Все музыканты // Ханон, Юрий

23 января 2011


Оглавление:
1. Ханон, Юрий
2. Фильмография
3. Призы и премии
4. Литературные работы
5. Некоторые публикации



Юрий Ханон — советский и российский композитор, лауреат Европейского Оскара за 1988 год и дипломант российской премии «Ника» за 1989 год. Получив известность в 1988—1992 году в кинематографе, на телевидении и серией концертов, с 1993 года Юрий Ханон ушёл в тень. Среди академических композиторов Юрий Ханон выделяется своей крайне независимой позицией и замкнутым, герметическим способом жизни и творчества.

Биография

В 1988 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу композиции. Однако своими реальными предшественниками и учителями Юрий Ханон называет двух композиторов-идеологов, особых в истории музыки: А.Скрябина и Эрика Сати.

Юрий Ханон — композитор, философ, кроме того, работает как писатель, художник, студийный пианист и ботаник-селекционер. Внук знаменитого в дореволюционном Петрограде артиста-эксцентрика, автора множества популярных песен и куплетов, М. Н. Савоярова. Юрий Ханон отличается независимым и герметичным характером, ведёт замкнутый образ жизни, никогда не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации.

После 1992 года прекратил какие бы то ни было публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любое тиражирование своей музыки, полностью сконцентрировавшись на работе «в обществе самого себя».

«…Несомненно, Юрий Ханон вошёл в историю музыки как „самый закрытый композитор“. Получив в 23 года европейское признание и сделав сенсацию внутри страны, он просуществовал на публичном поле всего три года, а затем отказался продолжать так, как это принято. Захлопнув за собой дверь, и плотно задёрнув шторы, он сказал: „Всё, считайте, что меня Нет!“ …и мы, жившие в одно время с ним, не нашлись, что ему ответить».

— проф.В.Тихонов «Империя Белой Маски».

Автор балетов, в том числе «Шаг вперёд — два назад», «Шагреневая Кость», «Трескунчик», «Зижель»; опер, в том числе «Норма», «Сила судьбы», «Тусклая жизнь»; Средней Симфонии, Симфонии Собак, Веселящей Симфонии, пятичасовой оркестровой фрески «Перелистывая людей», «Внутреннего Реквиема», Мистерии «Agonia Dei» и других сочинений.

Наибольшей известностью пользуется балетная миниатюра «Средний дуэт» на музыку Ханона, поставленная Алексеем Ратманским в 1998 в Мариинском театре, а в 2006 в Большом театре и театре Нью-Йорк Сити-Балет.

«Свою лучшую работу — „Средний дуэт“ на музыку Ханона — показал прошлогодний лауреат „Маски“ Алексей Ратманский. Хореография „Дуэта“ — динамичная, напряжённая, цельная, в лексике ничуть не уступающая мировым образцам — стала настоящим открытием. Преимущество Ратманского-хореографа выглядело очевидным. <…> В „Среднем дуэте“ отсутствие прежних исполнителей хореографию покалечило, но не убило окончательно: просто напряжённая пульсация вечных инь и ян приняла форму жестокого городского романса. Тем не менее, восьмиминутный „Средний дуэт“ подтвердил свою репутацию лучшего российского и единственного по-настоящему европейского балета»..

Весьма показательным и наглядным для более точной картины существования творчества этого автора является следующий факт: «Средний дуэт», показываемый по всему миру и поставленный на самых больших сценах, все десять лет использовался всеми вышеперечисленными театрами и антрепризами пиратским образом, то есть — без составления авторского договора и отчислений.

С самого начала творческой «карьеры» свой род занятий Юрий Ханон настойчиво не обозначал словом «композитор», «писатель» или «художник». Занятие любым творчеством он видит как наименее существенную из своих возможностей. Композиторов и художников на этом свете, по его представлению, и без него более чем достаточно. «Невозможно выйти днём на улицу, чтобы не споткнуться о тело какого-нибудь очередного композитора или писателя», — так он объяснял свои взгляды в одной из статей 1993 года. Основными своими задачами он всегда считал не само искусство, а доктрину или систему, жёстко воплощаемую средствами того искусства, которым он занимается в данный момент, будь то живопись, музыка, литература или прямое изложение философии. Именно поэтому Юрий Ханон всегда определял свою профессию словом не композитор, а «каноник».

«…Юрий Ханонъ — каноник и доктринёр. Это значит, что он не просто композитор. Сочинение музыки для Юр. Ханона есть способ выразить Доктрину. Такими же способами являются литературный труд и исполнительство. Ханонъ играет фортепианные произведения Эрика Сати и Александра Скрябина. Их он считает своими учителями, а других называет „просто композиторами“. Юр. Ханонъ пишет очень много музыки. Она бывает двух видов: средняя и экстремальная. <…> Фигура Ханина чрезвычайно любопытная, уникальная для нашего времени…»



Просмотров: 10589


<<< Фуррер, Беат
Хенце, Ханс Вернер >>>