Все музыканты // Кастиль-Блаз
23 января 2011Кастиль-Блаз французский музыковед, музыкальный критик, композитор и издатель. Франция чтит его как первого французского музыкального критика.
Биография
Родился в семье Себастьена Блаза, по специальности нотариуса, но при этом и композитора, и литератора; как композитор он сочинил несколько музыкальных произведений опер и сонат, а как литератор являлся автором романа «Julien ou le prêtre». Отец стал первым музыкальным педагогом своему сыну, который провел детство в благополучном доме родителей в своем родном городе, а закончив школу, уехал в Париж получать высшее образование. Он решил, как и отец, стать юристом. Однако первые музыкальные уроки, преподанные отцом, не забылись, и студент помимо изучения права, одновременно взялся получать образование в Парижской консерватории.
Завершив образование, он уехал в родные места, где остепенился, женился, работал. Однако уже не сумел жить без парижских театров, эта страсть оказалась сильнее, и в 1820 году он вместе с женой и ребенком переселился в Париж, где сразу же, в том же 1820 году издал книгу заметок о французской опере «Опера во Франции», после чего получил приглашение на должность редактора музыкального отдела в «Journal des débats», где начиная с 7 декабря вел музыкальную хронику. Там он проработал до 1832 года, затем сотрудничал с другими органами прессы: «Le Constitutionnel», «Revue de Paris», «Revue et gazette musicale de Paris». В 1837 он стал одним из основателей специфически музыкального парижского журнала «Музыкальная Франция».
Много работ посвятил оперному и балетному искусству: произведениям, спектаклям и исполнителям; написал биографию Мольера, глубоко проанализировал творчество современников балерины Марии Тальони, певицы Джудитты Паста и являлся автором множества других работ.
Кастиль-Блаз первым ввел в музыкальную теорию и литературу некоторые термины, укрепившиеся навсегда, в том числе слово «тональность», слепив его, как пишет Ю.Н. Холопов, из употреблявшегося с древних времен прилагательного „тональный“, от древнего термина „тон“»
Помимо теоретических и критических работ о музыке Блаз перевел на французский язык либретто нескольких итальянских и немецких опер, среди которых «Дон Жуан», «Фигаро», «Фрейшютц», «Севильский цирюльник» Россини и др.
Среди теоретических работ:
- музыкальные публикации в прессе: «Revue de Paris», «Journal des Débats» и т. д.
- 1820 «Опера во Франции» De l’Opéra en France, Paris, Janet & Cotelle, 1820.
- 1821 «Словарь современной музыки» Dictionnaire de musique moderne, в 2 томах. Paris, Au magasin de musique de la Lyre moderne, 1821 1828).
- «Религиозная музыка французских королей» Chapelle-musique des rois de France, Paris, Paulin, 1832.
- La Danse et les ballets depuis Bacchus jusqu’à Mlle Taglioni, Paris, Paulin, 1832.
- 1847 «История Гранд-Опера», собственное издательство Le Mémorial du Grand-Opéra, Paris, Castil-Blaze, 1847.
- 1852 «Мольер как музыкант» Molière musicien в 2 томах. Paris, Castil-Blaze, 1852.
- L’Académie impériale de musique de 1645 à 1855, Paris, Castil-Blaze, 1855.
- «Итальянская опера с 1548 по 1856 гг.» L’Opéra italien de 1548 à 1856, Paris, Castil-Blaze, 1856.
- L’Art des vers lyriques, Paris, Castil-Blaze, 1858.
- «История Опера-Комик» Histoire de l’Opéra-Comique, незавершено, в рукописи.
- Sur L’Opéra Français. Vérités dures mais utiles, Paris, Castil-Blaze, 1856.
Кроме того, он сам был композитором и занимался аранжировками музыкальных произведений. Ему принадлежат оперы Belzébuth ou les Jeux du Roi René и La Colombe. Кастиль-Блаз — автор трёх опер, мессы, хоров, камерно-инструментальной музыки, в том числе Песен Прованса. Но его композиторская деятельность не снискала особой славы, в отличие от теоретической, значение которой для истории европейской музыкальной науки оказалось велико.
Сын Анри, барон де Бюри, тоже сначала был на государственной работе, затем занялся музыкальной критикой и литературой, работал под псевдонимом «Lagenevais».
Просмотров: 7562
|