Все музыканты // Маркетто Падуанский
23 января 2011Маркетто Падуанский, итальянский теоретик музыки и композитор 1-й четверти XIV века. В 1305–06 преподавал музыку в падуанском кафедральном соборе.
Наука и творчество
Автор трёх трактатов:
- Разъяснение в искусстве плавной музыки;
- Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки;
- Краткое изложение <мензуральной музыки>.
Несмотря на заголовок, обещающий рассмотрение григорианского хорала, трактат «Разъяснение» прославился прежде всего содержащимся в нём учением о гармонии. Впервые в истории западноевропейской музыки Маркетто обозначил сопряжение вертикальных интервалов как «тяготение» диссонанса к консонансу. Для украшения консонанса и более тесного прилежания сопрягаемых интервалов, по его мнению, целый тон обязан делиться не на традиционные пифагорейские большой и малый полутоны, но на «хроматический» полутон и «диесу». Именно эта, «музыкальная» мотивация послужила причиной для создания необычной его теории 5-частного деления целого тона.
Нотные примеры альтерационной хроматики в трактате показывают характернейшие сонантные ячейки Ars antiqua и Ars nova — прямое свидетельство того, что Маркетто был не столько последователем пифагорейской теории музыки, сколько практикующим музыкантом. В своём «ненаучном» учении о микрохроматике он скорее принадлежит традиции аристоксеников.
Значителен вклад Маркетто Падуанского и в теорию модальных ладов; в частности, он предложил собственный метод ладовой атрибуции мелодии по использованным в ней видам кварты и квинты, амбитуса и финалиса; ввёл разветвлённую классификацию типов лада, которая впервые полностью охватила и сложные, нерегулярные распевы. По объёму мелодии в сочетании с главными категориями модального лада он выделил «совершенные», «несовершенные», «сверхсовершенные», «смешанные» и «перемешанные» лады; по комбинации видов — «правильный», «неправильный» и «дополненный».
В трактате «Фруктовый сад» Маркетто впервые развернул целостную теорию мензуральной нотации, включающую двойное и тройное деление бревиса на всех ритмических подуровнях. Сплошной «бинарный» тип ритмического деления Маркетто величал «итальянским»; возможно, его введение было следствием теоретической рефлексии бинарной метрики, наблюдаемой в формах светской музыки итальянского Треченто. Впервые описал синкопу не только внутри мензуры, но и сверх неё. Обсуждение Маркетто Падуанским различий французской и итальянской систем нотации даёт современным исследователям ключ для ритмических транскрипций в т.ч. и французских нотных памятников XIV века. Трактат Маркетто «Brevis compilatio», посвящённый мензуральной ритмике,— краткий конспект трактата «Pomerium».
Маркетто также приписывают несколько мотетов, в т.ч. трёхголосный «Ave regina celorum».
Просмотров: 7532
|