Все музыканты // Кастальский, Александр Дмитриевич
22 января 2011Оглавление:
1. Кастальский, Александр Дмитриевич
2. Музыковедческие труды
Александр Дмитриевич Кастальский ноября 1856, Москва 17 декабря 1926 Москва) русский, советский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед. Сын Дмитрия Ивановича Кастальского.
Закончил Московскую консерваторию. Ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева. С 1887 преподаватель Синодального училища, с 1910 его директор, в 1907—1910 регент Синодального хора. После революции 1917 вёл активную музыкально-просветительскую работу. С 1922 профессор Московской консерватории.
Духовная музыка составляет большую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером звуковедения и сопряжения партий, оно развивалось по законам храма, а не сцены. От роспевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества, творческие принципы, основанные на нерасторжимости составных элементов храмового действа и определяющиеся задачами богослужения и церковным календарем. В обработках Кастальского знаменный роспев вырос до значения музыкальной темы, подлежащей тематическому развитию, стал играть роль первоосновы музыкального языка, превратился в критерий стиля.
Б. В. Асафьев о Кастальском:
«В своих обработках культовых мелодий Кастальский, сперва инстинктивно, а потом глубого осознав сущность народного песенного и культового „роспевного“ искусства, стремился к тому, чтобы полифоническая ткань образовывалась из мелодического поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространство между верхним и нижним голосом организует его музыку. Функции мелодические, а не гармонические представляют все голосоведение. Вокальная динамика управляет звучностью и приёмами формирования. <…> на Кастальского склонны были смотреть в кругах музыкантов, веровавших в незыблемые схемы немецкого хорального голосоведения, как на чудока и малокультурного композитора. Истина оказалась на его стороне, независимо от всего, благодаря конкретному факту: звучность его хоров всегда была лучше звучности хоровых произведения его отрицателей. Голосоведение же вокально осмысленнее. Когда же из искусства Кастальского выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова, то сомнений уже не могло быть. Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы».
Еще одна цитата из Асафьева:
«Каждое хоровое произведение Кастальского это новая гамма звуко-света и звуко-тени, новый „тон“ мягкий или мужественно-сильный, полный нежных переходов или четких, жестких очертаний, однокрасочный или роскошно-переливчатый, палестриновски сдержанный и величественный или в характере испанской школы: страстно-порывистый, густой и сочный, но никогда истомленный. Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби сурово-сдержанное, в радости светлое и полноцветное, яркое».
Почти каждое из духовных сочинений Кастальского существует в нескольких редакциях, возникновение которых обусловлено исполнительской практикой. Интерпретаторами хоров Кастальского были талантливые регенты Синодального хора В. С. Орлов, Н. М. Данилин, Н. С. Голованов.
После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду», «Ленину. У гроба», «Красная Русь».
Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге П. И. Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о 136 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.
Просмотров: 8586
|