Все музыканты // Гиллеспи, Диззи - Творчество
23 января 2011Оглавление:
1. Гиллеспи, Диззи
2. Творчество
3. Библиография
Мастер бибопа
Диззи Гиллеспи был одним из величайших трубачей XX столетия. Он виртуозно играл на трубе и превосходно импровизировал. Прожив 75 лет он успел невероятно много: вместе с саксофонистом Чарли Паркером в 40-е произвел революцию в джазе, породив новый стиль, бибоп, ставший во второй половине века основой джазового языка; записал сотни эпохальных пьес и альбомов, вошедших в золотой фонд джаза; создал несколько малых составов и биг-бэндов, каждого из которых было бы достаточно для увековечевания памяти. В течение многих десятилетий Гиллеспи олицетворял собой собирательный образ «головокружительного» джазмена, был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений. Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену, он был одним из мастеров скэта, то есть вокально-слогового пения, законодателем новой сценической моды, остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками.
Каунт Бэйси как-то сказал о нём:
- «Гиллеспи создал 75 % современного джаза».
Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, говорил:
- «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».
Знаменитые берет и очки в роговой оправе Диззи, манера слогового пения, труба с изогнутым раструбом на 45 градусов и сильно надутые щёки, жизнерадостный характер все это способствовало популяризации бибопа, не понятого поначалу слушателями джаза и подвергшегося сильной критике многими специалистами джаза и музыкантами.
По поводу изогнутой трубы, известный джазовый критик Леонард Фезер писал:
- «… случай произошел на вечеринке, устроенной в честь дня рождения Лоррейн в январе 1954 года в баре „Snooki“ на 44-й улице. Гиллеспи оставил свою трубу на подставке для инструментов, но кто-то из танцоров свалился на неё и при этом погнул трубу, так что её раструб оказался направленным вверх.»
Новое звучание, которое изгиб придал инструменту, понравилось Гиллеспи, и с тех пор он играл только на гнутой трубе.
Очень много было сказано и написано о неподражаемых щеках Диззи Гиллеспи. Интересно, что на ранних фотографиях где Диззи Гиллеспи в родном городе Чироу запечатлен с заезжими биг-бэндами, его щеки имеют вполне обычный, правильный вид. Раздуваться они начинают только к концу десятилетия, после переезда Диззи на восточное побережье сначала в Филадельфию, а потом и в Нью-Йорк. Объяснение этому дает Барнхарт:
- «… в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, когда они создавали эту новую музыку бибоп, он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами, пытаясь их „зарезать“. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя то есть когда и его мышцы уже начинали сдавать. Чтобы не уступать саксофонистам, Гиллеспи опирался на свои щёки; в саксофон можно дуть хоть пять часов, усталость при этом не сравнима с усталостью человека, играющего на трубе. Губы трубача во время игры, вибрируя, ударяются о жесткий мундштук, в то время как саксофонист имеет дело с довольно мягкой тростью. Когда мышцы, составляющие амбушюр, устают … щёки неизбежно начинают компенсировать недостаток поддержки на губах, раздуваясь сильнее, чем обычно. Именно это и случилось с Гиллеспи. А не смеялись над ним, над его странным видом, по одной простой причине никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл, а не на том, как он при этом выглядел. Мышцы щёк он использовал для того, чтобы дополнить выдох от диафрагмы. Да, щёки раздувались, но он не терял контроля над потоком воздуха».
Кроме того, истинной сенсацией в мире джаза было использование Гиллеспи элементов афро-кубинского музыкального наследия, примером чему в частности служит выдающаяся обработка песни Mas Que Nada. Под влиянием бонго и конга Диззи Гиллеспи значительно усложнил ритмическую структуру джаза и внедрил в биг-бэнд пульсирующее звучание. Однако помимо экзотических для того времени афрокубинских нововведений, фурор в мире больших оркестров произвело новое звучание бибопа в исполнении биг-бэнда Диззи Гиллеспи. Радикально новый бибоп отразился в композиции «Cubana Be Cubana Bop», написанной Джорджем Расселом, в будущем дирижёром и теоретиком. В дальнейшем Диззи Гиллеспи открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков, среди которых Гил Фалле, Джон Льюис, Чикко О’Фэррил и Тэд Дамерон. Оркестр Гиллеспи того времени, предвосхитил «гибкость звучания» современных биг-бэндов.
