Все музыканты // Joy Division - Стиль и эстетика

01 мая 2011


Оглавление:
1. Joy Division
2. История
3. Наследие
4. Стиль и эстетика
5. Дискография
6. Фильмография



К музыке Joy Division часто применяют эпитеты «депрессивная», «мрачная», «призрачная», «готическая», и находят причины такого настроения музыки в факте географического происхождения группы и фигуре Яна Кёртиса. К 1970-м годам Манчестер — первый промышленный город мира — одним из первых вошёл в постиндустриальную эру. Бывшие двигателями экономики страны, текстильные фабрики, заводы были частично закрыты, переведены, в результате чего промышленные анклавы, изначально беспорядочно разбросанные среди жилых массивов, стали вымирать. Поколение Joy Division выросло в угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домах, с которыми соседствовали опустевшие заводские цехи, заколоченные ангары, брошенные железнодорожные пути, каналы с чёрной водой, посреди чего всё чаще вырастали новые дома-высотки. Журналист «New Musical Express» Джон Сэвидж коротко описал своё впечатление от Манчестера того времени: «Невероятное уныние». Пустынная и вырожденческая атмосфера города, усиливаемая апокалиптическими образами книг Дж. Балларда, стала ключевой в творчестве Joy Division. Что касается Кёртиса, то, по словам его жены, он был всегда настроен на несчастливость, всегда был одержим острым любопытством к страданиям и жестокости, его также глубоко занимала Германия; при этом, несмотря на отсылки к истории национал-социалистической Германии, члены группы всегда категорически отвергали обвинения в неонацизме. Кёртис вдохновлялся такими писателями как Уильям Берроуз, Дж. Баллард, Лавкрафт, Филлип Дик. У Бернарда Самнера своё объяснение «мрака» музыки Joy Division. «Я вырос на Нижнебротонской улице: река Ирвел всего в 100 ярдах, и от неё шла вонь. В конце улицы был громадный химический завод: повсюду валялись баки с химикатами… В 1960-е райсовет решил, что это был нездоровый квартал, и его снесли, мы переехали в новостройки… У меня в жизни было ещё несколько тяжёлых моментов… Там, где я раньше жил, остались мои самые счастливые воспоминания. Для меня Joy Division означали смерть моего квартала и моего детства… Когда после школы я устроился на работу, пришёл новый шок: работа каждый день, каждую неделю, каждый год с несколькими неделями отдыха. Ужас такой работы сковывал меня. Поэтому музыка Joy Division это также и смерть оптимизма и юности для меня». Питер Хук отмечает, что как только работа в студии или на репетициях заканчивалась, музыканты шли расслабляться в пабы побухать, или играть в футбол. В день смерти Кёртис и Диккен должны были кататься на водных лыжах.

Вокруг Joy Division и их музыки сложился мифологический ореол тайны, вызванный эзотерической поэзией Кёртиса и замкнутостью от посторонних глаз: группа редко давала интервью; такая позиция культивировалась менеджером Робом Греттоном. Это стало удобной почвой для журналистов в их упражнениях в собственных трактовках и видениях группы. Преждевременная смерть Кёртиса живо нашла аналогии с эстетикой романтизма. Такие журналисты как Джон Сэвидж и Пол Морлей довольно часто писали о Joy Division, помещая их в иерархию своего эстетического мировоззрения. По своему признанию Морлей сделал карьеру на написании статей о Joy Division. В какой-то степени, коллектив сам выбрал такую стезю, написав эпитафию на своей первой пластинке: «Это не концептуальный мини-альбом, это загадка». Визуально Joy Division представлены почти исключительно в чёрно-белой фотографии. Отстранённость подчёркивалась минималистским дизайном пластинок. Джону Пилу в Joy Division виделось что-то континентальное: «Я думаю о них всегда как о романтиках, интроспективных и несколько русских… я читал где-то, что такой тип самоанализа классифицируется как русский. И всегда, когда слышу их музыку, я ощущаю себя в какой-то мере центральноевропейски». Тони Уилсон представил Joy Division в 1979 году на телевидении как «готическую» группу.

Что касается стиля музыки Joy Division, то коллектив является одним из основных представителей постпанка. Отличительным свойством группы была бас-гитара Питера Хука, которая вела мелодию на высоких октавах. Благодаря Мартину Хэннету у Joy Division выработался «пространственный» саунд, в котором делался акцент на кристально-чистую запись ударных, в то же время завуалируя агрессивные аккорды лидер-гитары и еле различимые электро-звуковые эффекты. Со временем музыканты стали всё более активно задействовать синтезаторы. Лирика представляла персонализированные видения, без каких-либо конкретных повествовательных историй: обычно это были слепки какого-го ощущения, ситуации. Автором текстов всех песен был Кёртис, и хотя музыку он не писал, он задавал направление. По словам Хука, на репетициях он часто схватывал интересные мелодии и риффы, играемые Самнером и Хуком. «Он уловил „24 Hours“, „Insight“, „She’s Lost Control“… Если бы он не вслушивался, мы бы сыграли их раз и больше не повторили». Обычно группа наигрывала риффы, отрывки мелодий, а Кёртис пытался уловить мелодию и подобрать слова; как правило, у него было много написанных текстов, которые подтачивались под складывающуюся мелодию.

Стиль Joy Division оказал влияние на дальнейшее развитие постпанка и альтернативной рок-музыки в целом, их влияние указывалось в работах таких исполнителей как Crispy Ambulance, The Cure, The Sisters of Mercy, Front 242, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Radiohead, Editors, Swans.



Просмотров: 11128


<<< Jet
Kiss >>>