Все музыканты // Моцарт, Вольфганг Амадей - Педагогическая деятельность
23 января 2011Оглавление:
1. Моцарт, Вольфганг Амадей
2. Творчество
3. Педагогическая деятельность
4. Оценка творчества Моцарта
5. Произведения о Моцарте
Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Cреди его учеников был, в частности, английский музыкант Томас Аттвуд, который, по возвращении из Австрии в столицу Британской империи город Лондон, сразу занял должности придворного капельмейстера, органиста в Соборе Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы Уэльской.
Моцарт и масонство
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом, который пришёл к градусу Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга Леопольд Моцарт.
Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн,
«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, самая мысль о масонстве пронизывает его творчество».
Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях это составные части кантат. Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер».
Среди них такие сочинения, как:
- «Погребальная масонская музыка»
- Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов. Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
- Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн для вступления в ложу братьев ложи.
- Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.», ор.471
- Адажио и фуга, ор.546
- Адажио и Рондо для флейты, гобоя, виолончели и челесты, ор.617
- Маленькая Кантата «Laut Verkiinde unsere freude» ор.623, и другие.
Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта», либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер.
Как полагают журналисты А. Рыбалка и А. Синельников, занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в Италии и во многих областях Австрийской империи. В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их зингшпиль «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти. Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию, император Иосиф II, Игнац фон Борн, известный идеолог австрийских масонов, образ доброго и славного австрийского народа.
В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы.
Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,
«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике».
В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием».
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.
Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой.
Просмотров: 17959
|