Все музыканты // Легар, Франц
22 января 2011Оглавление:
1. Легар, Франц
2. Увековечение памяти
Франц Легар венгерский и австрийский композитор и дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом крупнейший композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников». Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».
Биография
Ранние годы и начало творчества
Легар родился в австро-венгерском городе Комаром, в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы.
Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её. Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.
Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль. В австрийской армии Легар числился 14 лет.
В 1890 году Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции марши, песни, вальсы. Одновременно Легар пробует свои силы в музыке для театра. Две первые оперы остались незаконченными.
В 1894 году Легар переехал в хорватский город Пола, где руководит крупным военным оркестром. Здесь в 1895 году появилась на свет его первая опера, «Кукушка», на сюжет из русской жизни. Герои политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу приняли в одном из лейпцигских театров, премьера состоялась 27 ноября 1896 года. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора. «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна», но большого успеха не добился и на этот раз.
В 1898 году в Будапеште умер отец. Легар занял его место, став дирижёром 3-го пехотного боснийско-герцеговинского полка Австро-Венгрии. 1 ноября 1899 года полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Gold und Silber, стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.
В 1901 году Легар предпринял две попытки сочинить оперетту; оба наброска остались незаконченными. Год спустя он вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа из «Карлтеатра» на оперетту «Лудильщик» и от своего театра «Ан дер Вин», на оперетту «Венские женщины». Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин», приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре, эта оперетта выдержала 225 представлений подряд, почти все номера приходилось повторять на «бис». Зрители оценили искреннюю лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.
В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис, бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.
Две следующие оперетты Легара «Божественный супруг» и «Шуточная свадьба» имели посредственный успех.
От «Весёлой вдовы» до «Графа Люксембург»
Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Первоначально музыку «Весёлой вдовы» поручили написать другому композитору, 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Позже Легар вспоминал:
Прослушав только первые такты моей музыки, директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали:
— Это ужасно! Это не музыка! Это призрак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?
Я сидел, как на угольях. «Наверно, они правы, думал я. Они старые практики, а я неопытный дилетант».
Директора заявили, что нужно вернуть Хойбергера, у него трезвая голова, он не будет делать ненужных экспериментов, или пускай пригласят другого композитора, например, Рейнхардта или Хельмесбергера. Но Виктор Леон был твёрд.
— Как вы не понимаете, сказал он, что оперетта с этой музыкой будет самой большой удачей в вашей антрепренёрской жизни?
Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.
Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905 года, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью». Сам Легар позднее пояснил:
С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…
Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.
12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным, но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» как в Вене, так и за рубежом.
«Легариады»
Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь», работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно и музыка, больше похожая на оперную, и отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.
Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» с «роскошной музыкой». В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы». Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни», позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир». Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией».
Летом 1914 года в Вену приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны. Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша», которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал, но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.
Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии:
Милый маэстро! Я не могу сказать, как я счастлив, что мог узнать Вас близко и восхищаться Вашей человеческой добротой так же, как мелодиями Вашей всемирно известной музыки… Почувствуйте дружеское рукопожатие Вашего друга Пуччини.
Несколько следующих оперетт Легара — «Голубая мазурка», «Королева танго» — не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта», для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.
С 1921 года Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.
В 1923 году формальности развода завершены, и Легар наконец смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших своих романтических оперетт — «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 году с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 года с Таубером стала триумфальной.
В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой — молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.
30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка
Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта», поставленная в оперном театре и в самом деле близкая к оперному музыкальному стилю. Затем Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».
Последние годы
После аншлюсса Австрии 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам в них участвовали евреи, цыгане, русские, китайцы, французы, поляки. Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену, но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию. Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в сильно переделанном виде; например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Студент-бродяга».
75-летие Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.
По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. В день похорон Легара по всей Австрия были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» из оперетты «Царевич».
Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.
Просмотров: 8846
|