Все музыканты // Ходжес, Джонни - Творчество

23 января 2011


Оглавление:
1. Ходжес, Джонни
2. Творчество



Художник звука

Ходжес, бесспорно, испытал очень серьёзное воздействие Сиднея Беше, что отразилось и в его подходе к ритму, и в стремлении к теплоте и плавности звучания.

Солирует Джонни Ходжес

Джонни Ходжес фактически создал язык альт-саксофона и был одним из самых сильных свинговых солистов в истории джаза. Звук его альт-саксофона был незабываем и временами напоминал человеческий голос, как у вокалиста, чуть форсированно берущего верхние ноты. Он играл с плавной грацией парящего в небесах сокола, то устремляющегося вниз, то взмывающего к сияющему солнцу. Ходжес виртуозно использовал струящиеся глиссандо, исполняемые с плавностью, поражавшей других музыкантов. Главным его завоеванием были мягкость и теплота звука в пьесах балладного типа и неподражаемый свинг в более быстрых композициях. Он, наряду с Чарли Паркером, до сих пор остается лучшим за всю историю джаза альтовым саксофонистом, а в некоторых отношениях, особенно в том, что касается чувственности и страстности звучания, он превосходит последнего.

Интересно, что временами альтовый саксофон Ходжеса звучал как теноровый, что отмечали и Кути Уильямс, и Коулмен Хокинс. Ходжесу также нередко приходилось играть на сопрановом саксофоне. Он блестяще владел и этим инструментом, как и на альте, добивался стремительного, заразительного свингования. К сожалению, в 1940 году он отказался от этого инструмента, так объяснив свое решение:

  • «Дюк делал множество аранжировок с ведущей партией сопранового саксофона. И двойная ответственность — за исполнение лида, а также за солирование непосредственно после этого — была слишком тяжела».

В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес всегда выглядел скучающим и сонным. Он часто дремал, изредка открывая глаза, чтобы взглянуть на часы в ожидании своего выступления. Когда подходила очередь его соло Ходжес медленно выходил к одному из микрофонов перед оркестром. И в ту минуту, когда он начинал играть, все преображалось. Живое, эллегантное, поразительно чувственное соло Джонни Ходжеса напоминало дуновение легкого бриза.

Ходжес на протяжении многих лет вызывал к себе интерес как к выдающемуся художнику звука, исполняя темы, которые были ему во многом близки в личном плане. В данном отношении характерны его записи «The Twich», «Day Dream» и «Blues For New Orleans», последнее обращение альтиста к слушателям. Помимо выступлений в составе оркестра, он часто записывался, участвуя в различных проектах. Результатом этих сессий стали маленькие шедевры, такие как «Dooji Wooji», «Hodge Podge», «Finesse», «Passion Flower». После возвращения Ходжеса в оркестр Эллингтона, эта серия сессий продолжилась на «Verve», «RCA», «Impulse». На лейбле «Verve» состоялась запись «Duke’s In Bed». Осенью 1956 года был записан «Ellington’s All Stars Without Duke», где Джонни Ходжес достигает вершины своего творчества. И далее следует запоминающийся диск «Back To Back» 1959 года, где Ходжес и Эллингтон находятся в одном составе с трубачом Харри Эдисоном и барабанщиком Джо Джонсоном и используют свежий музыкальный материал. В течение 1960-х годов продюсер и биограф Стэнли Дэнс организовал множество джэм-сейшенов для «Impulse», где Джонни Ходжес сыграл выдающуюся роль, особенно в «Everybody Knows Johnny Hodges». Интересны были совместные проекты Ходжеса с органистом Уилдом Биллом Дэвисом в 1965 и 1966 году, где представлены многочисленные стандарты и темы, написанные самим Джонни Ходжесом.

Наконец, существует ещё один пласт творчества саксофониста, его работы в оркестрах различных студий за пределами коллектива Дюка Эллингтона. Среди наиболее значительных работ такого плана значаться записи с Билли Холидей и пианистом Тедди Уилсоном в 1936—1937 годах. Заслуживают упоминания замечательные музыкальные проекты с Лайонелом Хэмптоном, Бенни Гудменом и с Чарли Паркером. Конфронтация стилей, имевщая место в записи с Паркером, оказалась более чем захватывающей, особенно в теме К.Портера «What Is This Thing Called Love».

Творчество и жизнь великого солиста были подробно изучены французским писателем и музыкантом Борисом Вианом в книге «Пена дней». В ней есть такие слова:

  • «Несомненно, есть что-то неземное в манере игры Джонни Ходжеса, что-то необъяснимое и чувственное, и эта чувственность бестелесна».

Избранная дискография

  • 1952 — Norman Granz Jam Session
  • 1954 — More Of Johnny Hodges
  • 1954 — Used To Be Duke
  • 1955 — Johnny Hodges Dance Band
  • 1959 — Back To Back: Duke Ellington And Johnny Hodges Plays The Blues
  • 1960 — Side By Side
  • 1961 — The Johnny Hodges All Stars
  • 1961 — Johnny Hodges In Scandinavia
  • 1961 — At sportpalast, Berlin
  • 1962 — Johnny Hodges With Billy Strayhorn And His Orchestra
  • 1964 — Mess Of Blues
  • 1965 — Everybody Knows
  • 1965 — Blue Pyramid
  • 1965 — Johnny Hodges With The Lawrence Welk’s Orchestra
  • 1966 — Johnny Hodges & Will Bill Davis
  • 1966 — In A Mellotone
  • 1967 — Swing’s Our Thing
  • 1967 — Triple Play
  • 1970 — Three Shades Of Blue
  • 1989 — The Complete Johnny Hodges Sessions.1951-55


Просмотров: 8305


<<<