Все музыканты // Кастнер, Жан Жорж
23 января 2011Жан Жорж Кастнер, Страсбург 19 декабря 1867, Париж) французский композитор и музыковед. Отец Ойгена Фридриха Кастнера.
Начал учиться музыке у своего отца, органиста, начал сочинять в 16 лет, в 17 лет завершил фортепианный концерт. В 1827—1832 гг. изучал теологию в Страсбургском университете, не оставляя, однако, занятий музыкой. В год окончания университета он окончил и свою первую оперу «Густав Васа», за которой последовали «Смерть Оскара» и «Сарацин»; кроме того, Кастнер написал в Страсбурге три симфонии, пять увертюр, ряд произведений для духового оркестра. Четвёртая опера Кастнера, «Царица сарматов», была наконец поставлена в Страсбурге 13 июня 1835 года с таким успехом, что муниципалитет предоставил молодому композитору стипендию для совершенствования мастерства в Париже.
В Парижской консерватории основными наставниками Кастнера стали Антонин Рейха и Анри Монтан Бертон, сразу высоко оценившие, прежде всего, теоретическое и педагогическое дарование 25-летнего музыканта: уже через год их ученик завершил работу над «Общим курсом инструментовки», годом позже изданным под грифом Королевской академии изящных искусств; книга была подписана в печать комиссией в составе авторитетнейших музыкантов эпохи во главе с руководителем консерватории Луиджи Керубини. Учебник Кастнера был немедленно принят для преподавания в консерватории и послужил моделью для опубликованного семью годами позже аналогичного трактата Гектора Берлиоза, который был много лет дружен с Кастнером: по словам видного исследователя жизни и творчества Берлиоза Д. Керна Холомена, в своём труде «Берлиоз как будто пытался опередить Кастнера в его же собственной концепции».
В дальнейшем Кастнер опубликовал множество других учебных пособий как по инструментовке, так и исполнительству на самых разных инструментах, от литавр до саксофона, а также «Общее руководство по военной музыке для французских армий». Кастнер также составил собрание «Песни французской армии», предварив его ценным историческим очерком.
Занятия композицией в меньшей степени занимали Кастнера в парижский период. Он сочинил ещё четыре оперы, из которых только «Маска» была поставлена в Опера Комик, а «Последний царь Иудеи», интересная тем, что здесь впервые в оперной партитуре был употреблён саксофон, была представлена в концертном исполнении. Кастнер был и одним из первых композиторов, писавших специально для саксофона. Кроме того, к сравнительно позднему этапу творчества Кастнера относится многочисленная фортепианная музыка, особенно вальсы.
Отдельную своеобразную часть творческого наследия Кастнера представляют собой так называемые «книги-партитуры» произведения для хора и оркестра, сочинённые Кастнером в качестве приложения к книгам. Три такие книги были выпущены Кастнером вместе с Эдуаром Тьерри: «Танцы смерти», посвящённые теме «музыка и смерть», «Голоса Парижа», рассказывающие о криках и распевах уличных и рыночных торговцев от Средневековья до настоящего времени, и «Музыкальная паремиология французского языка».
Кастнер также много печатался как музыкальный критик, в течение 20 лет Кастнер работал над обширным музыкальным словарём, который остался незаконченным.
Просмотров: 7679
|