Все музыканты // Фредди Хаббард
23 января 2011Оглавление:
1. Фредди Хаббард
2. Дискография
Фредерик Дивэйн «Фредди» Хаббард американский джазмен-трубач, известен начиная с 1960-х годов как музыкант, игравший в стилях би-боп, хард-боп и пост-боп. Его неповторимый стиль оказал влияние на многих джазменов и открыл новые перспективы би-бопа.
Биография
Ранний этап карьеры
Хаббард начал играть на мелофоне и трубе в школьном бэнде полной школы Arsenal Technical в Индианаполисе, штат Индиана. Трубач Ли Кацман, поработавший вместе со Стэном Кентоном, рекомендовал его к обучению в Консерватории Артура Джордана, где он обучался вместе с Максом Вудбари, ведущим трубачом Индианаполисского Симфонического Оркестра. В годы своей молодости Хаббард немного поиграл вместе с братьями Монком и Уэсом Монтгомери, контрабасистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Спраудингом. В 1958 году в возрасте 20-ти лет он переехал в Нью-Йорк и начал играть с ведущими джазовыми музыкантами своего времени: Филли Джо Джонсом, Сонни Ролинсом, Слайдом Хэмптоном, Эриком Долфи, Джи Джи Джонсоном, Куинси Джонсом. В июне 1960 года Хаббард записал свою первую композицию в качестве солиста Open Sesame с саксофонистом Тиной Брукс, пианистом МакКой Тёрнер, контрабасистом Сэмом Джонсом и ударником Клиффордом Джарвисом. В декабре 1960 года Хаббарда пригласили поучаствовать в фестивале Ornette Coleman’s Free Jazz, после того как Коулман услышал иго игру в дуэте с Доном Черри.
Поле этого, в мае 1961 года Хаббард принял участие в записи альбома Джона Колтрейна «Olé Coltrane», позже он с Эриком Долфи участвовал в записи еще одного альбома Колтрейна «Africa/Brass». В августе 1961 года Хаббард записал одну из своих наиболее известных композиций «Ready for Freddie» которая стала первым плодом его сотрудничества с саксофонистом Уэйном Шортером. Хаббарт познакомился с Шортером в 1961 году, заменив Ли Моргана в коллективе Арта Блэйки «Jazz Messengers». Он принимал участие в записях многих композиций бэнда, в том числе «Caravan», «Ugetsu», «Mosaic» и «Free For All». Хаббард сотрудничал с Блэйки вплоть до 1966 года, когда он покинул «Jazz Messengers», создав первый из своих небольших бэндов, в котором, помимо прочих играли пианист Кенни Бэррон и ударник Луис Хэйс. Именно в это время Фредди начал развивать собственное понимание звука, постепенно дистанцируясь от сильного влияния, которое оказали на него в ранние годы Клиффорд Браун и Морган; благодаря этому он выиграл в номинации «Новая звезда трубач» по версии авторитетного журнала Downbeat.
На протяжении 1960-х годов Хаббард в качестве исполнителя принимал участие в записи большинства важнейших альбомов того времени, как то альбомы Оливера Нельсона «The Blues» и «Abstract Truth», Эрика Долфи «Out to Lunch», Херби Хэнкока «Maiden Voyage» и Уэйна Шортера «Speak No Evil». На протяжении десятилетия он широко сотрудничал со студией Blue Note Records: восемь альбомов в качестве солиста бэнда и двадцать восемь в качестве исполнителя. О Хаббарде говорили как о «самом замечательном трубаче поколения музыкантов, с одной стороны игравших „тоновый“ джаз, а с другой, принадлежавших к атоновому направлению» . К тому же, Хаббард никогда не принимал полностью концепцию фри-джаза, который проявился в двух его знаковых альбомах: «Coleman’s Free Jazz» и «Coltrane’s Ascension».
Поздняя карьера
В 1970-х годах Хаббард достиг наибольшей популярности, связанной с серией альбомов, записанных в сотрудничестве с Кридом Тэйлором и его студией CTI Records и затмивших таких мэтров как Стэнли Тёррентайн, Хьюберт Лоуз и Джордж Бенсон. К тому же, альбомы начала десятилетия «Red Clay», «First Light», «Straight Life» и «Sky Dive» были положительно восприняты публикой и вошли в число его лучших работ, а вот альбомы второй половины 70-х годов части критиковались за излишнюю коммерциализацию. Альбом «First Light» в 1972 году выиграл премию «Гремми», в его записи приняли участие пианисты Херби Хэнкок и Ричард Вьяндс, гитаристы Эрик Гэйл и Джордж Бенсон, контрабасист Рон Картер, ударник Джек Де Жоне и перкуссионист Аирто Морейра. В 1994 году Фредди в соавторстве с чикагской вокалисткой Катрин Уитни выпустил римейк альбома «First Light».
В 1977 году Хаббард присоединился к экс-членам Квинтета Майлса Дэйвиса Херби Хэнкоку, Тони Вильямсу, Рону Картеру и Уэйну Шортеру, с которыми дал несколько совместных концертов. Несколько записей этих концертов были изданы в серии VSOP: VSOP: The Quintet, VSOP: Tempest in the Colosseum и VSOP: Live Under the Sky. Хаббард играл партию трубы при записи трека «Zanzibar» в альбоме Билли Джоэла «52nd Street», выигравшем премию «Гремми» в номинации «Альбом года». К конце композиции студийная музыка наложена на запись выступления Хаббарда; «чистая» студийная версия вышла только в сете Билли Джоэла «My Lives» в 2004 году.
В 1980-х годах Хаббард вновь выступал с собственным коллективом, получая весьма лестные отзывы критиков и играя на концертах и фестивалях в США и Европе, обыкновенно в компании Джо Хендерсона, сочетая в репертуаре хард-боп и модальный джаз. Хаббард дважды играл на легендарном Монтеррейском Джазовом фестивале в 1980 и 1989. Он играл с Вуди Шоу, записывавшейся с ним в 1985 году, двумя годами позже Фредди записал «Stardust» с Бенни Голсоном. В 1988 году он возобновил сотрудничество с Артом Блэйки, записав с ним в Голландии «Feel the Wind». В 1990 году он появился в Японии, играя одну из первых ролей на Американо-японском джазовом фестивале, где также играли Элвин Джонс, Сонни Фочн, пианисты Джордж Дьюк и Бенни Грин, контрабасисты Рон Картер и Руфус Райд, вокалистка Салена Джонс. Он также выступал и на Вашавском джазовом фестивале; запись этого концерта вышла в альбоме «Live at the Warsaw Jazz Festival». Лучшие записи пришлись на лучшие годы его жизни.
В 2006 году Национальный Фонд Искусств присвоил Хаббарду высшую награду в мире джаза NEA Jazz Masters Award.
29 декабря 2008 года газета The Indianapolis Star сообщила, что Фредди Хаббард умер в результате осложнений после сердечного приступа, перенесенного 26 ноября того же года. Хаббард скончался в округе Шерман-Оукс, Лос-Анджелес, Калифорния.
В последние годы Хаббард был тесно связан с фондом Jazz Foundation of America. Он рассказывал: «Когда у меня начались проблемы с сердцем и я не мог работать, The Jazz Foundation в течении нескольких месяцев оплачивал мои счета за жильё, благодаря им я сохранил свой дом! Спасибо богу за этих людей» . Благотворительный фонд Jazz Foundation of America’s Musicians' ухаживал за Хаббардом на протяжении его болезни. После своей смерти он завещал фонду все свое имущество.
Просмотров: 8474
|