Все музыканты // Кюи, Цезарь Антонович - Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

22 января 2011


Оглавление:
1. Кюи, Цезарь Антонович
2. Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
3. Музыкальный критик
4. Труды по фортификации
5. Оперы



  • 1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная, 16, кв. 11
  • 1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Музыка

И. Е. Репин. Портрет Ц. А. Кюи
Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре

Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере «Вильям Ратклиф», начатой ещё ранее «Каменного Гостя». Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены, сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора, как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения — все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной сделали «Ратклифа» новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка «Ратклифа» и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры «Ратклифа» была оркестровка. Значение «Ратклифа», поставленного в Мариинском театре, не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор, прося публику не посещать представлений его оперы. «Ратклиф» вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет. Подобная же участь постигла «Анджело», где те же оперные принципы получили свое полное завершение. Поставленная в Мариинском театре, опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех «Анджело» имел в Москве. К тому же времени относится и «Млада». Рядом с «Анджело» по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу «Flibustier», написанную на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique. В музыке ее французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский — в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: «Сарацин»; «Пир во время чумы»; «M-lle Фифи»; «Матео Фальконе» и «Капитанская Дочка» Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает явное предпочтение кантилене.

В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: «Снежный богатырь»; «Красная Шапочка»; «Кот в сапогах»; «Иванушка-дурачок». В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия.

После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи, в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейшем периоде творчества Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта.

К вокальной музыке относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты: 1) «В честь 300-летия Дома Романовых» и 2) «Твой стих», в память Лермонтова. В инструментальной музыке — для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов — Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты, 2 скерцо, тарантелла, «Marche solennelle» и вальс. Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано 92 opus’a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения, между прочим, конец 1-й сцены в «Каменном Госте» Даргомыжского.

Талант Кюи — более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Все грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полёта мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.



Просмотров: 11884


<<< Крейслер, Фриц
Лавалле, Каликса >>>