Все музыканты // Машина времени (группа)
24 февраля 2011Оглавление:
1. Машина времени (группа)
2. Музыканты всех составов, администраторы, продюсеры
3. Награды, звания
4. Дискография
5. Видеография
6. Мемуары участников группы
легендарная советская и российская рок-группа. Основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое 27 мая 1969 года. Жанр творчества группы включает элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. Автор абсолютного большинства текстов песен группы Андрей Макаревич, авторы музыки песен группы Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий.
История
1968 весна 1970
Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё вошли:
- Андрей Макаревич гитара
- Михаил Яшин гитара)
- Лариса Кашперко вокал
- Нина Баранова вокал
Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах.
Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19 Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов , Александр Иванов, Павел Рубен, а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагое.
Песни исполняются на английском языке. После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: часть группы хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагое, Борзов и Мазаев пытаются организовать свою группу в соседней школе, где учился Кавагое, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».
В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич.
Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.
К семидесятому году мир заполнили хиппи. Статья в журнале «Вокруг света» открыла нам глаза на истину. Называлась эта статья «Хождение в Хиппляндию». Мы с Борзовым выписывали оттуда цитаты, где хиппи провозглашали свою программу. Платформа хиппи была принята безоговорочно. Масла в огонь подлила история, когда одного десятиклассника собирались исключить из комсомола за длинные волосы.— Все очень просто
1970-е: андеграунд
После окончания школы в группе остаются:
- Андрей Макаревич
- Сергей Кавагое,
- Игорь Мазаев
- Юрий Борзов
Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе.
Группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Александр Кутиков, приглашённый Кавагое, заменяет ушедшего в армию Мазаева, а чуть позже, уже с подачи Кутикова, Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание» садится за барабаны вместо Борзова, добровольно покинувшего «Машины» и ушедшего в группу Алексея Романова. Некоторое время спустя Капитановского тоже призывают в армию.
До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич, Кутиков и Кавагое; остальные участники постоянно меняются.
В 1972 году в течение нескольких месяцев Кутиков и Макаревич играют в составе известной в то время группы «Лучшие годы» во главе с Ренатом Зобниным. Летом этого года Кутиков и Макаревич едут вместе с «Лучшими годами» на Чёрное море, выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп, но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени», которые поёт Макаревич. В 1973 году «Лучшие годы» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «Машины времени» были возвращены к жизни. Какое-то время после этого в «Машинах» играет барабанщик Юрий Фокин из «Лучших годов», затем он уходит. Сергей Кавагое, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до раскола 1979 года. Около года в «Машинах времени» на клавишных периодически играет Игорь Саульский.
С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.
В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, это уже не просто хиппари из подворотни».
Весной 1974 года группу окончательно покидает Саульский, а затем Кутиков в результате конфликта с Кавагое уходит в «Високосное лето»; Макаревич берёт в руки бас-гитару. На лето формируется оригинальный состав: Алексей «Вайт» Белов, Андрей Макаревич и Юрий Фокин. Группа выступает в спортивном лагере МГУ в Джемете, исполняя и кавера, и песни Макаревича. Осенью 1974 года в «Машину времени» приходит гитарист Игорь Дегтярюк. Происходит первый опыт киносъёмок группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии. «Машина» понадобилась, чтобы показать в фильме «типичного представителя» самодеятельную группу на танцах. Для фильма Данелия официально покупает две песни «Машины», группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей, которые тут же тратятся на покупку в комиссионном магазине магнитофона. Этот магнитофон затем многие годы заменяет группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.
Весной 1975 Дегтярюк уходит и возвращается Кутиков, но ненадолго уже летом он снова покидает группу. В «Машине» Кутикова заменяет Евгений Маргулис, которому Макаревич передаёт обязанности басиста и отныне играет только на соло-гитаре. Маргулис обладатель характерного «блюзового» голоса, начинает писать песни для группы с уклоном в блюз. На последующие четыре года тройка Макаревич Кавагое Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя музыкантами.
Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии и получив первый приз, «Машина времени» впервые приобретает популярность за пределами Москвы. На фестивале происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинград. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко. Некоторое время группа играет втроём, в 1977 снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз. Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого, в 1978 Велицкого сменил Сергей Кузминюк. Весной 1978 года «Машина времени» сыграла в Свердловске на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.
