Все музыканты // Калверт, Роберт

22 января 2011





Роберт Калверт — поэт, писатель, автор песен и вокалист, наибольшую известность получивший в 1972—1978 годах как фронтмен рок-группы Hawkwind. Калверт был соавтором хит-сингла «Silver Machine», разработчиком и режиссёром «космической оперы», реализованной как Space Ritual Tour, а также создателем многих текстов Hawkwind, возникших из его стихотворений, скетчей и рассказов.

Как во время пребывания в Hawkwind, так и после ухода в 1979 году Калверт записывался самостоятельно, выпускал поэтические и литературные сборники. В числе тех, с кем сотрудничал Роберт Калверт, были Майкл Муркок, Брайан Ино, Артур Браун.

Биография

Роберт Ньютон Калверт родился в Претории, ЮАР, 9 марта 1945 года. В раннем детстве вместе с семьёй он переехал в Лондон, его детство и юность прошли в курортном городке Маргейт. Здесь, будучи школьником, Калверт впервые начал участвоватьв постановках уличного театра, играл в двух водевильных ансамблях. «Я впервые вошел в группу в пятнадцатилетнем возрасте, — вспоминал он. — Она называлась Oliver Twist and the Lower Third, и мы выступали на танцплощадках Маргейта. Следующий ансамбль назывался Mordecai Sludd and the Others. Мы были в некотором роде сатирической группой: нечто вроде Bonzos, но за много лет до их появления».

К сожалению, в танцевальных залах сатира не приветствовалась, так что приходилось нам нелегко… Помнится, я выступал в светящихся флуоресцентных носках. А потом вдруг преисполнился снобизмом и решил, что стану не певцом, а поэтом. Некоторое время мне казалось что музыка — низменная форма искусства. Я просиживал часы на кладбищенских скамейках и читал Верлена, Китса, Дилана Томаса. Боже, как я был наивен! Я думал, что смогу поэзией зарабатывать себе на хлеб! — Роберт Калверт.

— Дэвид Джонс, «Working Down A Diamond Mine»

В 1960-х годах семья вернулась в Южную Африку, а Роберт остался в Лондоне и поступил в уличную театральную труппу Street Dada Nihilisimus, при этом работая в строительной организации. К концу 60-х годов он начал сотрудничать с андеграундным журналом Frendz . «Я воспринимал себя как своего рода культурного террориста, миссия которого — противостоять литературному истэблишменту. Я презирал слабое воздействие обычной поэзии и понял, что единственный способ пробиться к людям лежит через музыку», — вспоминал он. У Калверта была и собственная экспозиция «пространственной поэзии» в клубе Roundhouse под названием «Better Place To Live». «Мы были живой выставкой, исполняя особый сочетания звуков, слов и литературных фрагментов», — говорил он. 

В Лондоне Калверт сошёлся с Ником Тёрнером, давним знакомым по Маргейту, где оба подрабатывали в парке аттракционов Dreamland. Уже тогда они втроём планировали создание группы и часто ездили в Лондон на концерты. Во время одной из таких поездок они познакомились с Дэйвом Броком, музицироввшем на Портобелло-роуд. Теперь же Тёрнер рассказал Калверту, что играет с Дик Миком и Броком в группе под названием Hawkwind. Калверт спросил, какую музыку они играют, Тёрнер сказал — Space Rock… «Такого термина я прежде не слышал, но он показался мне волшебным заклинанием, спсобным распахнуть дверь в новое набиравшее силу движение, — вспоминал Калверт. — Вспомнились Эзра Паунд и имажисты, обсуждавшие новый поэтический курс», — вспоминал Калверт.

Hawkwind: 1971—1973

В конце 1970 года Калверт впервые побывал на концерте Hawkwind в клубе Roundhouse. Группа заинтриговала его. Музыкнаты пригласили Калверта для поэтических декламаций: первое их совместное выступление состоялось в лондонском Sisters Club, которым владели IT и Frendz. В числе стихотворений, им прочитанных, были «Co-Pilots Of Spaceship Earth», «The Starfarer’s Despatch», «The Awakening» и «Welcome To The Future».

Калверт стал неофициальным участником Hawkwind; поначалу он выходил на сцену, в основном, в паузах между песнями и декламировал стихотворения и драматические монологи. Летом 1971 года группа записала второй студийный альбом In Search Of Space. Калверт, хоть и не предложил для него собственных композиций, но вместе с художником Барни Бабблсом создал 24-страничный буклет-приложение «Hawklog», выполненный и оформленный как вахтенный журнал космического корабля, куда вносили свои мысли и впечатления участники некой космической экспедиции. Перевыпущенная версия альбома содержит три трека, записанных с Калвертом: «Silver Machine», «Seven by Seven» и «Born to Go».

«Silver Machine»

Калверт впервые записался с Hawkwind 13 февраля 1972 года на благотворительном концерте в клубе Roundhouse в поддержку организации Greasy Truckers Party. Две песни группы, записаных на этом выступлении, «Born To Go» и «Silver Machine», вошли в сборник Greasy Truckers. Вторую из них Hawkwind решили выпустить синглом. Партия вокала, записанная Калвертом, для этой цели была признана непригодной. Поскольку сам он в этом время находился в психиатрической клинике, её перезаписал Лемми.

Cингл «Silver Machine» поднялся до #2 в UK Singles Chart и стал первым и единственным большим хитом группы, обеспечив ей появление в популярной телепрограмме Top of the Pops. Калверт записал вокал и для следующего сингла «Urban Guerrilla», однако пластинка с текстом, представлявшим собой монолог террориста, была спешно изъята из магазинов, как только в Лондоне произошли взрывы, организованные IRA.

Меня вовсе не удивило, что песня была запрещена на BBC. Я и ожидал, что она вызовет скандал — о ней писали на первых страницах газет. Меня отчитали за это форменным образом: пришлось отвечать на вопросы очень каверзные, по поводу заявлений, сделаных в песне — которые, как нетрудно заметить, вовсе не порицали террористическую тактику. <Впрочем>, это была метафора определённого образа мысли. — Роберт Калверт.

Просмотров: 7835


<<< Брок, Дэйв
Лемми >>>