man River» Мун играл на литаврах.
15 декабря 1969 года Мун присоединился к супергруппе Джона Леннона Plastic Ono Band для живого выступления на благотворительном концерте в лицее Барлума в Лондоне. В состав группы входили также Эрик Клэптон, Джордж Харрисон, Ники Хопкинс, Йоко Оно, Билли Престон и Клаус Вурманн. Они исполнили ленноновскую песню «Cold Turkey» и оновскую «Don’t Worry Kyoko». Запись этого выступления вошла в сборник 1972 года Some Time In New York City.
Кит Мун присоединился к Led Zeppelin во время их выступления 23 июня 1977 года, где играл на барабанах совместно с Джоном Бонэмом. Выступление вышло бутлегом, названным «For Badgeholders Only/Sgt. Page’s Badgeholders Only Club».
В 1974 году на день святого Валентина Мун выступил на премьерном концерте к альбому Роя Харпера Valentine. Вместе с ним на сцене выступили Джимми Пейдж, Ронни Лейн, Макс Мидлтон и Джон Бонэм. В конце 1975 года он отыграл партию барабанов на треке Бо Диддли «Diddley Jam» на двадцатилетнем переиздании альбома «Rock’n’Roll».
В 1971 году Мун сыграл эпизодическую роль в фильме Фрэнка Заппы «200 мотелей». Он играл наркомана, умершего от передозировки. В 1973 он появился в фильме «Настанет день», исполнив роль Дж. Д. Кловера, барабанщика в годы становления британского рок-н-ролла. Он сыграл эту же роль в сиквеле фильма в 1974 году, названном «Звёздная пыль». В нём также снялся его друг Ринго Старр. В 1975 году он сыграл роль «дяди Эрни» в экранизации рок-оперы «Tommy»; фильм режиссировал Кен Рассел. В одном из баров в 1975 году он попросил Грэхема Чэпмена и Бернара Маккенна помочь ему подготовиться к роли в «безумном фильме». Они назначали цену в тысячу фунтов, Мун вывернул карманы и отдал им все наличные из кармана. Так начался проект, который бы стал фильмом «Желтая борода». Мун хотел играть главную роль в этом фильме, но производство фильма растянулось на много лет, а к началу съемок он уже был в плохом физическом состоянии и непригодным к исполнению роли. В 1976 году он записал кавер песни The Beatles «When I’m Sixty-four» для саундтрека к фильму «Все это и Вторая мировая война». Он сыграл дизайнера в фильме «Секстет» в 1978 году.
Кит Мун также был владельцем отеля «Корона и Подушка» в Чиппинг Нортон.
Сольное творчество
В 1974 году компания Track Records/MCA выпустила его сольный сингл «Don’t Worry, Baby»/«Teenage Idol», который отразил его любовь к The Beach Boys. Единственный сольный альбом Кита Муна Two Sides of the Moon, выпущенный в 1975 году, был расценен критиками как шутка, самовыражение алкоголика и, несмотря на большое количество приглашенных сессионных музыкантов, получил множество отрицательных рецензий. Кит Мун не обратил на них внимание и начал работать над вторым сольным альбомом, по структуре и содержанию схожим с первым; альбом так и не был закончен. Портал Allmusic назвал альбом «самым дорогим караоке-альбомом в истории», отмечая, что вокал и на альбоме, и на его более ранних синглах «отвратителен». Критик Роберт Кристгау написал про Кита, что его «сумасшествие переводилось не только на фильмы, но даже на супер-соло студийную работу так, что его пародии очаровательны» but even to the supersolo studio jobs that this parodies so deliciously). Стоит отметить, что на альбоме барабанные партии были сыграны приглашенными барабанщиками и поэтому в рецензиях не было ни слова о барабанном мастерстве Кита на его сольнике. Сам Мун в основном пел, а на ударных он играл только в трех композициях. Остальные барабанные партии исполняли Ринго Старр, сессионные музыканты Керли Смит, Джим Келтнер и актёр/музыкант Мигель Феррер.
