Все музыканты // Жордания, Вахтанг Георгиевич
22 января 2011Вахтанг Георгиевич Жордания грузинско-американский дирижёр.
Как сообщается в некрологе «Вашингтон пост», мечта стать дирижёром посетила Жорданию в возрасте девяти лет, когда он побывал на гастрольном концерте в СССР Вилли Ферреро. Он, однако, окончил Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и лишь затем получил в Ленинградской консерватории специальность дирижёра, окончив в 1969 году класс Эдуарда Грикурова. В 1970—1973 годах был ассистентом Евгения Мравинского в Симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, в 1971 году был удостоен первой премии на Международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна.
В 1973—1974 годах главный дирижёр Симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения. Записал музыку к ряду известных советских кинофильмов, в том числе «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Дерсу Узала». В 1974—1977 годах главный дирижёр Симфонического оркестра Саратовской филармонии и доцент Саратовской консерватории. В 1977—1983 годах главный дирижёр и художественный руководитель Симфонического оркестра Харьковской филармонии и профессор Харьковского института искусств. Дирижировал праздничными концертами в честь 30-летия Харьковской филармонии в Большом зале Московской консерватории, концертами лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Заслуженный деятель искусств УССР, народный артист УССР. В харьковский период деятельности проводил около 100 концертов в год.
В 1983 году вместе со своей тогдашней возлюбленной скрипачкой Викторией Мулловой отправился на гастроли в Финляндию, откуда они нелегально перебрались в Швецию и попросили политического убежища. По словам современного журналиста, «когда Вахтанг Жордания бежал за границу, музыкальный Харьков рыдал от горя».
В ноябре того же года Жордания дебютировал в Карнеги-холле с Американским симфоническим оркестром, и, по отзыву критика «Нью-Йорк Таймс», «вся аудитория была у его ног». В дальнейшем Жордания жил и работал преимущественно в США. В 1985—1992 годах он возглавлял симфонический оркестр и оперный театр в городе Чаттануга, значительно подняв их профессиональный уровень и оживив дух приглашением в качестве солистов таких звёзд мировой музыкальной сцены, как Ицхак Перлман и Жан Пьер Рампаль, в 1991—1993 годах руководил оркестром города Спокан. Кроме того, Жордания работал с оркестрами Южной Кореи, будучи приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Корейского радио, а с 2002 года главным дирижёром и художественным руководителем Городского симфонического оркестра Тэгу.
С 1995 года Жордания возглавлял также Русский федеральный симфонический оркестр, некоторые выступления которого получили сочувственную прессу: так, по мнению критика Елены Антоновой,
при благоприятных условиях мы вправе рассчитывать на появление интересного музыкального коллектива, способного талантливо и нетривиально исполнять симфоническую музыку. Жордания показал себя самобытным, ищущим дирижером, который умеет своим пониманием музыки убедить и увлечь и исполнителей, и слушателей. В результате оркестр, управляемый им, становится одушевленным существом с едиными и неповторимыми волей, разумом, чувством.
В то же время другие критики выражали озабоченность и недоумение тем, что
Русский федеральный оркестр как стабильный коллектив не существует. Есть «товарный знак», официально оформленный, зарегистрированный. Принято и заверено документами и печатями название «Русский федеральный». <…> есть художественный руководитель и главный дирижёр, Вахтанг Жордания. Время от времени он наезжает из Штатов в Москву, собирает очередную бригаду из разных оркестров, одна-две репетиции и миссия главного вроде бы выполнена <…> Но то, что вы называете оркестром, да ещё федеральным, предполагает другой подход к работе. Имею в виду: оркестр это коллектив единомышленников, музыканты должны иметь возможность «сыграться» и т. д. Мне могут возразить: настоящим профессионалам и одной репетиции хватит. Отвечу: очень может быть, но в данном случае явно не хватило. Божественное адажио из «Щелкунчика» Чайковского прозвучало громко, крикливо, мягкий, нежный романтик Мендельсон превратился в «сухаря»; совершенно сгладились гениальные контрасты от лёгких, игриво-ироничных до глубоко трагических образов в 5-й симфонии Шостаковича. Всё было снивелировано сногсшибательными темпами и оглушающей громкостью звучания.
В 2001 году Жордания учредил в Харькове международный конкурс дирижёров «Вахтанг Жордания Третье тысячелетие», проведение которого в значительной степени финансировал из личных средств. Первые два года Жордания лично возглавлял жюри.
Старший из четырёх детей Жордании Георгий Жордания также стал известным дирижёром.
Просмотров: 7805
|