Все музыканты // Канцона

23 января 2011


Оглавление:
1. Канцона
2. Итальянская поэзия
3. Музыка
4. Формы



Канцона, лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке — пьеса для одного или нескольких голосов с аккомпанементом.

Поэзия трубадуров

Романская строфа из двух кратких частей одинакового строения и одной более длинной, отличной по строению пришла, вероятно, из народной хороводной песни. Из танцевальной строфа превратилась в литературную в XII в. в поэзии трубадуров. Жанр канцоны максимально отошёл от плясового истока: строфы песни сменяли друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм, зародившихся от танца.

Провансальская канцона состояла обыкновенно из пяти — семи строф и завершалась одной укороченной, а чаще — двумя строфами в три — четыре стиха. Замыкающие строфы назывались торнадами, в них содержалось указание на объект, которому адресовалась канцона и просьба, обращённая к жонглёру или другому посвящённому лицу доставить послание адресату. Позднее торнада получит название посылка. Торнада перекликалась по ритму и рисунку рифмовки с завершающей частью строф канцоны. Имя объекта для сохранения тайны чаще всего скрывалось под «сеньялем», прозвищем. Канцона предназначалась Даме, которой поклонялся трубадур, либо его покровителю, либо «конфиденту» — другу, посвящённому в любовную тайну автора. Темы провансальских канцон — восхваление любви, рассказ о зарождении чувства на фоне весеннего обновления природы, прославление возлюбленной, жалобы на холодность Дамы и ревность её мужа, печаль от разлуки с предметом поклонения.

Строфы самой канцоны содержали от пяти до десяти стихов, однако возможны варианты: известны строфы-двустишия и строфы, состоящие из сорока двух стихов. Метрическое построение канцоны было тесно связано с мелодией, являвшейся её неотъемлемой частью, так как сочинения трубадуров создавались исключительно для исполнения с музыкальным сопровождением. Как все произведения трубадуров, почти каждая канцона имеет свою, сугубо индивидуальную схему рифмовки. Формально по структуре к канцоне близка сирвента, жанр, в рамках которого поднимались вопросы политические и религиозные, порицались противники и воспевались покровители трубадуров. По образцу канцоны строился и плач, писавшийся обыкновенно на смерть друга или сеньора. Ещё один вид канцоны — диалогический, имеющий несомненно фольклорные истоки, — представлен тенсоной и партименом. Эти песни-прения являются обменом репликами между Дамой и трубадуром, либо двумя трубадурами.

В конце XIX — начале XX вв. на волне интереса к творчеству трубадуров, поэты изучали законы куртуазной лирики и стремились постичь её дух, уходя от стереотипного восприятия рыцарской поэзии, свойственного эпохе романтизма. К жанру канцоны обращаются многие поэты рубежа веков. Версификационные и стилизаторские опыты той эпохи легли в основу переводов средневековой поэзии в новейшее время



Просмотров: 10158


<<<