Все музыканты // Лаврангас, Дионисиос

22 января 2011


Оглавление:
1. Лаврангас, Дионисиос
2. Другие произведения



Дионисиос Лаврангас — греческий композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Один из поздних представителей ионической школы.

Биография и творческий путь

В детстве получил огромное впечатление от гастролей на своих родных островах итальянских оперных трупп и начал заниматься музыкой. Игре на скрипке учился у некого Надзаро или Ладзаро Серао, а на гармони - у Оливьеро и Дзаниса-Метаксаса. Продолжил обучение в Неаполе - сначала частным образом, затем в консерватории Сан-Петро в Маэлла. Там он брал уроки по фортепиано, гармони, контрапункту и композиции. Примерно в 1885 г. уехал в Париж; около трех месяцев учился у Лео Делиба, а затем у Жюля Массне, Теодора Дюбуа и Сезара Франка. Во время учебы иногда приезжал на родную Кефаллинию и там дирижировал, даже основал хор, а закончив обучение, связал свою судьбу с французской путешествующей оперой. Был и дирижером, и скрипачом, и пианистом; гастролировал; работал оперным дирижером в Турине и Венеции. В 1890 году в Неаполе была представлена его первая опера «Elda di Vorn», написанная примерно в 1886 году. Тогда же он написал и две итальянские оперы, «Galatea» и «La vita è un sogno». Эти его произведения не сохранились, кроме оперы «Жизнь - это сон»: ее последний акт композитор переделал на одноактную оперу «Колдунья», поставленную в Афинах 8 октября 1901, а в 1939 была выполнена сюита из музыки оперы «Жизнь - это сон».

Наконец Лаврангас вернулся в Грецию, поселился в Афинах и возглавил Филармоническое общество. В 1896 году на торжествах I Олимпийских игр было выполнено его большое произведение для солистов, хора и оркестра «Пятиборье». Затем, вместе с дирижером Лудовикосом Спинеллисом он основал бродячую оперную труппу, которая начала деятельность в 1900 г. спектаклем «Богема» Джакомо Пуччини. С 1899 по 1935 год он самоотверженно работал в этой труппе, выполняя функции интенданта, дирижера, режиссера, за это время было поставлено 13 греческих и 38 итальянских и других зарубежных опер. Труппа пела и в Афинах, и в провинциальной Греции, и за рубежом. Труд Лаврангаса с этим коллективом очень способствовал становлению национальной оперы в Греции.

Лаврангас был среди первых греческих композиторов, которые всерьез обратились к чисто инструментальной музыке: по крайней мере его первая оркестровая сюита была опубликована еще до 1904 года. Для оркестра написаны также его «Религиозные впечатления» и Восточная увертюра, Наваррская хота т.д. Он широко использовал греческие народные мотивы в своих произведениях, но их яркая инструментальность, которая несколько компенсировала несложность гармонии и разработки, была преимущественно заимствованием у таких французских мастеров, как Жорж Бизе и Делиб. Композитор хорошо усвоил приемы не только французской, но и итальянской оперной музыки, как в мелодичном аспекте, так и в чисто драматургическом: влияние Пуччини исследователи наблюдают в сцене самосожжения в его лучшей опере «Дидона», а его поздняя комедия «Факанапас» обозначена чертами Джоаккино Россини.

Он также отдал должное жанру оперетты и является автором музыки к первому греческому звуковому фильму «Ο αγαπητικός τής βοσκόπουλας».

Как музыкальный педагог Лаврангас преподавал в Афинской консерватории и в Пирейской; возглавлял в Эллинской консерватории оперную студию, а в Национальной консерватории преподавал сольфеджио и чтение с листа. Он опубликовал учебник по игре на гармони, пособие по чтению партитур и справочник по музыкальному искусству; примерно с 1900 года заведовал музыкальным отделом издательства «Фексис», печатался в периодических изданиях, а также является автором уже упоминавшихся мемуаров; целом же относился к своим рукописям небрежно, оставлял их где попало, и многие из них потерялись, а некоторые, видимо, погибли во время землетрясения на Ионических островах в 1953 г.

Лаврангаса считают одним из создателей современного греческого музыкального стиля. Многолетняя исполнительская, творческая, административная и педагогическая деятельность Лаврангаса очень помогла развитию греческого музыкального искусства, созданию отечественного репертуара, подготовке музыкальных кадров и вообще возникновению плотной атмосферы музыкальной жизни в стране. Он был награжден Золотым крестом ордена Георга I и Национальной премией в области искусств и литературы, но умер одиноким и забытым.



Просмотров: 8027


<<< Поцхверашвили, Константин