Все музыканты // Ксенакис, Янис
22 января 2011Оглавление:
1. Ксенакис, Янис
2. Цитаты
Янис Ксенакис, Брэила, Королевство Румыния 4 февраля 2001, Париж, Франция) французский композитор и архитектор греческого происхождения. Один из лидеров авангарда и концептуализма в музыке и архитектуре, создатель стохастической музыки.
Биография
Французский композитор-модернист, занимавшийся также архитектурой, математикой, теорией музыки, грек по происхождению, Янис Ксенакис, родился 29 мая 1922 года в румынском городе Брэила, в обеспеченной семье. Отец его, Клэapхос Ксенакис, был выходцем с острова Эвбея, работал представителем английской экспортной компании. Был также большим любителем оперы. Мать Яниса, Фотини Павлу, родилась на острове Лемнос, была прекрасной пианисткой.
В 1932 году Ксенакис с семьей переезжает в Грецию. Там Ксенакис берет первые уроки музыки гармонии и игры на фортепиано. В 1940 году Ксенакис поступил в политехнический университет в Афинах, где получил инженерное образование; закончил унниверситет в 1946 году. В то же время не прекращал заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и контрапункт.
В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде ЭЛАС с фашистами, а потом с «освободителями» англичанами. В результате попадения снаряда в дом, где укрывался Ксенакис, он получил тяжелейшее ранение, и в результате контузии потерял глаз. Ксенакис был мобилизован в регулярную греческую армию, но скрылся, спрятавшись на корабле, который отправлялся во Францию. Был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни. Ему удалось бежать, сначала в Италию, затем во Францию. Его брат и отец брошены в тюрьму.
По приезде во Францию Ксенакис поступил на работу в мастерскую известного французского архитектора, представителя авангарда, Ле Корбюзье в Париже. Участвовал в разработке многих его проектов, как например, Жилая Единица в Марселе, здание Парламента в г.Чандигарх, Индия, монастырь Ла Туретт и другие.
В 1956 году Ле Корбюзье получил заказ на проектирование павильона Филипс для всемирной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе. Разработку этого проекта, который был назван «Электронная поэма», Корбюзье доверил Ксенакису. Моделирование сложных и весьма необычных форм павильона производилось математическим методом построения поверхностей 2-го и 3-го порядка. Его основная конструкция, вантовая в основе, с туго натянутыми металлическими растяжками, напоминает архаический струнный музыкальный инструмент, что-то вроде арфы. Исполнявшаяся внутри павильона аудиовизуальная программа под названием «Электронная поэма», плод коллективного творчества. Аудиоряд «поэмы» был создан и записан Ксенакисом и Варезом. Это трёхминутный, беспрерывно повторяющийся опус под названием «Concret PH». Автором архитектуры павильона Филипс долгое время считался Ле Корбюзье, поскольку проект павильона создавался в рамках его мастерской, да и сама концепция «Электронической поэмы» также вырабатывалась под его началом. Конструкция павильона Филипс, созданная Ксенакисом, новаторская и, по сути, не имеющая прецедентов, предвосхитила появление целого направления в строительстве павильонов. Корбюзье и Ксенакиса, этих двух разных, и по возрасту и по основным увлечениям людей, сближал не только общий интерес к математике. И тому, и другому были свойственны стремление к новаторскому поиску, пытливый склад ума, свой собственный, незаёмный взгляд на вещи. В мастерской Корбюзье Янис Ксенакис проработал в общей сложности двенадцать лет с 1948 по 1960.
В Париже Ксенакис возобновил свои музыкальные занятия, брал уроки у композиторов A.Онеггера и Д. Мийо, изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана. В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с современными тенденциями, вплетая нередко национальные греческие мотивы. В это время им написаны «Весенняя Симфония», «Zygia», «Zygia kathisto», «Трио», «Anastenaria» и «Шествие к ясным водам», «Голубь мира».
Известность Ксенакису принесла его написанная для оркестра пьеса «Metastasis», премьера которой состоялась в октябре 1955 на фестивале современной музыки в городе Донауэшинген, а также его статьи, в которых он критиковал доктрину сериализма, популярную тогда среди авангардистов музыкальную теорию. Пьеса была отвергнута не только консерваторами, но и такими известными музыкантами авангарда, как Штокхаузен и Булез. Статьи Ксенакиса, направленные против сериализма, были изданы его пылким поклонником, дирижером Германом Шерхеном, и вызвали негативное отношение к Ксенакису всего музыкального авангарда. Впоследствии Шерхен впервые исполнил несколько композиций Ксенакиса: «Pithoprakta», «Achorripsis», «Polla ta dhina», «Terretektorh».
В начале 1960-х годов Ксенакис начал использовать, наряду с обычными музыкальными инструментами, звучания, сгенерированные с помощью ЭВМ, компьютерной техники тех времен, и специальных программ на языке Fortran.
Он выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук теории вероятности, в частности.
Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg», «Antikhthon», а также произведения для оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он выступил инициатором светомузыкальных представлений концертов для симфонического оркестра, хора и электронных звуков, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов. В 1983 году он был принят в члены французской Академии изящных искусств.
Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощренной сложностью, и в отношении письма, и в отношении исполнения. Тем не менее, и сегодня Янис Ксенакис исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке.
Просмотров: 8518
|