Все музыканты // Кавос, Катерино Альбертович

22 января 2011


Оглавление:
1. Кавос, Катерино Альбертович
2. Во главе оперной труппы
3. Композиторская деятельность
4. Список произведений
5. Значение творчества Кавоса
6. Потомки



Катерино Альбертович Кавос, Венеция — 28 апреля 1840, Санкт-Петербург) — итальянский и российский композитор, дирижёр, органист и вокальный педагог. Сыграл видную роль в развитии российской культуры.

Биография

Происходит из старинной венецианской семьи, отец — Джованни Кавос — директор Театро Фениче в Венеции. По другим источникам, отец был венецианским хореографом. Учился у прославленного педагога Ф. Бьянки, профессора капеллы св. Марка.

В 12 лет юный Катарино Кавос сочинил первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и казавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста собора Святого Марка, но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.

В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения мира в Кампо-Формио, по которому Венеция присоединялась к Австрии, и музыка к балету «Сильфида». Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. И был приглашен капельмейстером и балетным композитором в Падую, затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити. К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони.

О том, как Катерино Кавос попал в Россию, есть несколько вполне заслуживающих доверия версий.

По одной из них, после падения Венецианской республики Катерино Кавос эмигрировал в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797, во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренера Антонио Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге, и, по его приглашению уехав в Россию, поступил там в его труппу капельмейстером, но с 1 апреля 1799 г. стал директором. Музыкальный словарь рассказывает, что в конце 1797 года вся труппа Дженнаро Астарити, где работал Кавос, была приглашена в Петербург директором Императорских театров, кн. Н. Юсуповым: труппа Итальянской оперы Ж. Астаритты — А. Казасси выступала в Санкт-Петербурге в 1796—1806 гг.. По другим источникам, в Россию он прибыл в 1798 году.

С 1799 года начинается его деятельность в Петербурге, куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — как певица этой же. Европейские труппы при императорских театрах в России были недолговечными, Павел I собственноручно распустил труппу Астарити и еще несколько, но, правда, она возродились вновь или на их месте оказывались другие, тоже европейские, прибывшие из Европы. Катарино Кавос перешел во французскую труппу, где сочинил музыку к нескольким опереттам. Осенью 1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров.



Просмотров: 11088


<<< Зике, Карл Карлович
Лядов, Константин Николаевич >>>