Все музыканты // Грейф, Оливье
23 января 2011Оглавление:
1. Грейф, Оливье
2. Признание
Биография и творчество
Начал играть на фортепиано в три года, сочинять музыку - с девятилетнего возраста. Окончил Парижскую консерваторию, где учился у Люсетт Декав, Тони Обена, Жана Юбо и др. С 1969 г. занимался в Джульярдской школе под руководством Лучано Берио, затем ассистировал ему при постановке Оперы Берио в Опере Санта-Фе. В 1971 г. вернулся в Парижскую консерваторию и ещё некоторое время изучал в ней оркестровку и аранжировку; к этому времени относится период сотрудничества Грейфа с пианисткой Катей Лабек, для которой он написал цикл фортепианных миниатюр. С 1978 года находился под большим влиянием Шри Чинмоя, перелагал на музыку его стихи и тексты и принял второе имя Харидаш.
К 1960-70-м гг. относится значительное количество камерных сочинений Грейфа. В 1981 г. состоялась концертная премьера камерной оперы «Но» на либретто Марка Шолоденко, встреченной коллегами и критикой настолько прохладно, что Грейф почти на 10 лет практически прекратил сочинять, занимаясь в это время, главным образом, пропагандой идей Шри Чинмоя во Франции.
Возвращение Грейфа к активной музыкальной деятельности ознаменовалось, в частности, его участием в записи фортепианного квартета Флорана Шмитта вместе с Режисом и Брюно Паскье и Роланом Пиду, получившей в 1992 г. одну из французских премий в области звукозаписи. К 1993 году относится важный для Грейфа вокальный цикл «Письма из Вестерборка» на текст писем Этти Хиллесум и отрывков из псалмов; за этим сочинением последовала и другая работа Грейфа, связанная с Холокостом, Симфония № 1 для голоса с оркестром на стихи Пауля Целана. Эта тема была важна для композитора, в том числе, потому, что его отец происходил из польских евреев и сумел выжить в Аушвице, где провел 1944-1945 годы. Струнный квартет Грейфа № 3 «Фуга смерти» также был вдохновлён стихотворением Пауля Целана, однако в итоге Грейф отказался от мысли положить его на музыку и заменил текст стихотворением Дилана Томаса And Death Shall Have no Dominion. Для следующего, четвёртого квартета Грейфа литературной основой послужил роман Джеймса Джойса «Улисс». Среди других поздних произведений Грейфа ряд вокальных сочинений, в том числе на стихи Ли Бо, Джона Донна и других английских поэтов-метафизиков, Уильяма Блейка, Гёльдерлина, Альфреда де Мюссе, Гейне, Превера, Пола Боулза. В его наследие, среди прочего, входят 23 фортепианные сонаты. К числу наиболее известных сочинений композитора относится Соната-реквием для виолончели и фортепиано.
Внезапно скончался от неустановленных причин. Похоронен на кладбище Монпарнас.
Просмотров: 8290
|