Избранная дискография
- 1941 Dizzy Gillespie with Charlie Christian. Esoteric
- 1945 Complementary Works, Vol. 5. Masters of
- 1945 In the Beginning. Prestige
- 1945 Shaw Nuff. Musicraft
- 1946 Modern Trumpets .Dial
- 1946 Dizziest .Bluebird
- 1946 One Bass Hit .Musicraft
- 1946 Live at the Spotlite. Hi-Fly
- 1946 Live 1946. Bandstand
- 1947 At the Downbeat Club
- 1947 It Happened One Night. Natural
- 1947 Live at Carnegie Hall. Artistry
- 1947 Jivin' in Be Bop .Moon
- 1948 Dizzy Gillespie and Max Roach in Paris. Vogue
- 1948 Dizzy Gillespie and His Big Band GNP. Crescendo
- 1948 Good Bait .Spotlite
- 1950 Dizzy Gillespie Plays, Johnny Richards…. Discovery
- 1951 Dee Gee Days: Savoy Sessions . Savoy
- 1951 Dizzy Gillespie. Dee Gee
- 1951 The Champ .Savoy
- 1951 School Days .Savoy Jazz
- 1952 Dizzy Gillespie, Vol. 2 . Atlantic
- 1952 Dizzy Gillespie, Vol. 1 . Atlantic
- 1952 Horn of Plenty. Blue Note
- 1952 Dizzy Gillespie in Concert. Daybreak
- 1952 Dizzy Gillespie in Paris, Vol. 2. Vogue
- 1952 Dizzy Gillespie with Strings. Clef
- 1952 Jazz from Paris. Clef
- 1952 Dizzy Gillespie/Gerry Mulligan. Europa
- 1952 On the Sunny Side of the Street. Moon
- 1952 In Paris. Vogue
- 1953 Dizzy over Paris. Roost
- 1953 Dizzy Gillespie Paris Concert. GNP
- 1953 Concert in Paris. Roost
- 1953 Dizzy Gillespie in Paris, Vol. 1. Vogue
- 1953 Pleyel Concert 1953. Vogue
- 1953 Hot Vs. Cool. MGM
- 1953 The Greatest Jazz Concert Ever. Prestige
- 1953 The Dizzy Gillespie/Stan Getz Sextet, Vol. 1. Norgran
- 1953 The Dizzy Gillespie/Stan Getz Sextet, Vol. 2. Norgran
- 1953 Diz and Getz. Verve
- 1953 And Stan Getz. PolyGram
- 1953 Dizzy in Paris. Contemporary
- 1954 Afro. Norgran
- 1954 Dizzy Gillespie and His Orchestra. Norgran
- 1954 Jazz Recital. Verve
- 1954 And His Latin Rhythm: Afro. Verve
- 1954 —'Round Midnight. Verve
- 1954 Dizzy and Strings. Norgran
- 1954 Diz Big Band. Norgran
- 1954 Dizzy Gillespie with Roy Eldridge. Verve
- 1954 The Trumpet Kings. Verve
- 1954 Trumpet Battle. Verve
- 1954 Dizzy Gillespie Orchestra. Allegro
- 1954 Dizzy Gillespie and His Original Big Band. GNP
- 1955 One Night in Washington. Elektra
- 1955 The Dizzy Gillespie Big Band. Verve
- 1955 Tour De Force. Verve
- 1956 The Modern Jazz Sextet. Verve
- 1956 Dizzy in Greece. Verve
- 1956 World Statesman. Norgran
- 1956 On Tour with Dizzy Gillespie and His Big Band. Artistry
- 1956 For Musicians Only. Verve
- 1956 Dizzy Gillespie Plays. Allegro
- 1956 Dizzy Gillespie and His Big Band at Birdland. Sandy Hook
- 1957 Birk’s Works. Verve
- 1957 Dizzy Gillespie and Stuff Smith. Verve
- 1957 «Live» 1957 Jazz. Unlimited
- 1957 The Live in Chester. Jazz Hour
- 1957 Sittin' In. Verve
- 1957 Dizzy Gillespie and Count Basie at Newport. Verve
- 1957 At Newport. Verve
- 1957 Dizzy Gillespie Duets. Verve
- 1957 Sonny Rollins / Sonny Stitt Sessions. Verve
- 1957 Duets: Sonny Rollins and Sonny Stitt. Verve
- 1957 The Greatest Trumpet of Them All. Verve
- 1957 Sonny Side Up. Verve
- 1957 Dizzy at Home and Abroad. Atlantic
- 1959 The Ebullient Mr. Gillespie. Verve
- 1959 Have Trumpet, Will Excite!. Verve
- 1959 Diz and Bird Royal. Roost
- 1959 Copenhagen Concert. Steeple Chase
- 1961 An Electrifying Evening with the Dizzy…. Verve
- 1961 Carnegie Hall Concert. Verve
- 1961 Perceptions. Verve
- 1961 A Musical Safari. Booman
- 1961 Gillespiana. Verve
- 1961 Dizzy Gillespie Quintet in Europe. Unique
- 1962 New Wave. Philips
- 1962 Jazz on the French Riviera. Philips
- 1962 Dizzy on the French Riviera. Philips
- 1962 The New Continent. Limelight
- 1962 Composer’s Concepts. EmArcy
- 1963 Something Old, Something New. Philips
- 1963 Dizzy Gillespie and the Double Six of Paris. Verve
- 1963 Dizzy Gillespie Goes Hollywood. Philips
- 1963 The At Newport. Tristar
- 1963 Dateline Europe. Reprise
- 1964 The Cool World. Philips
- 1964 Jambo Caribe. Verve
- 1965 With Gil Fuller and the Monterey Jazz…. Blue Note
- 1965 And His Quintet. RTE
- 1966 Soul Mates. VSP
- 1967 Swing Low, Sweet Cadillac. GRP/Impulse!