Летом 1978 года группа впервые делает качественную запись большинства песен, исполняемых на этот момент на концертах. Запись делается полуподпольно, в речевой студии ГИТИСа, по ночам. Запись тут же копируется, расходится по стране и приносит группе широкую известность. В том же году была записана программа «Маленький принц» по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, по сути представлявшая собой альбом песен «Машины времени» с текстовыми интерлюдиями из книги. Текстовые «вставки» между песнями читал Александр Бутузов.
В этом же году с группой начинает работать импресарио Ованес Мелик-Пашаев. На концертах он работает как звукорежиссёр, но в основном выполняет функции администратора группы, то есть, пользуясь своими богатыми связями, занимается организацией выступлений. Осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Приходит Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но задерживается ненадолго. Между двумя основателями группы Макаревичем и Кавагое, постепенно зреет конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагое, по версии Подгородецкого имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагое и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену.
1979 год второй распад группы. Последним концертом, данным группой в старом составе, стал концерт в горкоме графиков на Малой Грузинской весной 1979 года. После него группа распалась непосредственно после концерта Макаревич объявляет о своём уходе из группы и приглашает всех, кроме Кавагое, следовать за собой. По воспоминаниям Макаревича, он рассчитывал, что Маргулис уйдёт с ним, и достаточно будет найти нового барабанщика, но Маргулис, уходит; в «Машине времени» с единственным музыкантом, Макаревичем, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов, техники Короткин и Заборовский.
1980-е: работа в «Росконцерте»
Снова объединившись с Кутиковым, Макаревич набирает новый состав, в который входят клавишник Пётр Подгородецкий и ударник Валерий Ефремов. Пётр Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам. Именно в этом составе была впервые сыграна песня «Поворот». С этим составом группы в том же 1979 году подписывает контракт «Росконцерт». Макаревич увольняется из «Гипротеатра» в котором проработал шесть лет. Первоначально «Машина времени» входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии при Росконцерте, в котором музыканты играют песни, встроенные в спектакли, что помогает обходить запрет на частные концерты. В 1980 году группа получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Фактическим финансовым директором остаётся Ованес Мелик-Пашаев, в «Росконцерте» он официально числится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель»
В начале 1980-х годов группа активно гастролирует по городам СССР, приобретая значительную армию поклонников. Популярнейшие композиции того периода: «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы. Некоторые песни так и остаются незалитованы и запрещены к исполнению в концертах. Так, например, «Марионетки», как посчитали цензоры, намекали на «хозяина» СССР Леонида Брежнева, официальная же трактовка склонялась к началу: там звучало подряд шестнадцать нот ре.
В новом составе группа триумфально дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года и получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».
Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна», написанные ещё в 1970-е. «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца». «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа». Фильм добавляет группе популярности и впервые показывает лица участников на всю страну.
В 1981 году группа выступает на Белорусском ТВ в программе «Встретимся после 11» исполнив песни: «В Никитском ботаническом саду», «Барьер», «Хрустальный город», «Скачки», «Снег», «Поворот».
В январе 1982 года происходит очередной раскол: Мелик-Пашаев вместе с Подгородецким, звукорежиссёром Игорем Клёновым и Дмитрием Рыбаковым покидают группу, чтобы вместе с Алексеем Романовым организовать новый состав группы «Воскресение». Место клавишника в «Машине времени» занимает Александр Зайцев, который, в отличие от Петра, не был третьим вокалистом. Одновременно в группу приходит Сергей Рыженко, игравший ранее в группе «Последний шанс». Через несколько месяцев Рыженко уходит из группы, которая в результате снова сокращается до четырёх человек.
В 1982—1984 в СССР начались кампании против самодеятельных музыкальных коллективов. В ходе этих кампаний, в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы», где группа и её музыка были подвергнуты критике. Статья встретила резкое неприятие читателей, поклонники «Машины времени» заваливали редакцию возмущёнными письмами. Возможно, по этой причине статья не привела к серьёзным последствиям для группы.
В 1983 году в группу возвращается её второй ударник, Макс Капитановский, теперь уже в качестве концертного звукорежиссёра. Приглашённый на одни гастроли на место штатного работника, слёгшего с аппендицитом, он остаётся в группе и работает до 1994 года.
