Все музыканты // Кавос, Катерино Альбертович - Композиторская деятельность

22 января 2011


Оглавление:
1. Кавос, Катерино Альбертович
2. Во главе оперной труппы
3. Композиторская деятельность
4. Список произведений
5. Значение творчества Кавоса
6. Потомки



В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т. п.. Кавос сочинил до 30 опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым.

Живя в России и всё больше интересуясь её историей, Кавос обратился к национальной русской музыке. Сюжеты в его произведениях все больше и всё чаще приобретают национальный характер. Первой русской оперой Кавоса стала опера «Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник». Эта опера состояла из 6 актов и длилась более 7 часов — такая длительность в то время не была чем-то особенным: представления длились долго — они были рассчитаны на праздную аристократическую публику. Первая её постановка прошла 5 мая 1805 г., а через неделю, 12 мая, опера в несколько сокращенном варианте, была представлена императорскому семейству, вызвав весьма положительную реакцию. Затем последовали другие произведения, среди которых: «Илья-Богатырь», «Добрыня Никитич», «Жар-Птица», «Светлана» и другие. Наряду с работой в опере, Кавос писал музыку и к балетам: «Амур и Психея», «Ополчение, или Любовь к отечеству» И.Вальберха и Огюста о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года, и др.

Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин» — эта последняя опера пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это — наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноименной оперы М. И. Глинки.

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы и потому имеет особое значение. Это двухактная опера. Текст бал написан князем А. И. Шаховским. Сюжет обращен к реальным событиям в истории России 17 века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. «Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века», — пишет музыкальный критик Виктор Коршиков, объясняя причины, побудившие обратиться к теме. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года.

Однако драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, но по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развернутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народгой песни.

Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящена статья музыкального исследователя Виктора Коршикова «Два „Ивана Сусанина“»:

«В хоровой песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые. <…> Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждет, когда явится русский отряд, убьет поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены».

«Конечно, — замечает автор далее, — столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали».. Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной, но и стал ее первым дирижером; эта постановка прошла 09 декабря 1836 г. и стала последней для К.Кавоса. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был Осип Петров, ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.

В начале ХХ века в некоторых театрах было несколько попыток восстановить оперу Кавоса, однако все они оказались тщетны, так и не завершившись постановкой спектакля.

Тем не менее прослушать какие-то фрагменты из оперы в концертном исполнении можно: Прослушать фрагменты оперы К.Кавоса «Иван Сусанин» .



Просмотров: 10857


<<< Зике, Карл Карлович
Лядов, Константин Николаевич >>>