Смерть
6 сентября 1978 года Мун был приглашён Полом Маккартни в качестве гостя на просмотр фильма «История Бадди Холли». После обеда с Полом и Линдой Маккартни в парке на Ковент-Гарден Мун со своей подругой, Аннетой Вальтер-Лакс, вернулись в его квартиру под номером 12 на девятой улице Керзон.
Пара вернулась в Керзон Плейс около полуночи, и Мун сразу же заснул. Он проснулся в 7:30 утра, Аннет приготовила завтрак и они посмотрели телевизор. Ночные визит и прогулка дали о себе знать, и им снова захотелось спать. Аннет, зная что пьяный Мун громко храпит, легла на софу, где и уснула. Когда она проснулась, в 15:40, Мун уже не подавал признаков жизни. Попытки искусственного дыхания ни к чему не привели.
Было установлено, что Кит принял 32 таблетки Клометиазола лекарственного препарата, прописанного ему для борьбы с алкогольной зависимостью. Известно, что он отчаянно пытался «очиститься», причём непременно дома, поскольку к перспективе попасть в психиатрическую клинику для детоксикации относился с ужасом. Однако препарат не был разрешён для выдачи на дом во избежание появления наркотической зависимости и высокого риска смертности при смешивании лекарства с алкогольными напитками. Таблетки были выписаны новым врачом Муна, доктором Джефри Даймондом, который не был знаком с характером музыканта, отличавшегося повышенной импульсивностью. Врач выдал Муну полную упаковку с тем, чтобы тот употреблял по одной таблетке, когда будет испытывать невыносимую тягу к алкоголю. После смерти Муна полиция установила, что из 32-х таблеток в организме покойного растворилось только шесть, что и привело к летальному исходу.
Кит Мун умер через несколько дней после релиза альбома «Who Are You». На обложке альбома он изображен сидящим на стуле, чтобы скрыть набранный вес. А на самом стуле была надпись «NOT TO BE TAKEN AWAY».
Тело Кита Муна было кремировано в сентябре 1978 года, а его прах развеян в саду Поминовения крематория Голдерс Грин, в Лондоне.
События после смерти
После смерти Кита Муна классический состав The Who был существенно преобразован: место барабанщика занял Кенни Джонс, которого в свою очередь заменил Саймон Филлипс; к группе присоединился также клавишник Джон Бундрик. После долгих преобразований группы и смерти Энтвистла место за ударной установкой занял сын Ринго Старра Зак Старки. В детстве Зак проводил много времени с Китом и обращался к нему «дядя Кит».
Долтри записал альбом под названием «Under a Raging Moon», в него вошла одноименная песня посвященная Киту. В записи альбома участвовали одиннадцать барабанщиков, отдавшие таким образом дань памяти Муна. Трибьют-альбом под руководством Роджера Долтри был выпущен в 1985 году. Биограф Тони Флетчер написал биографию Кита Муна, назвав её «Голубчик: жизнь Кита Муна». Dear Boy крылатая фраза, придуманная Муном около 1969 года. Также Роджер Долтри продюсирует байопик о Муне, под названием «See Me Feel Me: Keith Moon Naked for Your Pleasure».
В 2005 году британский журнал Classic Rock поставил Муна на третье место в списке лучших рок-барабанщиков всех времен.
О том, какое влияние оказала на них игра Киту Муна, говорили многие барабанщики, в частности, Нил Эллвуд Пирт и Дэйв Грол. The Jam записали трибьют Киту Муну кавер-версию песни The Who, «So Sad About Us», поместив его на сторону Б второго сингла их второго альбома, который вышел через месяц после смерти Муна. Для оформления оборотной стороны обложки сингла была использована фотография лица Кита Муна.
Просмотров: 9766
|