С 1980 по 1986 год у группы «Машина Времени» не было ни одного официального концерта в Москве, из-за чего участников не выпускали за границу. С одной стороны, группа существует, выступает, записывается, чрезвычайно популярна, с другой концерты в Москве ей не разрешены, на телевидении она появляется редко, несколько специально записанных телепрограмм с группой не попадают в эфир из-за прямого запрета председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.
Снимали целые программы с «Машиной» и потом они никуда не шли. Ролан Быков, например, пригласил нас в молодежную телепередачу, мы там сыграли песен шесть. Он сказал: «Да что я, Лапина не пробью!». Пошел к председателю Гостелерадио Лапину, выходит от него красный, разгоряченный, и говорит: «Ни х.., не вышло. Как стена. Нет, отвечает, не будет этой группы в эфире, и всё».— М. Марголис. «Затяжной поворот». Интервью А. Макаревича
Программа «Маленький принц», восстановленная и подготовленная к показу, была снята из программы выступлений по указанию чиновника ЦК. Нет ни одного официального альбома, хотя десятки песен разных лет ходят в магнитных записях. Песня «Поворот» постоянно крутится по радио, присутствует на неофициальных магнитоальбомах, является фактически «визитной карточкой» группы, при этом официально «Машина времени» не имеет права исполнять её на концертах, так как песня не утверждена в программе выступлений. В этот же период группа несколько раз появляется в кино: участвует в создании саундтрека к мультсериалу «Обезьянки», песни Макаревича звучат в фильмах «Скорость» и «Тайна „Чёрных дроздов“».
Ситуация меняется с началом перестройки. В 1986 году выходит первый официальный альбом «Машины времени» «В добрый час». Андрей Макаревич снимается в главной роли в фильме «Начни сначала» главный герой списан с него самого, в сюжете фильма легко узнаётся история со статьёй «Рагу из синей птицы», хоть и существенно переделанная. В фильме звучат несколько песен «Машины времени». «Машину времени» допускают на телевидение.
В 1987 выходят альбомы «Десять лет спустя» и «Реки и мосты». В 1987 году «Машина времени» снова победитель «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. Группа совершает первые гастроли за рубеж.
В 1989 году «Машина времени» отмечает своё 20-летие. Для участия в юбилейном концерте, прошедшем в «Лужниках», приглашаются музыканты, когда-либо игравшие в группе, а также близкие друзья участников. Открывается концерт выступлением группы Евгения Маргулиса «Шанхай», выступает Сергей Романов с группой «СВ», Пётр Подгородецкий со своей группой, бит-квартет «Секрет», Александр Градский для этого концерта собирает группу «Скоморохи». В исполнении «Машины Времени», в числе прочих, впервые после долгого перерыва снова звучат песни из репертуара первой половины 1970-х годов. Об этом событии снят документальный фильм «Рок и фортуна».
1990-е: с Маргулисом и Подгородецким
В конце 1980-х у «Машины времени» начинаются проблемы с Зайцевым, который «периодически впадал в состояние невменяемости и исчезал», иногда на одну-две недели, не давая о себе знать и срывая репетиции. Несколько месяцев спустя после юбилейного концерта, во время подготовки к концертам в Москве Зайцев пропадает на месяц, его сначала безуспешно ищут, затем, когда становится ясно, что концерты могут быть сорваны, Макаревич обращается к Маргулису и Подгородецкому, которые ранее участвовали в юбилейном концерте в ДС «Лужники», и они соглашаются помочь. Спешно репетируются песни, написанные после их ухода из группы. Накануне концерта Зайцев всё-таки появляется, но его тут же увольняют. После концерта Маргулис и Подгородецкий получают предложение остаться насовсем и соглашаются. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно.
В 1991 году «Росконцерт» прекращает своё существование и «Машина времени» снова становится самостоятельным коллективом. Александр Кутиков создаёт звукозаписывающую компанию Sintez records и становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия». Наконец издаётся двойной альбом «Это было так давно…» с материалом 1970-х гг. В 1990-е годы выходят семь альбомов группы, самыми популярными из которых стали «Внештатный командир Земли», «Отрываясь», «Картонные крылья любви» и «Часы и знаки». Среди наиболее известных песен этого периода «Однажды мир прогнётся под нас», клип на которую транслировался по российским телеканалам.
