Все музыканты // Глареан, Генрих - Научная деятельность

22 января 2011


Оглавление:
1. Глареан, Генрих
2. Научная деятельность



Среди трудов Глареана особенно знаменит трактат «Додекахорд». Для Глареана-учёного характерно стремление к точности и однозначности терминологии: «То, что использовалось древними в порядке поэтической вольности — главным образом, поэтической, — на это, пожалуй, можно закрыть глаза. Однако дело обстоит совершенно по-другому в научном изложении, терминология которого должна быть незыблема и постоянна, иначе всюду получится сплошная и нескончаемая ошибка».

От всякого, кто заявляет серьёзную претензию на занятия музыкальной наукой, Глареан требовал соблюдения трёх важнейших условий: знание арифметики, знание греческого языка, владение монохордом:

Я обращаюсь ко всякому юноше <...> желая стать достойным жрецом сей дисциплины, ты должен выполнить три главнейшие условия, без которых ею в совершенстве овладеть невозможно, созерцай ты сколько угодно и превзойди в размышлениях самого Прометея. Первое — это иметь наготове в памяти правила арифметики, из области как теоретической, так и практической. Затем — не быть полнейшим невеждой в греческом языке, ибо терминология этого искусства по большей части греческая. Третье — иметь под рукой какой-либо инструмент, с помощью которого можно было бы также и слухом отмерять все звуки.

Центральная по значимости тема трактата «Додекахорд» — учение о ладах. Ссылаясь на античных музыкальных теоретиков, добавил к восьми традиционным церковным ладам ещё четыре: ионийский автентический, ионийский плагальный, эолийский автентический, эолийский плагальный:

Оригинальные структурные схемы 12 ладов Глареана
Glarean-modes.gif

Квинто-октавный остов Глареан считал важнейшей структурной особенностью лада. Для обозначения специфического для каждого лада заполнения этого остова в процессе развёртывания мелодии он использовал термин phrasis.

Новаторской была попытка Глареана распространить теорию 12 ладов на одноголосный распев. Однако модальную организацию многоголосия Глареан детально не обсуждает. Многоголосный лад по традиции он определяет по тенору, при этом другие голоса описываются как соотнесённые с тенором, написанные в «родственных» ладах:

Между ладами существует некое тайное родство, и один лад происходит от другого — и это вовсе не по прихоти симфонетов, а по природе вещей. Мы видели, когда тенор установлен в гиподорийском ладу, бас же в дорийском, а часто и в эолийском. <...> Когда тенор фригийский, то бас и кантус часто случаются эолийские, что можно видеть в Плачах Магдалины <...>, а иногда кантус бывает и гипофригийский. <...> Также, когда в теноре миксолидийский лад, кантус и бас в гипомиксолидийском etc.

Новая систематика ладов закрепилась в музыкальной теории и оказала влияние на инструментальное творчество композиторов эпохи Возрождения.



Просмотров: 8098


<<< Георгиу, Тео