- 1967 Live at the Village Vanguard. Blue Note
- 1967 Jazz for a Sunday Afternoon. Solid State
- 1968 Reunion Big Band. MPS
- 1969 My Way. Solid State
- 1969 Soul and Salvation. Tribute
- 1969 Sweet Soul. Gateway
- 1969 The Beginning: Diz and Bird. Roost
- 1970 Enduring Magic Black. Hawk
- 1971 Giants. Perception
- 1971 The Real Thing. Perception
- 1971 The Giants of Jazz and Dizzy Gillespie Live. Jazz Door
- 1971 Dizzy Gillespie and the Dwike…. Mainstream
- 1971 Blues People. Koch
- 1972 Giants of Jazz. Atlantic
- 1973 The Giant. Accord
- 1974 Dizzy’s Big 4. Analogue
- 1974 Trumpet Kings Meet Joe Turner. Pablo
- 1974 Dizzy’s Big 4. Pablo/OJC
- 1975 Afro-Cuban Jazz Moods. Original Jazz
- 1975 The Dizzy Gillespie Big Seven. Pablo
- 1975 At the Montreux Jazz Festival 1975. Original Jazz
- 1975 The Trumpet Kings at Montreux '75. Pablo
- 1975 Bahiana. Pablo
- 1976 Dizzy’s Party. Original Jazz
- 1977 Free Ride. Original Jazz
- 1977 Gifted Ones. Pablo
- 1977 Montreux '77. Pablo
- 1978 Diz. RCA
- 1979 Manteca. Pickwick
- 1979 Live at the Monterey Jazz Festival. Ala
- 1980 Trumpet Summit Meets Oscar Peterson Big Four. Original Jazz
- 1980 At Montreux. Pablo
- 1980 Digital at Montreux, 1980. Pablo
- 1980 Summertime. Pablo
- 1980 Summertime Montreux 1980. Pablo
- 1981 Endlessly. MCA
- 1981 Jazzbohne Berlin 1981. Repertoire
- 1981 Musician, Composer, Raconteur: Plays & Raps…. Pablo
- 1982 To a Finland Station. Fantasy/OJC
- 1984 Closer to the Source. Atlantic
- 1984 New Faces. GRP
- 1986 Dizzy Gillespie Meets the Phil Woods Quintet. Timeless
- 1989 Max + Dizzy, Paris 1989. A&M
- 1989 Live at Royal Festival Hall. Enja
- 1989 Symphony Sessions. Pro Arte
- 1990 Winter in Lisbon. Milan
- 1990 On the French Riviera. Polygram
- 1991 Rhythmstick. CTI
- 1991 Bebop and Beyond Plays Dizzy Gillespie. Blue Moon
- 1991 Dizzy Gillespie & Mitchell Ruff. Mainstream
- 1992 To Bird With Love: Live at the Blue Note. Telarc
- 1992 Dizzy Gillespie with Gil Fulle .Capitol
- 1992 To Diz with Love: Diamond Jubilee Recordings. Telarc
- 1993 Hot Licks: Live Sweet. Soul Sound
- 1993 Ruff Duo. Sony
- 1993 Live: Village Vanguard. Capitol
- 1994 Big Bands. LRC
- 1994 Lady Be Good Four. Star
- 1994 Strangers in Paradise. ITM
- 1994 Con Alma. Jazz World
- 1994 All the Things You Are. Drive
- 1995 Groovin' with Diz. Black Label
- 1995 No More Blues. Moon
- 1995 Hot House. Prime Cuts
- 1995 Swing Love. Babacan
- 1995 Diz Meets Stitt. Moon
- 1996 Groovin' High. Eclipse Music
- 1996 Night in Tunisia
- 1996 Things to Come. Delta
- 1996 Live at the Latino Jazz Festival '85. Babacan
- 1996 Night and Day. Collector’s
- 1997 Be Bop. Delta
- 1997 Dizzy for President. Knitting
- 1997 Drive. Archive
- 1997 Groovin' High. Indigo
- 1997 Pleyel Jazz Concert 1948. BMG
- 1998 Triple Play. Telarc
- 1998 Paris Jazz Concert 1960. Malaco
- 1999 Dizzy in South America: Official U.S. State…. Cap
- 1999 Night in Tunisia. Early Bird
- 2000 The Rhythm Man. Magnum
- 2000 Live: Chester, Pennsylvania, June 14, 1957. Storyville
- 2000 Live at the Royal Festival Hall. BBC
- 2000 In Concert…Carnegie Hall. Collectables
- 2000 Anthology
Избранные DVD
- Dizzy Gillespie Live In Montreal
- Dizzy Gillespie Live 14th July 1977 / Live 16th July 1975
- Dizzy Gillespie Live At The Royal Festival Hall, London
- Dizzy Gillespie Jazz 625
- Dizzy Gillespie Wolf Trap Salutes
- Dizzy Gillespie Live At The New Jersey Festival 1987
Просмотров: 9826
|