Очередной юбилейный концерт «Машины времени», приуроченный к 25-летию группы проходит на Красной площади при участии нескольких приглашённых групп, среди которых были «Аквариум», «ДДТ», «Чёрный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление, длившееся около шести часов, напрямую транслировалось по каналу «РТР» в программе А, собрав огромную зрительскую аудиторию. На самом концерте присутствовали около 300 000 человек.
Александр Кутиков: Желание отпраздновать день рождения «Машины» на Красной площади было, в определенном смысле, стебом. И осуществили мы его во многом благодаря моему дяде Сергею Николаевичу Красавченко. Одно время он был первым заместителем председателя Верховного Совета, а так же помощником президента Бориса Ельцина. Сергей Николаевич помог нам правильно провести все бумаги, получить вовремя все подписи. Я консультировался у него, как оперативнее преодолевать любые инстанции, к кому из чиновников и с какими формулировками идти, что просить и что реально могут разрешить.
— Затяжной поворот: история группы «Машина времени»
В 1996 году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина на очередных выборах президента России.
17 декабря 1999 года группа празднует своё 30-летие концертом в СК «Олимпийский». Концерт проходит за два дня до очередных выборов в Государственную Думу России, с букетами и поздравлениями на концерте появляются многие известные политики, в том числе Немцов, Кириенко, Чубайс. Присутствует на концерте и Владимир Путин.
После концерта Петру Подгородецкому звонит директор группы Владимир Сапунов и сообщает, что общим решением группы Пётр уволен. Это увольнение надолго становится темой обсуждения среди поклонников группы, вопрос постоянно поднимается в интервью и статьях о «Машине» в СМИ. Интерес подогревается тем, что сами музыканты не называют какой-то одной конкретной причины. Близкие к группе люди среди возможных причин указывают на проблемы Петра с наркотиками, прогул репетиций, вызывающее поведение во время выступлений и многое другое. Участники группы говорят, что с Подгородецким «стало невозможно работать». В книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот» говорится, что решение об увольнении Подгородецкого было принято задолго до 17 декабря, Владимир Сапунов упоминает, что во время гастролей 1999 года в США группа уже активно обсуждала предложенную Маргулисом кандидатуру Державина на место клавишника. Александр Кутиков говорит, что «„машинисты“ никогда не назовут действительную причину увольнения, но эта причина перечеркнула собой всё, что Пётр сделал для „Машины времени“». Сам Пётр в «Машине с евреями» утверждает, что решение о его увольнении было принято под давлением правых политиков, в круг которых был вхож Макаревич и которым Подгородецкий почему-то не нравился. Место Подгородецкого занимает Андрей Державин, отказавшийся ради этого от собственной сольной карьеры певца.
2000-е: современный период
В 2000 году «Машина времени» гастролирует с группой «Воскресение», где параллельно работает Маргулис, в рамках тура «50 лет на двоих». Выходит альбом «Место где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. С 2000 года «Машина времени» постоянный участник рок-фестиваля «Крылья».
Осенью 2001 года регистрируется акционерное общество «„Машина времени“ 21 век», под председательством Кутикова. Название «Машина времени» регистрируется в качестве торговой марки. Полный состав членов акционерного общества и совладельцев торговой марки не называется, известно лишь, что в их число вошли все музыканты группы, входящие в неё на момент создания общества.
В 2004 году выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор».
В 2007 выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в «Чартову дюжину». При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.
По опросам «Ромира» и газеты «Комсомольская правда», «Машина» входит в десятку самых популярных рок-групп России, причём среди респондентов средних лет она лидирует.
В октябре 2009 года в рамках выставки InterCHARM 2009, группа «Машина времени» анонсирует одноимённую туалетную воду для мужчин .
В 2009 году группа отметила своё 40-летие. Заключительный концерт тура состоялся в СК «Олимпийский» 11 декабря 2009 года, в день рождения лидера группы. Запись концерта вышла в 2010 году на двух CD под названием «День 14810-й» по количеству дней, прошедших с момента создания группы. К юбилею же был приурочен выпуск альбома «Машины не парковать», в который, помимо пяти новых песен собственно «Машины времени» вошли спетые участниками группы десять песен других авторов и исполнителей Б.Гребенщикова, С.Чигракова, И.Сукачева, М.Леонидова, П.Мамонова и др.
В 2010 году группа посетила два крупнейших рок-фестиваля России: «Рок над Волгой» и «Нашествие».
Просмотров: 13272
|