Все музыканты // Жоскен Депре
23 января 2011Оглавление:
1. Жоскен Депре
2. Рецепция
Жоскен Депре, Жоскен де Пре французский композитор, один из главных представителей франко-фламандской полифонической школы.
Биография
В 1477-78 певчий в капелле Экс-ан-Прованса, в 1480-е годы служил у кардинала Асканио Сфорцы в Милане, в начале 1480-х, предположительно, при дворе Людовика XI, в 1489-95 в папской капелле в Риме. В 1503-04 капельмейстер при дворе герцога феррарского. С 1504 до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в Конде-сюр-л’Эско, в котором был похоронен.
Творчество
Многообразное по жанрам и формам творчество Жоскена типичный образец музыки раннего Возрождения, а его полифоническая техника вершина строгого стиля XV века.
Жоскен написал около 40 мотетов, преимущественно на латинские тексты, в том числе грандиозный семичастный цикл «Vultum tuum deprecabuntur» с акростихом, в котором заключено имя композитора; мотет «Absalon fili mi» редкий эксперимент в области музыкальной риторики и гармонии написан в необычайно низкой тесситуре и дерзкими бемольными модуляциями; «Praeter rerum seriem», «Nymphes de bois» и др.
Центральная часть наследия Жоскена 18 четырёхголосных месс, считающихся высшими достижениями полифонической мессы эпохи Возрождения. Наиболее известны две мессы на тему популярной песни «L’homme armé», «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза, «Hercules dux Ferrarie», «Pange lingua», «De Beata Virgine». Яркая отличительная особенность полифонической фактуры Жоскена двухголосные каноны. В мессе «Ad fugam» верхний голос с тенором тянут канон на всём протяжении сочинения. Наиболее удивительная стилевая особенность месс: логика специфически музыкальная иногда доминирует над логикой «текстовой» и литургической, вплоть до пренебрежения нормами латинского ударения, как например, в мессе «L’ami Baudichon». Некоторые исследователи усматривают в мессах Жоскена христианскую символику.
Доля светских сочинений в творческом наследии Жоскена невелика, при этом многие его многоголосные песни доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, умеренному и эффектному использованию контрапунктической техники, среди них каноническая шансон «Baisés moy, ma doulce amye», фроттолы «In te Domine speravi» и «El grillo», поздняя шансон «Mille regretz».
Просмотров: 8222
|