Все музыканты // Кавос, Катерино Альбертович - Значение творчества Кавоса

22 января 2011


Оглавление:
1. Кавос, Катерино Альбертович
2. Во главе оперной труппы
3. Композиторская деятельность
4. Список произведений
5. Значение творчества Кавоса
6. Потомки



Отмечая огромное значение Кавоса для развития русского театра как мастерского дирижера и педагога, Музыкальная энциклопедия называет его музыку мало оригинальной: она красива, отвечает вкусам времени, но как композитор К.Кавос не сделал явных открытий.

Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос «уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризовано творчество Кавоса так: «В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми ее достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников. Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».

Не музыкальными новаторствами вошел Катерино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку. Искреннее усердие в работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: Павла І, Александра I и Николая І, весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна. Кавос получил чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 степени и св. Анны 3 степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. П. А. Каратыгин называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами.

Среди учеников Катарино Кавоса — С.Биркина-Каратыгина, Анна Петрова-Воробьева, Осип Петров, Василий и Софья Самойловы, Мария Степанова, Александра Иванова, Сандунова, Семенова, Климовский, Злов и многие другие.

Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов. Огромную роль в культуре России сыграли и его потомки.



Просмотров: 10856


<<< Зике, Карл Карлович
Лядов, Константин Николаевич >>>